Рабочая программа 8 вида "Математические представления" 4 класс
рабочая программа по математике на тему

Гаврилова Анастасия Сергеевна

Программа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_predstavleniya.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Руководитель МО_________

Н.Г.Приходько

Протокол №______________

от «____»____________2018г.

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора по УВР   __________Е.Г.Реут

«____»_________2018г                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.И.Петренко

Приказ № ____________

от «___» _________2018 г.

         .            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  предмету

Математические представления

4 класс

    начальное общее образование,  базовый уровень,

надомное обучение Евдокимова Владислава

Составитель:

Гаврилова А. С., учитель начальных классов

р.п. Благовещенка

2018


Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.), «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

     Тематическое планирование ориентируется на использование учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Перова М.Н. «Математика» 4 класс. -  М.: Просвещение, 2014 г., (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

  • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, трудолюбия, любознательности

        Содержание математики как учебного предмета в 4 классе включает пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений; нумерацию натуральных чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах, четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.

        

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Личностные:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Вступать в контакт и работать в паре;
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
  • Обращаться за помощью и принимать помощь;
  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • Читать, выполнять арифметические действия.

Предметные результаты:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

- Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

- Умение обозначать арифметические действия знаками.

- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

  1. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

- Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

- Умение устанавливать взаимно - однозначные соответствия.

- Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Содержание курса

Пропедевтика.

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Единицы измерения и их соотношения

Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.

Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

Учебно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки изучения

Примечания

по плану

по факту

1

Повторение.

Нумерация чисел в пределах 100. Таблица разрядов.

2

Чётные и нечётные числа. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

3

Меры стоимости: рубль, копейка.

4

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр. Мера длины – миллиметр. Соотношение:1см=10 мм.

5

Виды углов.

6

Умножение и деление (повторение).

Таблица умножения и деления числа 2. Название компонентов умножения и деления.

7

Таблица умножения и деления числа 3. Таблица умножения и деления числа 4.

8

Таблица умножения и деления числа 5.

9

Меры массы: килограмм, центнер. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении.

10

Сложение и вычитание в пределах 100

Сложение вида: 24 + 6

11

Вычитание вида: 40 - 2

12

Вычитание вида: 30 - 12

13

Вычитание вида: 100 - 4

14

Вычитание вида: 100 - 24

15

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

Сложение с переходом через разряд. Присчитывание по 2, 3, 4.

16

Сложение с переходом через разряд. Присчитывание по 5, 6, 7.

17

Письменное сложение. Письмен-ное сложение с переходом через разряд.

18

Вычитание с переходом через разряд. Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 2, 3, 4, 5.

19

Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 6, 7, 8, 9. Письменное вычитание.

20

Письменное вычитание с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание.

21

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд».

22

Умножение и деление

Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и таблицы деления на 2.

23

Таблица умножения числа 3. Решение примеров и задач. Деление на 3 равные части.

24

Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. Умножение и деление чисел 2 и 3.

25

Решение примеров и задач на умножение и деление.

26

Таблица умножения числа 4. Умножение числа 4. Решение примеров и задач.

27

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Деление на 4 равные части.

28

Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и таблицы деления на 4. Замкнутая и незамкнутая кривые.

29

Таблица умножения числа 5. Умножение числа 5.

30

Деление на 5 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 5 и таблицы деления на 5.

31

Увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз».

32

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

33

Таблица умножения числа 6. Умножение числа 6. Таблица деления на 6.

34

Повторение.

Нумерация чисел в пределах 100.

35

Таблица разрядов. Чётные и нечётные числа.

36

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

37

Меры стоимости: рубль, копейка.

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр. Мера длины – миллиметр. Соотношение:1см=10 мм.

38

Контрольная работа по теме «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».

39

Умножение и деление (повторение).

Таблица умножения и деления числа 2. Название компонентов умножения и деления.

40

Таблица умножения и деления числа 3.

41

Таблица умножения и деления числа 4.

42

Таблица умножения и деления числа 5.

43

Меры массы: килограмм, центнер.

44

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

45

Умножение числа 7. Деление на 7 равных частей. Деление на 7.

46

Прямая линия. Отрезок.

47

Таблица умножения числа 8. Умножение числа 8. Деление на 8 равных частей. Таблица деления на 8.

48

Таблица умножения числа 9. Умножение числа 9. Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9.

49

Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу.

50

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

51

Умножение нуля и на ноль. Деление нуля.

52

Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10.

53

Меры времени. Определение времени по часам.

54

Числа, полученные при измерении стоимости. Числа, полученные при измерении длины.

55

Действия с числами, полученными при измерении стоимости и длины.

56

Секунда - мера времени. Числа, полученные при измерении времени.

57

Решение примеров на сложение в пределах 100.

58

Решение примеров на вычитание в пределах 100.

59

Контрольная работа по теме «Все действия в пределах 100».

60

Деление с остатком на 2.

61

Деление с остатком на 3.

62

Деление с остатком на 4.

63

Деление с остатком на 5.

64

Деление с остатком на 6 и 7.

65

Деление с остатком на 8 и 9.

66

Решение задач на деление с остатком.

67

Повторение изученного материала.

68

Решение примеров и задач.

Итого

68


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, 2017.

2. Перова М.Н. Учебник «Математика» 4 класс. -  М.: Просвещение, 2014.

3. Перова М. Н. «Методика преподавания математики в коррекционной школе». -  М.: ВЛАДОС, 2001.        

Интернет ресурсы:        

planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...                                          

http://www.solnet.ee/index.htmlе

journal.edusite.ru/p84aa1.html                                                              

http://mirdetok.tomsk.ru/

tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур

http://www.uroki.net/docnach.htm

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.


Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии "Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся 1-7 классов с нарушением интеллекта"

Увеличение коли­чества учащихся с системным недоразвитием речи, испытывающих значительные трудности в усвоение программного материала, очень незначительное количество специальной литературы, отсутстви...

Рабочая программа 10 класс

Рабочая программа 10 класс...

Рабочая программа 11 класс

Рабочая программа 11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (8 КЛАСС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (8 КЛАСС)...

Рабочая программа "Народные игры" - 1-2 класс

Рабочая программа спортивной секции спортивно - оздоровительной направленности для обучающихся 1-2 класса...

Рабочая программа "Спортивные игры" - 3-4 класс

Рабочая программа спортивной секции спортивно - оздоровительной направленности для обучающихся 3-4 классов....

Рабочие программы по предметам 1 класса

Рабочая программа-это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образо...