Рабочая программа «Класс БОС - дыхание» для детей 5-7 лет
рабочая программа
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным результатам. Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» является сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи. Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий и в связи с этим учреждение активно ведет свою деятельность по данному направлению.
В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительные дыхательные мероприятия с применением метода биологической обратной связи включены в систему здоровьесберегающих технологий детского сада.
Методологической основой рабочей программы БОС «Здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bos.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Утверждаю:
Заведующий
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
_____Паймухина Н.А.
«____»________ г.
Рабочая программа
«Класс БОС - дыхание»
для детей 5-7 лет
Составила:
старший воспитатель
Соколова Галина Яковлевна
ПОКАЧИ
Пояснительная записка
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В дошкольном периоде у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным результатам. Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» является сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи. Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий и в связи с этим учреждение активно ведет свою деятельность по данному направлению.
В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительные дыхательные мероприятия с применением метода биологической обратной связи включены в систему здоровьесберегающих технологий детского сада.
Методологической основой рабочей программы БОС «Здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
Цель работы: сохранение и укрепление психомоторного здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологически обратной связи.
Задачи:
1. Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния
2. Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений
3. Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания
4. Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
5. Использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников ДОУ;
6. Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью.
7. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии БОС «Здоровье».
Содержание программы «БОС-здоровье»
Рабочая программа "БОС-здоровье" предполагает сотрудничество с педагогами ДОУ и родителями по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.
Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 10-20 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) - не более 2 раз за учебный год.
Автором настоящей рабочей программы разработана специфическая методика проведения практических индивидуальных и групповых занятий в кабинете БОС "Здоровье".
Этапы реализации программы.
этапы | содержание |
Предварительный | -На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия; -далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений. - Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку; -педагог включает прибор «ПБС»; |
Оздоровительный | Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).: Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье»- формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут). Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут). Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения;совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья |
Итоговый | Подведение итогов работы ребенка на занятии. |
Рабочая программа БОС «Здоровье» ориентирована на группы детей от 5 до 7 лет и рассчитана на два курса обучения в год (осенью, весной). Новизна данной технологии состоит в том, что появилась возможность компьютерной оценки индивидуального и группового здоровья воспитанников после каждого занятия БОС. Как следствие результатом применения этих революционных технологий выявляются следующие показатели:
- Повышается стрессоустойчивость воспитанников;
- Снижается уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ;
- Улучшается поведение воспитанников (по данным психологического мониторинга наблюдается положительная динамика, даже у детей с девиантным поведением);
- Повышается качество усвоения программного материала;
- У воспитанников сформировывается ценностное отношение к собственному здоровью.
Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях с помощью приборов БОС.
Тематическое планирование теоретических занятий
Тема | Цель и задачи | |
1 | «Что такое воздух?» (Зачем и как дышит человек) | -Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ. -Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ. |
2 | «Что такое сердце?» (Сердце и легкие- друзья. Дыхание животом) | -Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека. -Обучение технике дыхания животом. -Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса -Показать связь частоты дыхания и величины пульса. -Знакомство с диафрагмальным типом дыхания. -Обучение технике расслабления. |
3 | Знакомство с прибором ПБС (Побосик). | -Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС). -Формирование понятий «измерение», «прибор». -Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков. -Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС. |
4 | Паспорт Здоровья. (ЗОЖ. Кто сколько живет) | -Сформировать понятие «паспорт здоровья». -Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте). -Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок БОС-«Здоровье». -Объяснить каким образом по оценке за урок БОС-«Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь). -Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им можно пользоваться в любых сложных ситуациях. |
5 | «Да здравствует хорошее настроение» (Давайте жить дружно) | -Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека. -Объяснить, почему человек, подверженный стрессу, может заболеть. -Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни. -Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней. |
6 | «Умеем управлять собой». | -Показать связь навыка диафрагмально–релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека. -Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга. -Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным. |
7 | «Что мы узнали?» | -Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков. -Закрепление знаний детей о ЗОЖ; -Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека; -Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека; -Закрепление навыка дыхания животом. |
ФОРМА КОНТРОЛЯ:
1 этап
К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.
2 этап
Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.
Планируемые результаты по программе «БОС-здоровье» за год обучения.
Уметь | Знать | |
1 | Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни. | Основные понятия о здоровом образе жизни. |
2 | Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания. | Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания. |
3 | Активизировать и систематизировать диафрагмально– релаксационноедыхание. | О диафрагмально-релаксационном дыхании. |
4 | Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни. | Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационногодыхания. |
Диаграмма
сравнительного анализа по оздоровлению детей методом БОС
Критерии оценивания
К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:
- Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
- Улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вартанова Т.Д., Сметанкин А.А. «Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации». СПБ БИОСВЯЗЬ 2008 г.
- Межевалов А.П., Сметанкин А.А. Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников «Будь здоров, малыш». СПБ БИОСВЯЗЬ 2008 г.
- Сметанкин А.А «Дыхание по Сметанкину». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
- Сметанкин А.А Книга для всех «Открытый урок здоровья». СПБ БИОСВЯЗЬ 2008 г.
- Сметанкин А.А «Здоровье без лекарств: БОС». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
- Сметанкин А.А Методические рекомендации «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в школьно-дошкольных учреждениях». СПБ БИОСВЯЗЬ 2007 г.
- Сметанкин А.А Учебно-методическое пособие «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно- сосудистой системы» . СПБ БИОСВЯЗЬ 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....