Русская изба
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Куницына Анастасия

Занятие русская изба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkaya_izba.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Знакомство с русской избой и бытом русского народа».

Цель: ознакомление детей с внешним видом русской избы, жизнью и бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать представления у детей о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища;
  2. обогатить словарный запас детей словами: горница, сени, ухват, кочерга, чугунок, бабий кут, конник, рушник;
  3. закрепить знания детей о предметах сделанных руками мужчин и женщин в русской избе;
  4. познакомить детей с внешним видом русской избы;
  5. познакомить детей с бытовыми предметами русской избы и дать представления о их назначении;
  6. познакомить детей с пословицами о печке и научить дополнять пропущенные слова в пословицах;
  7. учить называть детей современные предметы аналогичные старинным предметам.

Развивающие:

  1. развивать память, логическое мышление, воображение, речь детей;
  2. развивать у детей умение играть на деревянных ложках в такт музыке;
  3. способствовать развитию двигательной активности детей на занятии.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками;
  2. воспитание любви и уважения к истории русского народа.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, музыкальная аппаратура, атласная ленточка, фигурки русской женщины и мужчины, музыка для игры на ложках, по 2 деревянные ложки на каждого ребенка.

ХОД ООД:

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: начать наше занятия я бы хотела с пословицы: «Гость на порог — хозяину радость». Как вы думаете, что она значит?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: верно ребята, русский народ очень гостеприимный, с помощью этой пословицы люди приветствовали гостей у себя дома в русской избе. И сегодня ребята мы с вами поговорим о быте русского народа, познакомимся с убранством русской избы и с русскими народными традициями. Давайте познакомимся с внешним видом избы. 2 слайд!

Воспитатель демонстрирует детям русскую избу.

Воспитатель: русские люди строили свои дома из дерева, как вы думаете почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: вы были правы ребята, дома строили из дерева, потому что наша страна богата лесом, и раньше рубить деревья в лесу было разрешено. А еще в деревянных домах зимой было тепло, а летом прохладно (не жарко). Поэтому люди и строили дома из дерева. Люди строили свои дома из хвойных деревьев, знаете ли вы как они называются 3 слайд.?

Дети: сосна, ель, лиственница.

Воспитатель: правильно ребята, избы строили из сосны, ели и лиственницы. Бревна для постройки избы выбирали самые толстые и смолистые. Чтобы сруб был надежным, плотники придумали скреплять между собой бревна вырубленными в них замками. Вот таким образом 4 слайд. Так бревна крепко держались друг на друге. Утеплялись стыки между бревнами болотным мхом или паклей 5 слайд. Крыши изб украшали конями и птицами, эти фигурки считались оберегом дома от злых сил 6 слайд. Конь в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылатые невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко. Из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «Полотенце» 7 слайд, названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца и символизирующая солнце в зените (это значит, что солнце было над головой наблюдающего), слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, а справа — символизировала закат. Фасад дома – это стена, выходящая на улицу, — уподоблялась лицу человека 8 слайд. На фасаде располагались окна. Слово «окно» произошло от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются «Наличниками» 9 слайд. Часто окна дополнялись «ставнями». Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет 10 слайд. А открытие ставни означали, что все хозяева проснулись и занимаются повседневной работой. А сейчас давайте рассмотрим избу изнутри.

Воспитатель: первое помещение в доме называется сени. Ребята, знаете ли вы что такое сени?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: 11 слайд.  В сенях располагался весь хозяйственный инвентарь, связанный с работой в поле (лопаты, грабли, косы и другое). Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать «на прохладе». А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи. Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло 12 слайд.

Воспитатель: давайте и вы встанете на ноги и попробуете перешагнуть через высокий порог у двери в виде ленты, но так чтобы его не задеть.

Дети встают со своих мест.

Воспитатель вместе с ребенком или няней натягивает ленточку.

Дети перешагивают через ленточку, стараясь ее не задеть.

Воспитатель: молодцы, присаживайтесь дети на свои места.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: вот мы с вами и вошли в избу и перед нами всего одна комната, она называлась горницей 13 слайд. Посмотрите на изображение избы и скажите какой предмет занимает центральное место в избе?

Дети: печь.

Воспитатель: а как вы думаете, для чего нужна печка?

Дети: чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме, чтобы спать на ней. Воспитатель: 14 слайд. да, верно, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. А ещё в ней сушили продукты и одежду. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания.

Воспитатель: а сейчас предлагаю послушать вам пословицы о печке и дополнить их пропущенными словами, готовы?

Дети: да.

Воспитатель: тогда слушайте:

- Хочешь, есть калачи, так не сиди…!

Дети: на печи.

Воспитатель: верно, послушайте следующую пословицу. Гости на печь глядят, видно, каши...

Дети: хотят.

Воспитатель: молодцы, послушайте последнюю пословицу. Лежебока хочет есть, да не хочет с печи...

Дети: слезть.

Воспитатель: правильно, вот такие мудрые пословицы придумали наши предки о печке. «Матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). Как вы думаете, что такое красный угол?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: 15 слайд. красный — значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром, плохого не замышляет: «Доброму гостю – особая честь». По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. 16-17 слайд. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Как вы думаете, что делали в этом углу и кто в нем хозяйничал из жильцов избы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: она варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. В кутке хранились посуда для приготовления еды: горшки, чугунки, ухваты, кочерги и др. 18 слайд. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька (зыбка) для самого маленького в семье. 19 слайд. Хозяйка варила еду в чугунке. По весу он был тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. 20 слайд. Ставили чугунок в печь с помощью ухвата. 21 слайд. А кочергой мешали угли в печи. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами встанем на ножки и сыграем на ложках.

Игра на ложках под русскую плясовую.

Дети пляшут и играют на ложках в такт музыке.

Воспитатель демонстрирует игру на ложках и движения под музыку.

Воспитатель: молодцы, ребята. У нас получилась замечательная плясовая. А сейчас давайте поиграем в игру она называется «Что было и что стало». Я буду вам называть старинные предметы, а вы называете предметы, которые есть сейчас, например: раньше люди сидели за столом на лавках, а сейчас…

Дети: на стульях.

Воспитатель: верно, раньше люди готовили еду в чугунке, а сейчас…

Дети: в кастрюле.

Воспитатель: молодцы, раньше люди готовили еду в печи, а сейчас…

Дети: на плите.

Воспитатель: правильно, раньше жилье люди называли изба, а сейчас…

Дети: дом.

Воспитатель: умнички, раньше люди кипятили для чая воду в самоваре, а сейчас…

Дети: в чайнике.

Воспитатель: молодцы, раньше люди складывали одежду в сундуки, а сейчас…

Дети: в шкаф.

Воспитатель: молодцы, ребята. 22 слайд. Мебели в избе было немного, – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. 23 слайд. Изготавливались они в основном хозяином дома (мужчиной) в «коннике» мужском углу. Мужской угол, располагался возле двери. 24 слайд. В старину здесь ставился большой рундук – наглухо вделанный в пол, так называли сундук с плоской крышкой. В нём хранилось ценное имущество. С давних времён на Руси человек хранил в сундуке своё имущество: одежду, посуду и даже драгоценности. В доме стоял сундук, он всегда стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурками. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. Чем богаче становился человек, тем больше у него появлялось в доме сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф. На рундуке спал хозяин, охраняя имущество и избу, здесь он сидел, выполняя мелкие мужские работы: сапожничал, плёл лапти, корзины и т.д. Этот рундук собственно и назывался коником, потому что изголовье этого мужского ложа представляло массивное бревно с вырезанной на нём конской головой. 25 слайд. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки 
пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка, ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели песни.
26 слайд. А еще в избе стоял ткацкий станок, на котором ткали половики. И сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Кто сделал?». Сейчас я раздам вам фигурки мужчин и женщин. Я буду показывать вам предметы на слайде, а вы будете поднимать вверх мужскую фигурку, если этот предмет сделал мужчина и женскую фигурку, если предмет сделала женщина. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель демонстрирует предметы (слайд с 27 по 33), а дети поднимают вверх мужскую или женскую фигурку.

Воспитатель: молодцы, ребята. Наше занятие подходит к концу. Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? Что интересного о внешнем виде русской избы вы запомнили? Как называются 3 угла в горнице избы? Что находилось в красном углу? А чем занимались в бабьем куте? Чем занимался мужчина в коннике? Какой предмет является центральным в избе? Какие новые слова запомнили? Что на занятии вам понравилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: ребята, вся русская старина наших предков уходит, сейчас мы уже мало где можем увидеть старинную русскую избу, на ее смену приходят новые многоэтажные дома. Изменился и быт нашего народа, появились высокие технологии, которые упрощают нашу жизнь (стиральные машины, плиты для готовки, микроволновки, пылесосы и др.) Но мы с вами должны знать о жизни и быте наших предков, беречь память о наших передках и передавать ее своим детям. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...