Статья Из опыта работы тьютора в ДОУ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зудина Галина Васильевна

Статья Из опыта работы тьютора в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Тема: «Из опыта работы тьютора в разновозрастной группе компенсирующей направленности (со сложным дефектом) в ДОУ»

Автор публикации:

Зудина Галина Васильевна

тьютор

 ГБДОУ детский сад № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                                                       

    Работаю тьютором в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (5-7 лет). Группу посещают 9 детей, из них несколько детей нуждаются в сопровождении тьютора по рекомендациям территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

   Аутизм - это неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Это форма нарушения контактов со взрослыми и детьми, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. При этом значительно снижена активность всех видов деятельности.

   На начальном этапе совместно со специалистами группы (психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом), воспитателями было проведено анкетирование родителей, заполнены листы наблюдений и педагогической диагностики.

    Таким образом были выявлены дефициты в социализации, в навыках самообслуживания, в образовательной деятельности, намечены методы компенсации, и обозначено время их устранения в режимных моментах.

    Мне необходимо было выявить индивидуальные особенности проявления у конкретных детей, какие высшие психические функции (ВПФ) западают при этом нарушении, на какие положительные моменты можно опираться, то есть то, что ребенок может освоить достаточно хорошо.

  Я начала вести ежедневный дневник наблюдений, задачами которого стало выявление дефицитов, актуальных проблем поведения и потребностей ребенка в психолого –педагогической поддержке.

   В адаптационный период наблюдалась следующая картина: мой тьюторант, находясь в группе,  ничем не интересовался: ни игрушками, ни настольно печатными играми, не обращал внимания на других детей и взрослых.  Невозможно было привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности. Ребенок оставался ко всему «равнодушным», предпочитал какое-то время лежать на диванчике, потом начинал бегать по группе, размахивать руками, издавая невнятные звуки.  Характерное наличие так называемых стереотипий (стимов-самостимуляций: кружение, вокализация и т.д.)

   Мой день тьютора в группе начинается с приёма ребёнка в детский сад и взаимодействия с родителями.  Я выясняю состояние здоровья мальчика, в каком он сегодня настроении. В каждодневных беседах с родителями также выясняла чем ребенок интересуется в привычной домашней обстановке, каковы его индивидуальные особенности, способности.  

   

Дефициты поведения и потребности в психолого–педагогической поддержке              …               (Фамилия имя ребенка, тьторант 2)

Самообслуживание

Образовательная деятельность

Социализация

Одареннось

Выявленный дефицит

 Навыки не сформированы

Трудности коммуникации

Трудности коммуникации со сверстниками (причина: РАС не может поддерживать, инициировать соц. взаимодействие, моторная алалия)

 Очень хорошее зрительное восприятие и  зрительная память.

Метод компенсации

Алгоритмы мытья рук, одевания/ раздевания

Ситуативная помощь.

Повторение инструкции с помощью карточек Пекс, опорных схем, пиктограмм

Альтернативная коммуникация

Определение правил группы и закрепление их в опорных схемах

Время в режиме дня

Сопровождение во время режимных моментов

С 8.30-до ухода домой

НОД

Ситуативная помощь тьютора

   Специалистами группы был разработан индивидуальный образовательный маршрут. С родителем (законным представителем) ребенка была проведена консультация «Социально-коммуникативное развитие. Индивидуальный образовательный маршрут». В рамках  календарно-тематического плана осуществляется ежедневное взаимодействие  специалистов, воспитателей, тьютора.

    Также было обсуждено взаимодействие по организации сопровождения ребенка инструктором по физическому развитию, музыкальным руководителем.

    Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты, образовательная и иные виды деятельности.  Для освоения этих задач ребенком требуется подбор и адаптация педагогических средств, другими словами индивидуализация образовательного процесса.

    Тьютор как раз тот человек, который способствует ознакомлению ребенка с предметно-развивающей средой, сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка, поддерживает его психо-эмоциональную стабильность. Он организует процесс так, чтобы ребенок освоил адаптированную программу.  Обеспечивает индивидуальный подход. Тьютор, в данной ситуации, является одним из основных, необходимых специалистов, который обеспечивает успех в реализации инклюзивного образования.

    В контексте календарно-тематического планирования от специалистов группы: психолога, логопеда, дефектолога я получаю конкретные инструкции, каким навыкам и с помощью каких приемов развивать ребёнка.

   Я ежедневно помогаю своему воспитаннику осваивать общепринятые нормы поведения, распорядок дня, способствую его социализации – включении ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы. Помогаю воспитателям в работе по формированию положительных межличностных отношений в коллективе детей.

   Далее я хотела бы рассказать, как примерно проходит день ребенка.  По приходу мальчика в группу, побуждаю его участвовать в утреннем ритуале приветствия. Если ребенок пришёл в хорошем расположении духа, он повторяет за мной слова приветствия «здравствуйте».  Я стараюсь побеседовать с ним на разные темы в зависимости от ситуации. Если ребенок ответит на некоторые вопросы, это уже большой успех!

   Во время приемов пищи я нахожусь рядом. Вообще ребенок очень избирателен в еде. Формирую умения правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, соблюдать очередность блюд.  

   Затем начинается занятие в группе. Дети с аутизмом очень быстро устают как физически, так и психологически. Мальчику необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Когда он устаёт, я предлагаю ему динамические упражнения (Самолет, Ракета, Бабочка), или упражнение пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются», «Самомассаж», «Послушный карандаш», «Карандашик не роняй» и т.д. или переходим в другое помещение (спальню). Там есть возможность попрыгать на релаксирующем пуфе, или поиграть в дидактические игры, потом выполнить рекомендации специалистов.

   В свободной деятельности некоторые дети нашей группы играют с игрушками. Петя чаще всего пассивен, не включается в эти игры. Я стараюсь привлечь его к общению со сверстниками, обращаю его внимание на удачные примеры для подражания. Использую ситуации в воспитательных целях: побуждаю пожалеть, если кто-то расстроен, помочь кому-либо и т.д. эмоционально поощряю его действия похвалой и одобрением. Когда мы собираемся на прогулку, Пете требуется помощь в осуществлении навыков самообслуживания. Я беру его руки в свои и показываю, как нужно делать. Такой телесный контакт снижает уровень тревожности мальчика. Для успешного выполнения действия должны быть чётко спланированы. Ребёнок должен быть уверен в том, что делать сначала, какой следующий шаг, как завершить. Для закрепления навыка мы используем пооперационные карты, индивидуальный планшет, на которых в виде рисунков и символов обозначены все действия по порядку. Планшет кладу рядом с мальчиком и, постукивая пальчиком по соответствующей картинке, для концентрации зрительного внимания, побуждаю ребенка соблюдать определенный порядок одевания. В раздевалке размещена   и общая схема «Как одеться на прогулку». Такие тематические алгоритмы есть и в других помещениях группы.

Я использую каждую возможность для предметного общения с ребенком, привлекая его внимание к размещенному на ковролине наглядно-дидактическому материалу вопросами, например: «Что из фруктов любишь кушать, не любишь?», «Что с мамой покупали в овощном магазине», «Посмотри на картинку. Какую одежду носишь сейчас, осенью, а какую летом?» и т.д.

   Прогулка так же не обходится без сопровождения тьютора. Любимое занятие мальчика покачаться на качелях, мне надо проследить, чтобы другие дети и он соблюдали меры безопасности, так как у детей нашей группы присутствуют двигательные нарушения, касающиеся быстроты, точности и ловкости движений.

    Привлекаю его и к подвижным играм с простыми правилами, таким как «Догонялки», «По камешкам», «Через палочку», к игре с мячом «Бросай дальше, подкинь выше, забей гол», с обручем. Ребёнок любит исследовать площадку, делать раскопки, в этом случае присутствие тьютора рядом с ребенком необходимо, чтобы поддержать его деятельность, побудить его понаблюдать: сухой песок или мокрый, сыпется или лепится, из чего он состоит и т.д.

   Когда за мальчиком приходит мама, я делюсь с ней успехами, достижениями сегодняшнего дня и рассказываю о возникших проблемах.

    Надеюсь, что создание условий для единства воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач станет основой для социализации наших детей в обществе.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Что такое динамический час?Структура динамического часа.Формы проведения динамического часа....

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов,...

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...