План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 учебный год Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель: создание системы по использованию современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников (использование блоков Дьенеша).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №2 «Ласточка»
План по самообразованию
воспитателя на 2021-2022 учебный год
Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
Автор
Воспитатель
Первой младшей группы
Авдеева Н.В.
пгт Кесова Гора,
2021 г.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:
· Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
· Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
· Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
· Развития творческих способностей.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Актуальность темы:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование современных образовательных технологий - блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Цель: создание системы по использованию современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников (использование блоков Дьенеша).
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в среднем возрасте».
2. Пополнить развивающую среду в группе
3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.
4. Вооружить родителей знаниями и методикой по использованию современных технологий в познавательном развитии дошкольников, знакомить с образовательной технологией - «Блоки Дьенеша»
5. Разработать систему работы с педагогами.
6. Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Планируемые результаты:
Для педагога и родителей:
- повысится уровень знаний педагога по данной педагогической проблеме, усовершенствуется использование в работе с детьми новых форм и методов.
- будет создан уголок логики: альбомы для игр с блоками Дьенаша, наборы блоков Дьенеша, наборы геометрических фигур, лэпбуки, тематические кейсы.
- пополнится методическая копилка картотеками, мастер-классами по теме, консультациями для педагогов и родителей;
- сформируется понимание родителей, как играть с блоками Дьенеша.
Для детей:
В результате освоения данной инновационной деятельности дети:
- Ознакомятся с моделированием и конструированием;
- Смогут на основе сравнения толщины, цвета, формы распределять объекты по свойствам;
- Научатся объяснять взаимное положение предметов в пространстве;
- Овладеют более точным типом пространственного мышления, позволяющим представлять и анализировать;
- Будут проявлять более уверенные инициативы.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Составление картотек игр для детей младшего дошкольного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 2-3 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада.
Технологии:
I. «Теория развивающего обучения»
1. Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
2. Вариативность процесса обучения.
3. Самостоятельная мыслительная деятельность.
4. Сотрудничество взрослого и ребенка.
5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.
6. Избирательность в способах работы.
7. Право выбора ребенка.
II. «Теория проблемного обучения»
1. Создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность.
2. Развитие творчества.
3. Познавательная деятельность, состоящая в поиске и решении вопроса.
4. Использование дифференцированных и разноуровневых заданий.
III. «Педагогика сотрудничества»
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Отсутствие прямого принуждения.
3. Единство обучения и воспитания.
4. Личность ребенка – цель образовательной системы.
5. Сотрудничество воспитателя и ребенка.
6. Учет потенциальных возможностей ребенка, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
IV. «Теория развития познавательного интереса»
1. Заинтересованность самого педагога.
2. Активное использование полученных знаний.
3. Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ребенку доходить до истины.
4. Дифференцированный и индивидуальный походы.
5. Достижение каждым ребенком реального для него успеха.
6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы.
7. Учет уровня поисковой деятельности.
V. «Технология индивидуализации обучения»
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
2. Содействие средствами индивидуализации выполнению учебной программы каждым ребенком.
3. Формирование умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка.
4. Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Методы работы с детьми 5-7лет:
- Словестный метод
- Наглядный метод
- Практический метод
- Игровой метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Перспективный план по самообразованию на 2021- 2022 год.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах. | Октябрь | Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002. Носова Е. Игры упражнения с логическими блоками/ Е.Серова// Обруч.-2001.-№2.-С.30-31. Захарова Наталья Ивановна "Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей. ФГОС" Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет» |
3. | Анализ литературы | В течение года | Ведение тетради по самообразованию |
Практический этап | |||
Работа с родителями | Работа с детьми 2-3лет | ||
1.Анкетирование 2. Совместное создание развивающей среды: пополнение играми, альбомами. 3. Буклет «Игры с использованием блоков Дьенеша» 4.Консультация «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал» 5. Педагогическая лаборатория для родителей «Блоки Дьенеша» 6. Мастер-класс для родителей по знакомству с логическими блоками Дьенеша | Работа в течение учебного года по альбомам: «Праздник в стране блоков Дьенеша» «Поиск затонувшего клада» «Спасатели приходят на помощь» «Блоки Дьенеша для саых маленьких ч.1-2» По цветной картотеке игр (21 игра) По использованию карточек Проведение цикла занятий (7)
| ||
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1.Консультация для педагогов Знакомство с логическими блоками Дьенеша, играми и альбомами. 2. Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет» 3. Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Просмотреть вебинары: (ознакомление с опытом РФ) 1.«Логические Блоки Дьенеша» в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» https://www.youtube.com/watch?v=_jRzUjDi1ks 2.Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в детском саду https://www.youtube.com/watch?v=cyhBMf-CFnw 3. «Использование Логических блоков Дьенеша в дошкольных образовательных учреждениях» https://www.youtube.com/watch?v=mHGsiJB4dWQ 4. Мастер класс https://www.youtube.com/watch?v=YHZKhcvUKpI |
Заключение
Таким образом, изучив специальную литературу, я могу сделать вывод о том, что формированию логической сферы у дошкольников должно отводиться очень важное место. Это вызвано целым рядом причин: постоянным повышением требований современной школы к интеллектуальному, в частности, математическому, развитию детей, увеличением потока информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, совершенствованием содержания математического образования и повышением его значимости. Изученная мною литература показывает, что логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих
Консультация для родителей...
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...
презентация по самообразованию "Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через сенсомоторные навыки"
отчёт по теме самообразования во второй младшей группе по теме "Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через сенсомоторные навыки"...
Проект "Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования блоков Дьенеша"
Проект направлен на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша»
Инновационная деятельность педагога по развитии логико-мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с использованием блоков «Дьенеша» Одна из важнейших задач...
План самообразования на тему: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» 2022 – 2023 учебный год
Актуальность выбранной темыСовременные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элемен...