1 Рабочая программа 8 класс II вида.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа воспитания для 8 класса II вида разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) и Программы воспитания ГБОУ «СКОШИ I-II вида».
Данная рабочая программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом можно реализовать воспитательный потенциал совместно с детьми.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
В классе обучается 5 детей: 2 мальчика, 3 девочки. Возной Дима 08.11.2007, Колесникова Олеся 15.12.2006, Курдюкова Вероника 06.02.2007, Хорёнов Тимур 05.09.2007, Цыдыпова Аяна 15.03.2007. Учащиеся II вида Возной Д, Колесникова О, Курдюкова В, Цыдыпова А., учащиеся КИ Хорёнов Тимур. Многодетные семьи Возные, Колесникова, Курдюковы. У Возного Димы родители - инвалиды. Возной Дима проживает в интернате.
Класс старается быть активным в делах школьной жизни. Дети довольно открытые, работоспособные, с большим удовольствием и отдачей принимают участие в спортивных состязаниях, во всех классных и внеклассных мероприятиях.
Дисциплина в классе хорошая. В основном учащиеся не пропускают уроки без уважительной причины.
Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство ребят может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.
Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все родители помогают детям в учебе, контролируют их. Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию их умственных и физических качеств.
Цель: Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся.
Для достижения поставленной цели воспитания школьников с нарушениями слуха формулируются задачи:
- Сформировать непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности и слухоречевую среду для более полноценного развития, и социализации обучающихся, активизации развития их словесной речи (устной и письменной), речевого поведения, навыков устной коммуникации при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарным имплантом, ориентации в неречевых звуках окружающего мира.
- продолжать работу над сплочением классного коллектива.
- осуществлять воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, традиций.
- привлекать школьников в дополнительное образование.
- организовать для школьников экскурсии, интеграцию в среду слышащих.
- сформировать экологическую культуру, культуру здорового образа жизни, стрессоустойчивость.
- сформировать познавательные интересы учащихся.
- сформировать нравственные качества личности, чувство гражданственности и патриотизма.
- сформировать индивидуальные творческие способности, самореализацию и самоутверждение
личности обучающихся.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
Гражданские:
-Знать и принимать свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.
-Проявлять уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.
-Принимать участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
-Принимать участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края.
-Проявлять неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Патриотические:
-Понимать свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
-Проявлять уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
-Понимать себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
-Проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России.
-Знать и уважать боевые подвиги, и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
-Знать и уважать достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственные:
-Знать и уважать основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.
-Понимать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
-Понимать ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
-Проявлять уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
-Проявлять уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
-Проявлять нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению.
Эстетические:
-Проявлять восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
-Знать и уважать художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.
-Понимать значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Физические:
-Понимать ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей.
-Проявлять неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
-Знать и соблюдать правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
-Уметь осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
-Обладать первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовые:
-Уважать труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.
-Проявлять готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
-Проявлять интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
-Понимать важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.
-Понимать необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологические:
-Понимать глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.
-Выражать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
-Понимать свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
-Проявлять готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Познавательные:
-Проявлять познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.
-Воспитывать личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Виды, формы и содержание деятельности
Раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы.
Инвариантные модули | Вариативные модули |
Курсы внеурочной деятельности | Ключевые общешкольные дела |
Дополнительное образование | |
Социальное партнёрство | |
Работа с родителями | Экскурсии, экспедиции, походы |
Самоуправление | Организация предметно- эстетической среды |
Профориентация | Безопасность жизнедеятельность |
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых для детей.
Для реализации воспитательного потенциала ключевых общешкольных дел используются следующие формы работы:
На уровне школы:
- Общешкольные праздники - ежегодно проводимые.
- Ежегодные мероприятия, в том числе выездные, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел.
- Церемонии награждения обучающихся за активное участие в жизни школы.
На уровне классов:
- Выбор совета класса, наделение каждого ученика поручением.
- Участие класса в реализации общешкольных ключевых дел.
На уровне обучающихся:
- Вовлечение по возможности каждого обучающего в ключевые дела школы.
- Индивидуальная помощь учащемуся в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; разговоры о важном; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
- Спортивно-оздоровительная деятельность. Направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Возной Дима посещает тренировки по вольной борьба, Курдюкова Вероника тренировки по дзюдо.
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Воспитательный потенциал дополнительного образования реализуется в рамках следующих видов деятельности: Спортивный клуб «Спорт DEAF 03»; театр мимики и жеста «Голос тишины»; танцевальная студия «Арт-Дэнс»; Вокальная студия; секция по шашкам и шахматам; секция «Вольная борьба»; секция «Дзюдо».
Модуль «Социальное партнёрство»
Воспитательный потенциал социального партнёрства реализуется в рамках следующих видов деятельности:
- Участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
- Проведение на базе организаций-партнёров занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности.
- Социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися, педагогами с организациями – партнёрами благотворительной, экологической, патриотической и т.д. направленности, ориентированные на воспитание учащихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Социальными партнёрами нашей школы являются: Республиканская спортивно-адаптивная школа; ВСГИК; БРИЭТ; Республиканский многоуровневый колледж; библиотека им. Н.Г. Дамдинова; детский подростковый центр «Олимп»; Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие».
Модуль «Самоуправление»
Данный модуль формирует у школьников личную готовность к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Самоуправление осуществляется:
На уровне школы:
Через деятельность «Совета старшеклассников»
Через работу секторов: «Правопорядок и дисциплина», «Учебный», «Творчество», «Спортивный», «Трудовой», «Информационный», «Экологический».
На уровне классов:
Актив класса:
Староста | Возной Дима |
Спортивный сектор | Курдюков Вероника |
Трудовой сектор | Хорёнов Тимур |
Цветовод | Цыдыпова Аяна |
Медицинский(санитар) | Колесникова Олеся |
Через деятельность выборных активов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах.
Через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
Через вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления.
Через реализацию учащимися (активы класса), взявшими на себя соответствующую роль, функцию, ответственность и т.д.
Школьники выполняют функции по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность воспитателя и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, воспитатель актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности. Воспитательные возможности профориентации реализуются в рамках следующих видов деятельности:
- Профориентационные беседы, классные и воспитательские часы, внеклассные занятия, игры, экскурсии на предприятия.
- «Дни открытых дверей», «Ярмарки профессий».
- Анкетирование, тестирование, консультации педагога-психолога.
Модуль «Экскурсии»
Экскурсии помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
Экскурсии реализуются в рамках следующих видов деятельности:
- Регулярные пешие прогулки, экскурсии (в Иволгинский дацан, на страусиную ферму, в парк Юбилейный, в дом творчества Десятниково и т.д.).
- Летний выездной лагерь Байкальская летняя творческая школа, ориентированная на организацию активного отдыха обучающихся при реализации инклюзивной практики.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние осуществляется через различные формы работы:
- Оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация.
- Организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации.
- Размещение на стенах школы, класса регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ учащихся, фотоотчётов.
- Уборка, благоустройство и озеленение пришкольной территории.
- Уборка, благоустройство классных кабинетов.
- Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий в школе.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» (личная гигиена, культура поведения, пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, психологическая безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний) направлен на формирование у обучающихся навыков обеспечения безопасности, определения потенциально опасных ситуаций, освоение алгоритмов реагирования на чрезвычайные ситуации
Реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.
На уровне вне школы:
- Беседы с представителями отдела социально-правовой поддержки, ПДН.
На уровне школы:
- Психологические тренинги
- Участие в спортивных соревнованиях, праздниках.
- Классные часы по профилактике пожарной безопасности, ПДД, терроризма и безопасности в сети интернет.
- Классные часы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ПАВ, буллинга, суицида, СПИДа.
На индивидуальном уровне:
- Индивидуальная работа с подростками по привлечению к занятиям спортом.
- Профилактические акции по ЗОЖ, «Правила безопасного поведения», привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями учащихся проводится для более эффективного достижения цели воспитания:
Групповой уровень:
- Совет родительской общественности (родительский комитет, попечительский совет).
- Родительские собрания, сайты, чаты и т.д.
- Рабочие, экспертные, творческие команды родителей.
- Мастер-классы, круглые столы и т.д.
Индивидуальный уровень:
- Работа по запросу родителей.
- Помощь со стороны родителей в подготовке мероприятий.
- Индивидуальное консультирование родителей.
Самоанализ воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по направлению: результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
И проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика уровня воспитанности обучающихся 8 класса II вида.
Осуществляется анализ воспитателем совместно с классным руководителем с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения воспитателей, классных руководителей.
Анализ уровня воспитанности по школе обсуждается на методическом объединении воспитателей и педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение, анкетирование, мониторинг.
Оценка уровня воспитанности учащихся
(Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько).
Проанализировать и оценить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.
Качества личности | Да | Не всегда | Нет | |
Я и Я | Старается учиться как можно лучше, на воспитательских часах и самоподготовках активен и внимателен, регулярно и качественно выполняет домашнее задание, читает (любит, когда ему(ей) читают). | |||
Является правдивым человеком, всегда поступает справедливо, по совести, умеет признавать свои ошибки, стремиться быть лучше. | ||||
Умеет прощать причиненные ему обиды, дружелюбно относится к одноклассникам. | ||||
Имеет любимое полезное увлечение, свободное время проводит с пользой, не тратит его на безделье. | ||||
Средний балл | ||||
Я и ОБЩЕСТВО | Интересуется событиями, происходящими вокруг него, смотрит телепередачи, участвует в информационных классных часах. | |||
Активно участвует в конкурсах, делах класса и школы, добросовестно выполняет поручения. | ||||
Выполняет свои обязанности, правила поведения в школе и общественных местах, не нарушает дисциплину. | ||||
Знает свои права ребенка, знает, что нужно делать и к кому обратиться за помощью, в случаях их нарушения. | ||||
Средний балл | ||||
Я и СЕМЬЯ | Знает историю и традиции своей семьи. | |||
Уважает старших членов семьи (родителей, бабушек и дедушек), заботится о младших (братьях, сестрах), помогает по дому. | ||||
Участвует в планировании семейных дел, семейных праздниках, любит отдыхать и трудиться вместе с членами своей семьи. | ||||
Всегда говорит правду родителям, рассказывает им о своих успехах и неудачах, интересуется их делами. | ||||
Средний балл | ||||
Я и ЗДОРОВЬЕ | Соблюдает правила личной гигиены, имеет опрятный внешний вид. | |||
Выполняет режим дня, правильно и регулярно питается, умеет распределять время учебы и отдыха. | ||||
Регулярно делает зарядку, посещает уроки физкультуры, принимает участие в спортивных праздниках, конкурсах, проводит много времени на свежем воздухе, любит подвижные игры. | ||||
Отсутствуют вредные привычки (длительные компьютерные игры, длительный просмотр телепередач, переедание, курение и др.). | ||||
Средний балл | ||||
Я и КУЛЬТУРА | Интересуется историей и культурой своей страны. | |||
Всегда вежлив(а), знает и соблюдает правила поведения и речи, правила этикета. | ||||
Любит заниматься творчеством (петь, рисовать, танцевать и др.), посещает кружки, секции. | ||||
Любит и бережет природу (растения, животных), экономит электричество, воду, тепло и побуждает к бережному и экономному отношению других людей. | ||||
Средний балл |
(Да -3; Не всегда – 2; Нет – 1 балл)
Календарно-тематический план воспитательной работы.
Планируемые результаты
В процессе реализации календарного плана воспитательной работы на 2022/23 учебный
год планируются следующие результаты:
- Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, старшему поколению;
- Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
- Сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив и др.) и гармоничного вхождения школьников с особенностями слуха в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с обществом.
- Умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
- Умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- Самоопределение в области своих познавательных интересов;
- Способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
Список использованной литературы:
1. Сурдопедагогика. Под редакцией Е.Г. Речицкой. Издательство «Просвещение», Москва 1989 г
2. Сурдопсихология. Под редакцией Богдановoй Т.Г Москва. Академия, 2002. - с. 3-203
3.Методика преподавания русского языка в школе. Л.М.Быкова, Е.А.Горбунова.
4. Внеклассная работа в коррекционной школе I-II вида Е.Г.Речицкая М., 2006г.
5. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. /Авт.-сост. Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева. М.: АРКТИ, 2007, 312 с.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих детей)/ Под ред. Т.С. Зыковой. - М.: Просвещение, 1995.
7. Гейльман И.Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика: Учебное пособие в 3 ч. - Ленинград, 1975.
8. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы: Сб. науч. тр./ Отв. ред. К.А. Волкова. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. – 100 с.
9. Т.С. Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида», - Москва, 2003 г.
10. М.М.Плоткин, В.П. Цыпурский «Содержание и организация воспитательной работы в школе – интернате», - Москва, «Просвещение», 1982 г.
11. Карлина Р.П. (2013) «Система воспитательной работы в коррекционной школе»
12. Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".
13. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2
14. Информационно-компьютерная поддержка.
15. Оборудование и наглядные пособия.
17. https://multiurok.ru/user/login
18. https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/
19. http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-8-klass-1/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
Рабочие программы по предмету 7 вида 1 класс
Учебные программы по предметам разработаны на основе авторских программ, авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обуче...
Рабочая программа группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 5-6 лет.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;– обеспечение равных во...
Рабочая программа 8 вида "Математические представления" 4 класс
Программа 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 8 вида 4 класс
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 8 вида 4 класс...