Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
материал (подготовительная группа)

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_origami.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

           бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                             «Детский сад №236» г. Омск

           План по самообразованию воспитателя      

      подготовительной группы «Веселые ребята».                                              

        Шульгиной Елены Владимировной

                                 воспитатель

Тема: «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

                                                             

   

                                                                     2019-2020 у. г.

                                                     Г. Омск

           Индивидуальный план работы  по      

           самообразованию на 2019-2020 г.г.

Тема: «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Ф.И.О. педагога:  Шульгина Елена Владимировна

Специальность: воспитатель БДОУ  г. Омска «Детский сад № 236».

Образование: средне-специальное

Стаж педагогической работы: 1 год

Курсы повышения квалификации: «Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя», 25.03.2019 г.

Дата начала работы над темой:  2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2020 год

                                                                       Актуальность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки.

Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами.

Задачи:

- Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

-Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

-Развивать пространственное воображение – учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.

Ожидаемый результат:

-Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки.

-Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки способом оригами.

-У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.

-Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- консультативная работа с родителями.

План работы с детьми и родителями дошкольников.

Месяц

Работа с детьми

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика развития мелкой моторики;

Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами?»

Д/и по ориентированию на плоскости листа «Зоопарк», «Куда плывёт рыбка».

Изучение методической литературы по выбранной теме; анализ проведенной диагностики.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать?»

Октябрь

Познакомить с базовыми формами в оригами;

упражнять детей в аккуратном складывании.

Изготовление поделки в технике оригами «Кленовый лист»

Наличие консультативного материала; наличие работ; разработка перспективного плана по данной теме.

Консультация для родителей

 «Значение оригами

для развития умственных и творческих способностей детей»

Ноябрь

Д\И по развитию мелкой моторики «Волшебный мешочек»; изготовление подарка ко дню Матери «Цветок для мамы»

Наличие детских работ;

Изготовление памятки «Азбука для родителей»;

Наличие материала по дидактическим играм.

Памятка для родителей «Азбука оригами»

Декабрь

Чтение сказки «Девочка и снежинка» Марии Шкуриной; изготовление новогодней поделки в технике оригами,

Выставка новогодних поделок; размещения материала по данной теме на педагогических сайтах.

Домашнее задание: Закрепление с детьми элементарных приемов в технике оригами.

Январь

П\И «Зайка», изготовление поделки «Заяц»

Наличие детских работ;

Посещение семинаров, мастер-классов по данной теме.

Консультация «Влияния оригами на развитие речи дошкольников»

Февраль

Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля; закрепление  основных приемов  оригами.

     

Написание консультации для педагогов и родителей  «Волшебный мир оригами»

   

Беседа с родителями на родительском собрании «Волшебный мир оригами»

Март

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта; беседа с детьми « Волшебство в мире оригами»

Разработка конспектов НОД; наличие детских поделок.

Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

Апрель

Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики «Ракета».

П\И «Веселая старушка,

«Утречко».

Наличие детских поделок; выставка детских работ .

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».

- привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.

Май

Диагностическая викторина «Вот, что мы знаем»

Проведение диагностики; выступление с опытом работы на итоговом педсовете

Мастер-класс для родителей в технике оригами.

                                   Литература.

1. Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы».;

2.Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка».

3. Соколова С. В. «Школа оригами».

4. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»;

5.Коротеев И. А. «Оригами для малышей»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Квилинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Квилинг как средство развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...