Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2018-2019.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Воспитателя: Вольдимаровой М.В.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» 2018-2019 учебного года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание
условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники
испытывают серьезные трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки,
общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем
с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что,
если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько
ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в
школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными
причинами неуспеваемости младших школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является
наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные
движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения
письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его
писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность опыта
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число
детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же
делать? Как помочь нашим детям?
Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся
кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики
малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских
пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку,
рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети
с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для
последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах
развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды
предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила
провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в
контакте с родителями (законными представителями). Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и
точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного
внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей
мелкой моторики рук, речи;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей,
мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и
приемов.
Объект: дети 5-7 лет.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств
развития речи.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие мелкой
моторики даёт большие возможности детям для умственного развития,
совершенствования качества письма и развития речи, расширения
познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика,
- физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
- различные виды аппликаций;
- рисование по трафаретам;
- дорисовка (по принципу симметрии);
- штриховка в заданном направлении;
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка; прищепки;
- игры с мелкими предметами (с пуговицами, с Киндер игрушками);
- пазлы, мозаика.
- песочная терапия
Описание собственного опыта работы
Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материалдля составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по
развитию мелкой моторики.
5. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материалпо теме самообразования.
6. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.
7. Организовать проект «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
8. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».
Для достижения поставленных задач я использую различные методы и приемы работы с детьми. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если
упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек, развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможностьбыть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером.
Театрализованное представление способствует развитию не только
творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Лепка - также имеет большое значение для укрепления кистей рук и
развития мелкой и крупной моторики. Она необходима для развития у детей
сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику –
согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств
развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей,
способствует развитию воображения, конструктивного мышления
В совместной деятельности я использовала рисования. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Также использовалась техника «Рисование верёвочкой».Детям очень нравится рисовать необычным способом и создавать композиции с помощь обычной веревочки.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе
конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Еще одним из интересных занятий - собирание пазлов. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я
комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю
индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое
развитие.
Работа с родителями– одно из важнейших направлений в работе.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и
стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая
гимнастика», «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо
использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию
мелкой моторики пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении
интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от
творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую
работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы,
которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей
моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к
различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста». - Уважаемые родители! Мы рады приветс...
«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:• повышать компетентность и знания родителей ...
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:• повышать компетентность и знания родителей ...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста"
Материал будет полезен воспитателям для совместной работы с родителями по формированию мелкой моторики детей. Может использоваться для проведения родительских собраний, родительских часов....
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Семинар - практикум для родителелй...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
laquo;Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский...