Особенности сюжетной игры детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Лаптева Валентина Васильевна

В этой статье можно узнать об особенностях сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет, о её значении  в социальном и психологическом становлении личности дошкльника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnye_igry_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лаптева В. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 60 комбинированного вида

Калининского района

г. Санкт-Петербург

 « Особенности сюжетной игры детей среднего дошкольного возраста»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь.

 Сюжетно – ролевые игры имеют большое значение в психологическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, организовывать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умение настоять на своем, а так же совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что в свою очередь помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Именно в среднем дошкольном возрасте у детей появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определённая экономность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные события и явления. Руководство играми детей среднего возраста педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приёмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы.  В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной – двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других. Воспитатель также должен использовать разнообразные приёмы формирования у детей умения организовывать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание  игры, договариваться,  распределять  роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д. Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берёт на себя не основную роль, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

Отметим, что сюжетно-ролевая игра дошкольников среднего возраста в своем развитии проходит несколько последовательных стадий: ознакомительная игра, изобразительная игра; сюжетно – изобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Все элементы сюжетно ролевой игры с усвоением выделенных стадий складываются у дошкольников только к 3-5 годам, то есть к среднему дошкольному возрасту. Так, например, в этот период дошкольник уже может правильно ухаживать за куклой: вымоет ей руки перед едой, повяжет салфетку, проверит, не горячая ли еда, при этом кормить будет ложкой, а поить из чашки. Подобно этому действию дошкольник среднего возраста уже может применять свои сформировавшиеся навыки сюжетно-ролевой игры и в других ситуациях. Данный факт объясняется простотой выбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним, ведь в среднем дошкольном возрасте игра носит процессуальный характер и главное в ней – действие. В рассматриваемом возрасте в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, которые указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от выбранной роли. Помимо этого, дошкольники уже могут меняться ролями в процессе игры и выполняют сами действия ради смысла, заложенного в игровой сюжет, то есть происходит отделение игровых взаимодействий от реальных.

Чтобы качественно улучшить процесс сюжетно-ролевой игры, и как следствие, привить ребенку требуемые для последующей игровой деятельности навыки, необходимо в работе воспитателя и психолога придерживаться определённых методов. Рассмотрим рекомендованные методы подробнее:

1. Первая группа методов связана с обогащением детей впечатлениями, знаниями, представлениями об окружающем мире. К ним можно отнести экскурсии, чтение художественных произведений, наблюдения, встречи с людьми разных профессий, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек или персонажей кукольного театра.

2. Вторая группа методов способствует становлению и развитию игровой деятельности. Среди них значимую роль играет непосредственное, но ненавязчивое участие воспитателя в игре. Кроме того, воспитатель помогает дошкольникам использовать имеющиеся у них знания, путём специального подбора игрового материала, каких-либо определённых предложений, напоминаний, советов или бесед. Основной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, знаний, интересов и желаний каждого ребёнка. Так, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. От того насколько хорошо воспитатель подберет роль под каждого ребенка будет зависеть заинтересованность дошкольников в предлагаемой игре. При устойчивом интересе к игровому процессу игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев и, наоборот, если заинтересовать детей не удастся, то её продолжительность не будет больше получаса.

3. Третья группа методов направлена на обучение детей среднего дошкольного возраста конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы, как: совместное выполнение воспитателем и детьми построек, рассматривание образца воспитателя и показ приёмов конструирования, использование схем, таблиц.

Приведённые выше методы воздействия на ход сюжетно-ролевой игры способствуют дальнейшему позитивному развитию не только активной игровой деятельности дошкольников среднего возраста, но и помогают в формировании навыков учебно-игровой деятельности, которая к старшему дошкольному возрасту становится ведущей деятельностью. Преимуществом сюжетно-ролевых игр для развития обучающей игровой деятельности является то, что дошкольники начинают своё обучение, играючи, они относятся к получению новых учебных знаний как к ролевой игре с определенными правилами. Однако следую установленным в игре правилам, дети незаметно для себя овладевают элементарными учебными действиями.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры среднего возраста. Так как дети проводят большое количество времени именно в сюжетно-ролевой игре, задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовывать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Светлый горизонтальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста

Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.         Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...

Консультация для воспитателей «Сюжетно – ролевые игры детей среднего дошкольного возраста».

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключаетсяНе в еѐ результатах, а в самом процессе....

Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."

Статья на тему  "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."...

Сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста в детском саду.

Методическая разработка для воспитателей детского сада...

Сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста

В материале говорится об особенностях, огромной важности и значении сюжетно-ролевой игры именно в среднем дошкольном возрасте....