зимушка зима
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
- Информационно – коммуникативная технология
- Развивающая технология
- Технология проблемно-игрового обучения
Конспект НОД Тема «Зима».
Задача:
- дать детям представление о времени года «зима», познакомить с признаками зимы.
- развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.
- учить согласовывать существительные с прилагательными.
Словарь
Существительные: зима, снег, ветер, лед, холод, куртка, шапка, штаны, кофта, рукавицы, шарф.
Прилагательные: белый, пушистый, зимняя, холодная, морозная, снежная.
Глаголы: идёт. светит, не греет, лежит, щиплет, тереть, согреться.
Материалы: мяч, набор картинок с изображением летней и зимней одежды; картинки с изображением вьюги, пурги; комплект картинок с признаками зимы, две картинки с признаками лета, две картинки с признаками осени. Три белых кружка разной величины. Карандаши: чёрный и красный. Бумажная кукла с одеждой. Игрушка снеговик.
НОД
Воспитатель читает рифмовку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы зиму встречать!
Что зима нам принесла?
Ветер, снег и холода.
О.А. Новиковская
Воспитатель демонстрирует детям картину «Зима».
Наступила зима. Зимой на улице очень холодно. Люди надевают зимнюю одежду. Зимой появляется лёд на дороге, на реке. Зимой солнце светит, но не греет. Зимой часто идёт снег. Снег белый и пушистый. Снег лежит везде: на крышах дома, на дороге, на скамейке.
Упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».
Воспитатель раздает детям рукавички. К каждой рукавичке прикреплена снежинка на ниточке. Дети глубоко вдыхают и дуют на снежинку.
Динамическая пауза «Мороз».
Ой, мороз, мороз, мороз, Хлопки в ладоши.
Щиплет щёки, Показывают на щёки.
Щиплет нос, Показывают на нос.
Щиплет уши, Показывают уши.
Щиплет губки, Показывают на губы.
Забирается под шубки, Спрятать руки под мышки.
Чтоб согреться, посмотри, Потереть ладони друг о друга.
Всё, как следует, потри: Потереть щёки, потереть нос,
Щёки, носик, ушки, губы. Потереть уши, потереть губы.
Пар пошёл даже от шубы. Развести руки в стороны, губы
В. Дмитриева слегка вытянуть и выдохнуть
Тёплый воздух.
Упражнение «Зимние загадки».
Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зима».
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Ребята, если зимой холодно, значит можно сказать, что зима, какая? (Холодная.)
- Если зимой стоят большие морозы, значит можно сказать, что зима какая? (Морозная.)
- Если зимой, много снега, значит можно сказать, что зима какая? (Снежная.)
Снег лежит везде:
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише! Не шуметь!
И. Токмакова
Воспитатель читает стихотворение. Дети стоят. Слова «снег, снег» дети произносят вместе с воспитателем и хлопают в ладоши. В конце стихотворения дети подносят указательный палец ко рту.
- Ребята, посмотрите на людей. Какую одежду надевают зимой на улицу? (Тёплую одежду.)
- Почему люди надевают тёплую одежду? (Потому что зимой очень холодно.)
- Давайте посмотрим, какую одежду нужно надевать зимой, выходя на улицу. Воспитатель демонстрирует детям мольберт с бумажной куклой (на фланели).
Это Миша. Он собрался на прогулку. Давайте поможем ему одеться. Что должен надеть Миша сначала? Миша должен надеть тёплые штаны и тёплую кофту. Что теперь наденет Миша? Миша наденет тёплые сапоги. Зачем нужны тёплые сапоги? (Чтобы ноги не замерзли.) Что теперь наденет Миша? Тёплую шапку. Что ещё не надел Миша? Миша не надел куртку (Пальто, шубу.) Что нужно надеть Мише, чтобы не мёрзли руки? (Варежки, перчатки.) Ещё нужно завязать шарф, чтобы не мёрзло горлышко. Вот теперь Миша готов к прогулке. Ребята, если одежду надевают зимой, значит какая она? (Зимняя.)
Упражнение с мячом «Ответь правильно».
Воспитатель кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает на вопрос и кидает мяч обратно воспитателю.
- Снег белый или чёрный? (Снег белый.)
- Зимой на улице холодно или тепло? (На улице холодно.)
- Зимой идёт снег или дождь? (Зимой идёт снег.)
- Зимой дует холодный или тёплый ветер? (Дует холодный ветер.)
Упражнение «Сделай снеговика».
- Ребята, мы с вами будем делать снеговиков. Посмотрите на моего снеговика.
- Из каких фигур сделан снеговик? (Снеговик сделан из кругов.)
- Какого цвета круги? (Круги белого цвета.)
- Как вы думаете, почему мы берем круги белого цвета, чтобы сделать снеговика? (Потому, что снеговика делают из снега. Снег белого цвета.)
- Сколько кругов возьмем, чтобы сделать снеговика? (Три круга.)
- Сначала положим большой круг, затем круг поменьше, затем самый маленький круг. Как его можно назвать ласково? (Кружок, кружочек.)
Далее воспитатель предлагает детям сделать снеговиков.
- Кто у вас получился? (Снеговик.)
Нарисуйте вашему снеговику глазки, нос морковкой и ротик. Воспитатель показывает детям, как нарисовать элементы лица снеговика.
- Ребята, а в какое время года можно лепить снеговика? (Зимой.)
- Почему нельзя лепить снеговика летом? (Летом тепло, снег растает.)
Игра «Собираемся на прогулку».
Воспитатель предлагает детям помочь куклам разобрать одежду по сундучкам (коробкам, шкафам). В один сундучок нужно положить одежду, которую нужно носить зимой (шапка, шуба, рукавицы, валенки, шарф, тёплые штаны, свитер). В другой сундук – одежду, которую носят летом (панама, платье, сандалии, шорты, футболка, кепка).
Воспитатель задает детям вопросы:
- Как называется одежда, которую надевают зимой? (Зимняя одежда.)
- Как называют одежду, которую надевают летом? (Летняя одежда.)
- Почему нельзя идти на улицу зимой, в летней одежде? (Потому что можно замерзнуть.)
- Можно ли идти гулять летом в зимней одежде? (Нет, будет очень жарко.)
Упражнение «Вьюга».
Воспитатель говорит детям, что зимой бывают вьюги. Вьюга, это когда дует сильный ветер, идёт снег. Ветер поднимает снег, кружит его, и всё кругом становится белым. Далее воспитатель предлагает детям изобразить вьюгу. Когда вьюга только начинается, ветер завывает тихо: «у-у-у». Дети повторяют за воспитателем. Затем вьюга становится всё сильнее, ветер воет громче: «У-У-У!» Дети повторяют. И снова вьюга затихает, ветер дует совсем тихо: «у-у-у». Дети говорят тихо. Вьюга закончилась, дети замолкают. Далее педагог может только говорить, а дети повторяют звуки с разной силой голоса.
Вьюга начинается, вьюга становится сильнее, вьюга затихает, закончилась вьюга: у-у-у-у-у-У-У-У-У-У-у-у-у-у-у.
Упражнение «Найди правильную картинку».
Воспитатель приглашает в гости к детям снеговика (любая игрушка). Снеговик радуется зиме и просит детей рассказать ему про зиму. Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к доске и выбрать одну картинку, на которой изображена зима. Рассказать снеговику, что происходит зимой. Снеговик проверяет, правильно ли ребёнок выбрал картинку и рассказал о ней.
- Ребята, мы с вами поиграли, встретили зиму. А теперь пора нам на прогулку, лепить снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...