Аналитическая справка по развивающей среде
методическая разработка (средняя группа)

Магомедселимова Зухра Исаевна

Аналитическая справка развивающей среды для среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_2022_magomedselimova._1_2.docx77.49 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

О РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ  

В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОМ САДУ № 135

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Санкт - Петербург

2022 год

Воспитатель:  Магомедселимова Зухра Исаевна

Стаж работы 25 лет педагогический стаж - 25 лет,  в данном учреждении 11 лет.

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

В своей работе воспитатель Магомедселимова З.И моделируют социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  

Развивающая среда, созданная Магомедселимова З.И обеспечивают  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

За годы своей деятельности в ГБДОУ детском саду № 135 Невского района Санкт – Петербурга–воспитатель, руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами,  при построении развивающей  предметно-пространственной среды средней группы:

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”

Цель создания развивающей предметно – пространственной  среды  дошкольного образовательного учреждения средней группы:

2020 -2021 учебный год

2021-2022 учебный год

обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности воспитанников.

обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности воспитанников,  двигательных, социальных, духовных.

Цель воспитателя:

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

используя развивающую предметно –пространственную  среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.

сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития  личности воспитанников.

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:

2020 -2021 учебный год

2021-2022 учебный год

1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

2. Учет возрастных особенностей детей;

3. Реализация ООП ДО

1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

2. Учет возрастных особенностей детей;

3. Реализация ООП ДО (отражение содержания образовательных областей).

4. Гендерный подход.

Краткая характеристика групп:

2020 -2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Среднюю группу   посещало 28 детей, из них- 13 девочек и 15 мальчиков

Все дети I – II группы здоровья.

Среднюю группу посещает 30 детей, из них — 14 девочек и 16 мальчиков.

Все дети I – II группы здоровья.

Информация и сведения по изучению и анализу предметно – развивающей среды средней группы  были сформированы исходя из следующих показателей:

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

/ за два года/

Материалы и оборудование, представленные воспитателем Магомедселимовой З.И создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, а так  же в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Подбор материалов и оборудования средней группы  осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка.

Вся мебель в группе подобрана в соответствии с ростом детей, закреплена и безопасна в использовании.

Работа в группе начинается с утреннего приема детей. Прием детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей, так же расположен информационный уголок для родителей, с  необходимой информацией по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует дошкольному возрасту детей).

Предметно – пространственная среда  соответствует среднему возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.

 Одна из основных черт ребенка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество  элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт,  в оформлении применены природные компоненты, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром (уголок природного окружения). Также в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы: рисунки, аппликации, композиции из пластилина),  атрибуты, обогащающие развивающую среду.

Представленный материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление предметной среды соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в пространстве старшей  и подготовительной групп.

Все пространство развивающей предметно-пространственной среды группы за два года  безопасно, соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности:

2020 -2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Отношение Магомедселимовой З.И к детям строится на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Созданы условия психологического комфорта:

  • окружающая среда оказывала не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка;
  • в детско-взрослых отношениях преобладали одобрение и поддержка, критика высказывалась с добрыми пожеланиями.

В средней группе существовали нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. 

Индивидуальная программа выстраивалась на основании изучения личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье.

Магомедселимова З.И  создала:

  • уголок уединения, в котором ребенок мог отдохнуть, порисовать, полистать детские журналы, книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др.
  • сенсорный уголок, где проводились игровые сеансы с детьми с низкой работоспособностью, чрезмерно утомляемыми, с адаптационными расстройствами. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Оборудование сенсорного уголка разнообразно: специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка. Использование сенсорного уголка направлено на решение следующих задач:

  • развитие познавательной активности;
  • стимуляция сенсорных процессов;
  • коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
  • повышение мотивации;
  • развитие общей моторики;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций;
  • облегчение социальной адаптации;

В ходе игровых сеансов Магомедселимова З.И использовала  различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето-, звуко-,  и цветотерапия.

Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорный уголок  для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности. Самым важным и уникальным, в нашей работе, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно у Магомедселимовой З.И, служат хорошее настроение воспитанника, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде группы прошла успешно.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагог, Магомедселимова З.И, имеет  возможность освоить и внедрять с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня:
  • использование в практике режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми;
  • минутки общения, когда воспитатель, расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  1. Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: психологические настройки для привлечения внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка разработана система мероприятий:

  • профилактика психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: гимнастика, специальные оздоровительные игры;
  • работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками, арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
  • музыкальная терапия — регулярно проводимые музыкальные паузы,  игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей оказывает театрализованная деятельность. Дети полностью погружаются в роль;
  • предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
  • расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми; создание развивающей предметно-пространственной среды.

Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда  в средней группе  организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышает функциональную активность ребёнка, даёт разнообразные, меняющиеся впечатления.

Созданная, развивающая предметно-пространственная среда, в средней группе  за два года содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей в группе.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (от темы, от формы и вида деятельности), в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей:

трансформация группы  обеспечена раздвижными легкими перегородками – ширмами (в виде сказочных домиков, театрализованных ширм, атрибутами для театрализованной деятельности.). Многие предметы используются детьми для моделирования тематической ситуации:

модули – для домика;

стулья – паровоз, автобус, лошадки и так далее;

обручи и ленты – обыгрывание маленького пространства (домики, река, деление пространства и так далее).

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.

Оформление  группы - как одна из возможностей организации самостоятельной деятельности детей.

ВЫВОД: Игровой материал в группе периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, (с учетом изменения - сезонной тематики, любого доступного детям тематического материала и творческих потребностей), таким образом, развивающая предметно – пространственная  среда является вариативной.
Вывод: развивающая  предметно – пространственная среда группы, за два года, безопасна на 100 %

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для реализации ООПДО, рабочей программы средней группы  и ее успешного освоения воспитанниками у Магомедселимовой З.И подобраны и предоставлены разнообразные пособия и материалы по всем образовательным областям, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Также для создания развивающей предметно-  пространственной среды Магомедселимова З.И. использовала и использует методическую литературу. Учитывалась и учитывается современная детская субкультура, в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

Материал обеспечивает детям возможность освоения различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе; способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; служит формированию основ безопасного поведения. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать ООПДО в полном объеме (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

РПП среда способствует обогащению активного словаря, обеспечивает возможность знакомства с художественной литературой, создает условия для развития речевого творчества детей, способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, грамматического строя речи.

Зона для проведения непрерывной образовательной деятельности:

 Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей, все промаркировано). Доска находится на уровне глаз детей. Материалы для непрерывной образовательной деятельности находятся в доступном месте для детей, подобраны строго по возрасту детей.

Данную зону можно использовать как в свободной деятельности,  так и в индивидуальной работе с детьми.

Музыка постоянно сопровождает пребывание детей в детском саду. Для развития детей в музыкальной деятельности в группе оформлен музыкальный уголок. Имеются: детские музыкальные инструменты (клавишные, струнные, шумовые), музыкальные игрушки, игрушки – забавы, музыкально-дидактические игры, музыкальные альбомы, магнитофон.

ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МАГОМЕДСЕЛИМОВОЙ  З.И В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ

Образовательная область

Центры активности (материалы, оборудование)

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.)

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и рабочей программы каждой возрастной группы.

Познавательное развитие на каждом возрастном этапе включает:

  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Ознакомление с предметным окружением;
  • Ознакомление с социальным миром;
  • Ознакомление с миром природы.

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в центрах активности группы, насыщенность по познавательному развитию должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию рабочей программы возрастной группы.

Познавательно-исследовательская деятельность

 

Центр науки и природы

  1. Развивающие игры исследовательской направленности.
  2. Научно-познавательная литература для детей.
  3. Календарь природы.
  4. Комнатные растения.
  5. Предметы ухода за комнатными растениями.

  1. Наборы оборудования для исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
  2. Материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.
  3. Центр воды и песка: картотека игр с водой.
  4. Тематические альбомы о животных, птицах, насекомых, временах года, оборудование по уходу за растениями (лейки и длинными носиками, опрыскиватели);  паспорта растений с условными обозначениями.

Центр математического развития

  1. Наборы кубиков с буквами и цифрами
  2. Набор карточек с изображением количества (от 1 до 5) и цифр;

  3.Коврограф

 4.Домино, головоломки,  шнуровки

  1. Наборы счетных палочек
  1. Наборы геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине
  2. Набор объёмных геометрических тел
  3. Наборы  «Палочки Кюизенера»
  4. Мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;
  5. Блоки Дьеныша.
  6. Карточки со свободными полосками
  7. Раздаточный счетный материал

Центр сенсорики

  1. Игры развивающие практические и орудийные действия: шнуровки, ленты, нитки, крючки и замочки, молнии, верёвочки
  2. Дидактические игры: «Опиши по памяти», «Большой – маленький», «Найди пару», «Подбери по цвету», «Чей домик?» и др.
  1. Игры и пособия для сенсорного развития детей, выполненные из «нестандартных предметов: крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек.
  2. Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек», «Выложи по контуру», «Где живет червячок», «Волшебные краски» и др.

Центр патриотического воспитания

  1. Портрет президента, флаг РФ, .
  2. Иллюстрации Кремля и литература о России.
  3. Макеты достопримечательностей Санкт- Петербурга.
  1. Литература и пособия в соответствии с возрастом детей.
  2. Альбомы с фотографиями, картинками, иллюстрациями
  3. Буклеты о достопримечательностях Санкт – Петербурга
  4. Карта центрального района СПб с достопримечательностями.
  5. Дополнены макеты достопримечательностей СПб (Адмиралтейство, Казанский собор)

Речевое развитие детей обеспечено в группе посредством возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; богатства сенсорных представлений; возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций. Развивающая среда по речевому развитию  обеспечивает обогащение активного словаря ребенка; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Центр книги

  1. Стеллаж для книг, иллюстрированные  художественные книги, энциклопедии;  
  2. Портреты детских писателей;  книжки-самоделки;
  3. Дидактические игры: «Литературное лото», «Спой вместе с героем»,«Стань волшебником».
  1. Тематические альбомы по темам: «Профессии», «Одежда», «Животные» (домашние, дикие)», Грибы», «Посуда», «ОБЖ».
  2. Аудиозаписи с литературными произведениями для слушания и понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
  3. Картотека игр по художественной литературе.
  4. Дидактические игры: “Собери картинку” (по сказкам Сутеева, Чуковского),

“Отгадай сказку”, “Из какой сказки предмет?”

Развитие речи

Центр речевого развития

  1. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.
  2. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам,
  3. Сюжетные картинки для работы над фразой
  4. Игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.
  1. Пособия для совершенствования речевого развития.
  2. Пособия для развития зрительной памяти,
  3. Пособия для развития фонематического слуха.
  4. Настольно-печатные игры («Какой, какая, какое?», «Антонимы», «Кто что делает?» и т.д.); картотека дидактических игр на развитие словаря; дид. игра «Зажги фонарик».
  5. Алгоритмы (схемы) обучения детей рассказыванию.

Центр театрализованной деятельности

  1. Ширма, маски сказочных персонажей.
  2. Атрибуты уголка «ряженья» - бусы, ленты, костюмы.
  3. Кукольный, настольный,

пальчиковый виды театра,

  1. Наборы кукол «би-ба-бо»,
  2. Костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни.
  1. Атрибуты для театрализованных игр., костюмы, маски
  2. Звери и птицы плоскостные на подставках
  3. Тематический набор для сказочных персонажей
  4. Художественная литература (сказки, музыкальные книжки)

Физическое развитие детей включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)

Двигательная деятельность

Центр двигатель ной активности

  1. Спортивный комплекс с набором спортивных игр и игрушек, которые  побуждают детей к основным движениям (ползанию, лазанию, ходьбе, бегу, прыжкам, упражнениям в равновесии и т.д.).
  2.  Шведская стенка, мячи разных размеров, кольцеброс, кегли, веревки разной толщины, мешочки с песком, обручи, ребристая дорожка.
  3. Оборудование для общеразвивающих упражнений: флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки.
  1. Картотека утренней гимнастики.
  2. Картотека гимнастики «пробуждения».
  3. Картотека физкультминуток, подвижных игр.
  4. Альбомы “Виды спорта”, “Спортивная одежда”
  5. Оборудование для закаливания: дорожка для массажа стоп ног, коврики для закаливания.

Художественно-эстетическое развитие детей

Грамотно спроектированная художественно-эстетическая развивающая среда в дошкольной организации имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками; учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей; оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (художественной, театрализованной, физкультурной и пр.).

Предметное содержание определенным образом организовано в пространстве, что обеспечивает его активное освоение детьми.

Характеристика предметного содержания:

— предметная среда включает материалы для развития ребенка в различных, соответствующих его возрасту видах деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной;

— в среде представлены различные виды игрушек: сюжетные (образные),  технические, конструктивные, театральные и декоративные, дидактические игрушки и игры, игрушки для подвижных игр, игрушки-самоделки, игрушки-забавы, игровое оборудование.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Изобразитель-ная деятельность

Центр изобразительной деятельности

  1. Коврограф – полотно с фигурками на липучках
  2. Народная игрушка: дымковская, матрешка.
  3. Альбомы для рисования, раскраски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
  1. Подборка иллюстраций к произведениям детской литературы.
  2. Народная игрушка: городецкая, филимоновская.
  3. Альбомы с детскими рисунками
  4. Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др.
  5. Разные материалы для творчества: бумага разного цвета и фактуры, печати, штампики, глина, природный и бросовый материал и др.
  6. Репродукции картин.
  7. Литература по искусству.

Центр конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

2.Мелкий строительный конструктор.

3. Конструкторы типа "Лего".

1. Схемы последовательности выполнения построек.

2. Природный материал для конструирования.

3. Мозаики разных форм и размеров.

Конструктор “Лего-дупло”

Музыкальная деятельность

Центр музыкально-театрализованной деятельности

  1. Музыкальные книги и игрушки.
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, погремушки, бубны, барабаны, деревянные ложки
  3. Музыкальные шкатулки.
  4. Магнитофон и фонотека «Классическая музыка для детей», «Народная музыка», «Звуки природы», «Колыбельные для детей, «Детские песни».
  1. Картотека музыкально – речевых игр.
  2. Дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Композиторы»);
  3. Детские музыкальные инструменты, изготовленные вместе с родителями; шумовые коробочки.

Социально-коммуникативное развитие -  «направлено на  развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Коммуникативная деятельность

-   Центр сюжетно-ролевых игр

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья»:  кухня, плита, посуда кукольная, плита переносная, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания, пупсы и куклы с наборами одежды, утюг, микроволновка, пылесос, кукольная мебель.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»: зеркало, расчески, фены, накидка для клиентов, фартук парикмахера, бигуди, шкаф для парикмахерских принадлежностей, маникюрный набор, муляжи муссов, шампуней, бальзамов для волос
  3. Сюжетно-ролевая игра «Больница»: мебель- медицинский кабинет с кушеткой, медицинский халат, стетоскоп, грелка, бинт, маска, медицинские инструменты, муляжи лекарств, мед. карты больных.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: касса, прилавок с продуктами, муляжи фруктов и овощей и бакалейных изделий, сумки, корзины, весы, муляжи денег, кошельки.
  5. Животные лесные и домашние.
  6. Строительные наборы.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Город»: модели (правила поведения, правила дорожного движения), светофор, зебра, макет улицы, макет детского сада, участка детского сада, машины разных размеров, фигурки человечков-пешеходов
  2. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» фигурки зверей.
  3. Изготовлены «продукты» из соленого теста (сушки, печенье и др.)
  4. Сшиты:
  • одежда по сезонам для всех кукол;
  • постельное бельё для игрушечных кроваток;
  • юбки, платочки, пилотки основных цветов;
  • сумочки, прихватки, скатерти основных цветов.
  1. Для игр подобраны предметы – заместители: баночки, бутылочки, кубики, палочки, шарики, кирпичики, колечки и т.д.
  2. Дидактические игры: «Кукла проснулась», «Кукла обедает»

Центр  ПДД

  1. Машины разных размеров и конфигураций, автобус, поезд с железной дорогой, пожарная машина, скорая, полицейская машина, светофор, инспектор ГИБДД, жезл, куклы-пешеходы
  2. Плакат по правилам пожарной безопасности, детский огнетушитель, каска пожарного
  3. Атрибуты к творческим и дидактическим  и сюжетно-ролевым играм по тематике «безопасность».

1. Наглядно-дидактические пособия – транспорт, перекресток, макет на столе  (дорога-машины-люди).

2. Картотека дидактических игр по ПДД

3. Дидактические игры: «Угадай транспорт», «Подумай – отгадай», «Собери знак», «Красный - зеленый», «Светофор» и др.

 4. Картотека подвижных игр по ПДД

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Центр труда

Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда на участке: тазики, тряпочки, швабра, совочек, природный и бросовый материал, лопаты и грабли.

  1. Предметные картинки о труде взрослых.
  2. Художественная литература с иллюстрациями

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

2020 -20121учебный год

2021-2022 учебный год

  • Учтено социально – коммуникативное развитие:

игровая деятельность воспитанников:

 - могут распределять роли, с незначительной помочью воспитателя,  до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.

- игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети  освоили социальные отношения и понимание подчиненности позиций в различных видах деятельности взрослых. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх стали разнообразными.

  • Учтена изобразительная деятельность:

 - рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, приобрели сюжетный характер;

- достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

- изображение человека стало более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

В конструировании дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образцаДети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе несложных схем, по замыслу и по условиям.

Появилось  конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре сгиба); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования.

Совершенствовалось художественно – изобразительное развитие восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета, но и их оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 5 различных предметов.

  • Развивается наглядно-образное  мышление.

Дети пытаются решать жизненные задачи не только в ходе практических действий, но и в уме с опорой на образы-представления об этих предметах. Дети активно разговаривают, подвергают анализу информацию, дают развернутый ответ.

.Кроме того, продолжается совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться.

 Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

  • Совершенствовалась речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
  • Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие характеризуется активным познанием свойств предметов: цвет, величина, вкус, запах, звук и т.д. Зрительное восприятие становится одним из процессов непосредственного познания предметов и явлений.

  • Учтено воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  • Учтена патриотическая направленность:

- большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к малой Родине-Санкт-Петербургу.

  • Учтена направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей:

- воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;

- формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

  • Учтена направленность на сохранение и укрепление здоровья детей:

- одна из главных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

  • Учтена направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка:

- деятельность Магомедселимовой З.И направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей,  как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

  • Учтено в  сюжетно-ролевых играх освоение взаимодействий людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, день рождение, праздник, болезнь, и т.д.

   Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл.

  Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.  Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

  • Учтено освоение конструирования из строительного материала.

 Дети овладевают обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; с помощью воспитателя, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

   Свободные постройки становятся более симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

   Дети быстрее и правильнее подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.    Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные коллективные композиции по предварительному замыслу, которые могут  включать фигуры людей и животных.

  • Развивается образное мышление,

Оно связано с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Имеет место оперированием самыми разнообразными, но больше зрительными и слуховыми образами.

  •        Продолжает развиваться воображение. Играя, дети придумывают новые сюжеты, используют предметы заместители. Зачастую дети буквально живут в своем воображаемом мире и могут путать фантазии и реальность.
  • Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 20 минут.
  • Учтено развитие устной речи:

- продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

УЧЁТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт – Петербурга за период 2020 – 2022 учебный год детей с ограниченными возможностями здоровья не было.

Проанализировав отмеченные показатели, можно сделать вывод:

Результаты личного участия Магомедселимова Зухры Исаевны в создании развивающей предметно-пространственной среды, безопасности и психологического комфорта пребывания детей, реализации образовательной программы и учета возрастных особенностей детей  за два года, дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Позволяет каждому воспитаннику поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с воспитателями и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Группа максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника, соответствует возрасту. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами. Созданная предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей, национально - региональные и другие особенности дошкольников в соответствии с ФГОС ОУ.

РППС обеспечивает:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;

- материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей старшего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей; равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).

Воспитатель средней группы Магомедселимова Зухра Исаевна создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, отражает возрастные, индивидуальные, гендерные особенности, содержание образовательных областей  и другие особенности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка предметно-развивающей среды в младшей группе.

предметно - развивающая среда в младшей группе ....

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка предметно-развивающей среды в подготовительной группе

Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, зд...

Аналитическая справка предметно-развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда  в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы....

Аналитическая справка по развивающей среде

Развивающая среда по ФГОСТ в дошкольных учереждениях...

Аналитическая справка по развивающей среде

Аналитическая справка по развивающей среде на средний возраст...

Аналитическая справка предметно – развивающей среды Старшей группы №1

         В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет...