Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
консультация
занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигурки и создают весёлые игровые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут «тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди многообразия видов ручного творчества особое место занимает конструирование. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка. В ней находят своё отражение особенности восприятия ребенком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги «оригами». Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло педагогов России, как средство решения многих педагогических задач. А именно, развитие мелкой моторики пальцев, развитие речи, интеллектуальное развитие и многое другое. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов 1 складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Например, сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Искусство «оригами» – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем, ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
При обучении детей технике оригами я использую следующие приёмы:
1. Объяснение, сопровождаемое показом с опорой.
2. Выполнение действий с детьми с проговариванием. Педагог показывает, как складывает фигуру, комментирует действия и задаёт вопросы. Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
3. Сказка-оригами. Например, сказка о волшебном превращении бумажного квадрата.
Для того, чтобы фигурка получилась, необходимо соблюдать правила при обучении технике «оригами»:
1. Заготовка должна иметь точно квадратную или прямоугольную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, белой или цветной.
3. Показ изготовления нужно производить на столе, заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
4. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ другого - выполнение детьми и т. д.
5. Линии сгиба должны тщательно разглаживаться, совмещение сторон и углов должно быть точным.
6. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.
В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. Большое внимание на занятиях отводится игровым мотивациям. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главный вид деятельности ребёнка. Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, т. е придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками. После того, как дети освоят процесс складывания фигурок, можно будет попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности. Создать театр оригами. Целью создания такого театра является развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников.
Подводя итог ещё раз хочется отметить, что занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигурки и создают весёлые игровые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Самообразование: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ. В то же время, он работает на...
Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Оригами как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста
В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика...