Рабочая программа «Класс БОС - дыхание» для детей 5-7 лет
рабочая программа

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным результатам. Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» является  сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи.  Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий и в связи с этим учреждение активно ведет свою деятельность по данному направлению.

В ДОУ  осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительные дыхательные мероприятия с применением метода биологической обратной связи включены в систему здоровьесберегающих технологий детского сада.

Методологической основой рабочей программы БОС «Здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_bos.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Утверждаю:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

_____Паймухина Н.А.

«____»________    г.

 

 

Рабочая программа

«Класс БОС - дыхание»

для детей 5-7 лет

 

 

Составила:

старший воспитатель

Соколова Галина Яковлевна

ПОКАЧИ

Пояснительная записка

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным результатам. Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» является  сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи.  Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий и в связи с этим учреждение активно ведет свою деятельность по данному направлению.

В ДОУ  осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительные дыхательные мероприятия с применением метода биологической обратной связи включены в систему здоровьесберегающих технологий детского сада.

Методологической основой рабочей программы БОС «Здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

 Цель работы: сохранение и укрепление психомоторного здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологически обратной связи.

Задачи:

1.  Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния

2.  Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений

3.  Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания

4. Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.

5. Использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников ДОУ;

6. Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью.

7. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии БОС «Здоровье».

Содержание программы «БОС-здоровье»

Рабочая программа "БОС-здоровье" предполагает сотрудничество с педагогами ДОУ и родителями по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.

Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 10-20  минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) - не более 2 раз за учебный год.

Автором настоящей рабочей программы разработана специфическая методика проведения практических индивидуальных и групповых занятий в кабинете БОС "Здоровье".

Этапы реализации программы.

этапы

содержание

Предварительный

-На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер  фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия;

-далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством.

 Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.

- Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку;

-педагог включает прибор «ПБС»;

Оздоровительный

Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).:

Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье»- формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).

Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).

Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения;совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья

   Итоговый

Подведение итогов работы ребенка на занятии.

  

Рабочая программа  БОС «Здоровье» ориентирована на группы детей от 5 до 7 лет и    рассчитана на два курса  обучения в год (осенью, весной). Новизна данной технологии состоит в том, что появилась возможность компьютерной оценки индивидуального и группового здоровья воспитанников после каждого занятия БОС. Как следствие результатом применения этих революционных технологий выявляются следующие показатели:

  • Повышается стрессоустойчивость  воспитанников;
  • Снижается  уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • Улучшается  поведение воспитанников (по данным психологического мониторинга наблюдается положительная динамика, даже у детей с девиантным поведением);
  • Повышается качество усвоения программного материала;
  • У воспитанников сформировывается ценностное отношение к собственному здоровью.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях с помощью приборов БОС.

Тематическое планирование теоретических занятий

Тема

Цель и задачи

1

 «Что такое воздух?»

(Зачем  и как дышит человек)

-Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

-Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ.

2

«Что такое сердце?»

(Сердце и легкие- друзья. Дыхание животом)

-Показать взаимосвязь работы дыхательной  и сердечно –сосудистой систем человека.

-Обучение технике дыхания животом.

-Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса

-Показать связь частоты дыхания и величины пульса.

-Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

-Обучение технике расслабления.

3

Знакомство с прибором ПБС (Побосик).

-Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС).

-Формирование понятий «измерение», «прибор».

-Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков.

-Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС.

4

Паспорт Здоровья.

(ЗОЖ. Кто сколько живет)

-Сформировать понятие «паспорт здоровья».

-Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте).

-Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок БОС-«Здоровье».

-Объяснить каким образом по оценке за урок БОС-«Здоровье»

можно определить в каком состоянии находится человек                   (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь).

-Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им  можно пользоваться в любых сложных ситуациях.

5

«Да здравствует хорошее настроение»

(Давайте жить дружно)

-Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

-Объяснить, почему человек, подверженный стрессу, может заболеть.

-Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни.

-Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней.

6

 «Умеем управлять собой».

-Показать связь навыка диафрагмально–релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

-Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

-Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным.

7

«Что мы узнали?»

-Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.

-Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

-Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

-Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

-Закрепление навыка дыхания животом.

ФОРМА КОНТРОЛЯ:

1 этап

К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.

2 этап

Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.

Планируемые результаты по  программе «БОС-здоровье» за год обучения.

                     Уметь

                       Знать

1

 Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.

 Основные понятия о здоровом образе жизни.

2

  Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

 Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

3

 Активизировать и систематизировать диафрагмально– релаксационноедыхание.

 О диафрагмально-релаксационном дыхании.

4

  Пользоваться диафрагмальным  релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.

 Необходимость и положительные  стороны применения диафрагмально-релаксационногодыхания.

Диаграмма

сравнительного анализа по оздоровлению детей методом БОС

  

Критерии оценивания

К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
  • Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
  • Улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вартанова Т.Д., Сметанкин А.А. «Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации».  СПБ  БИОСВЯЗЬ     2008 г.
  2. Межевалов  А.П., Сметанкин А.А. Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников  «Будь здоров, малыш».  СПБ  БИОСВЯЗЬ     2008 г.
  3. Сметанкин А.А  «Дыхание по Сметанкину». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
  4. Сметанкин А.А Книга для всех «Открытый урок здоровья». СПБ  БИОСВЯЗЬ     2008 г.
  5. Сметанкин А.А «Здоровье без лекарств: БОС». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
  6. Сметанкин А.А Методические рекомендации «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в школьно-дошкольных учреждениях». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
  7. Сметанкин А.А Учебно-методическое пособие «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия  дыхательной и сердечно- сосудистой системы» . СПБ БИОСВЯЗЬ 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...