«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Колпакова Ольга Александровна

«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»

Образовательный модуль «LEGO - конструирование»

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города  Аши Челябинской области

«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»

Образовательный модуль «LEGO - конструирование»

(из опыта работы)

О.А.Колпакова

воспитатель,

                МКДОУ № 22 г. Аши

C:\Users\admin\Desktop\РОБОТЕНОК\-ТРАМВАЙЧИК\картинки\9e3eac973000f4549cd03ce40da52dd8.jpg

АША,2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

       Введение………………………………………………………………….….3

  1. «Stem подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»…………………………………………………5
  2. Развитие и обучение детей с использованием  конструкторов типа  lego……………………………………………………………………..……..7
  3. Применение современных конструкторов в дошкольном образовательном учреждении в группе раннего возраста…………………………………....10
  4. Игра с lego-конструктором – играя, обучаемся.

     Развитие речи детей раннего возраста посредством конструктора

     legoduplo……………………………………………………………………...11

      Заключение …………………………………………………………………..15

  Учебно-методическое и информационное обеспечение…………….…….16

  Методические рекомендации ранний возраст (1,5-3года)………………...17

      Игры с конструктором для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет…...19

        

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон « Об образовании в Российской Федерации», который впервые закрепил дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования потребовал разработки принципиально нового образовательного стандарта, который уже существовал до этого времени на других ступенях.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования», то есть формирование информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Однако Федеральные государственные требования, которыми руководилось дошкольное образования до настоящего момента, содержали в себе некоторые противоречия в содержании, структуре и понятийно-терминологическом аппарате. Разработка и внедрение ФГОС для дошкольных образовательных образовательных учреждений снял эти противоречия. Таким образом завершилось формирование единого образовательного пространства и обеспечение преемственности всех ступеней образования.

ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от непосредственно образовательной деятельности. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

При организации деятельности с детьми необходимо учитывать этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два этапа:

- подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования.

- этап творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.

В разных возрастных группах необходимо учитывать знания об окружающем мире, полученные детьми на предыдущих этапах конструирования. Каждое тематическое конструирование должно завершаться мероприятием, объединяющим разные возрастные группы, например, тематической выставкой, на которой демонстрируется созданные детьми модели.

Детское конструирование долгое время являлось имитацией конструктивной предметной деятельности взрослого, т.е. деятельностью по аналогии, но которая не лишена предметности и практичности.

Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования-просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию.

Однако в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая характеристика-конструкция имеет практическое назначение,- так в мире взрослых она обеспечивает удобство домашнего быта и производительность профессиональной сферы, а в мире ребенка создает и наполняет игровые ситуации. Процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.

1. «STEM ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ – НОВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Сегодня широко внедряют  STEАM технологии. О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

 STEAM образование в ДОУ - это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

• Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.

• Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.

• Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ. Например, модуль «Дидактическая система» позволит детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые распространенные предметы окружающего мира.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

• Развивают любознательность.

• Помогают выработать инженерные навыки.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Педагогические исследования показывают, что одной из основных проблем образовательной системы в детских дошкольных учреждениях является потеря интереса к процессу познания. Детям нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью.

В связи с этим в дошкольную систему образования необходимо включать мероприятия по осмысленной деятельности, где дети смогут принимать участие в различных экспериментах. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса. Игровые творческие комплексы для ДОУ открывают большие возможности для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна включать специализированные наборы для изучения математики, деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.

Как гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Конструирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные результаты от своей работы.

Следует заметить, что STEAM-компетенций можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина  продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и  конструировать.  LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. 

2.РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  КОНСТРУКТОРОВ ТИПА  LEGO

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребёнок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребёнка, творческих умений. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), архитектурными памятниками развивается художественный вкус, формируется умение ценить архитектурные богатства города, страны.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Разнообразие тематик образовательной деятельности с применением конструкторов способствует более полному усвоению материала в интересной созидательно – игровой форме. Постепенно в ходе подобных занятий формируется конструктивное творчество.

Конструктивное творчество, как и ее любой вид, направлено на развитие у тетей мышления (особенно образного) и воображения, а также овладения детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения).

Любой вид конструктивного творчества основан на детском экспериментировании. Специфика проявляется в делении на два типа:

- бескорыстное экспериментирование направлено на выявление свойств объектов, их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач;

- утилитарное экспериментирование направлено на поиск решения поставленной задачи.

Первый тип экспериментирования особенно значим, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта, без выделения «главных» и «не главных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает его мышление более гибким. Однако самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление у большинства детей может остаться на довольно примитивном уровне. Второй тип экспериментирования наиболее продуктивен по результативности деятельности.

Детское конструктивное экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях:

- во-первых, постоянно расширять арсенал объектов для конструирования, все более их усложняя;

- во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов и в других видах деятельности (игре, рисовании, лепке, учебной деятельности и др.).

Помимо создания индивидуальных и коллективных моделей, в группе существует возможность наблюдать усложнение в конструкциях и знаниях об окружающем мире. Существует также возможность создания проекта по заданной теме с использованием конструкторов.

3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКТОРОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В недавнем прошлом применение в деятельности детей конструкторов относилось, в основном, к старшему дошкольному возрасту. Сегодня существуют конструкторы, применение которых возможно, начиная с младшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы можно подобрать подходящие наборы с учетом возрастных особенностей детей и задач их применения.

Для младшей дошкольной возрастной группы (1,5-3 года) отбор конструкторов строится, в первую очередь, на безопасности их использования. Все детали конструктора должны быть крупными. Они легко соединяются, конструкция создается быстро, в результате практическая деятельность детей занимает всего 3-7 минут. Ее непродолжительность- это залог развития интереса детей. На мотивацию и демонстрацию способов соединения деталей педагог должен потратить не более 3-5 минут. В целом занятие в младшей группе должно занимать 5-6 минут, в средней-15 минут.

Конструкторы могут быть настольными и напольными, наборами геометрических тел, сюжетными, шумовыми, что особенно актуально в младшей группе.

Особое значение в отборе конструктора является красочность, т.к. в младшем дошкольном возрасте непроизвольность внимания гарантируется именно таким свойством.

Способы соединения должны быть доступными и простыми, а создаваемые конструкции-реалистичными, т.к. для данного возраста характерны наглядно действенное и образное виды мышления.

Количество деталей необходимо ограничить. Это нужно для того, чтобы лишние детали не отвлекали ребёнка от создания конкретной конструкции.

Данная деятельность носит игровой характер. Важно не только научить ребёнка создавать, но и разбирать, укладывать на место.

Помимо конструкторов, возможно использование дополнительных деталей, частей (деревья, машины, люди). Если наборы не содержат этих элементов, их можно создать из бумаги, картона, природного и бросового материала. Такое дополнение обогащает конструктивное творчество.

4.ИГРА С LEGO-КОНСТРУКТОРОМ – ИГРАЯ, ОБУЧАЕМСЯ.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТОРА LEGO DUPLO

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Истоки творческих способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Применение STEAM-технологий в своей работе я начала с приобретения и использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Актуальность: в настоящее время существует  проблема развития речи детей раннего дошкольного возраста, а конструктор LEGO DUPLO  можно использовать как средства развития речи детей раннего возраста.

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, ─ и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные советские ученые Ф. А.Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант,  Д. О. Лордкипанидзе) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.

Самыми эффективными, являются практический метод организации детей раннего дошкольного возраста. К группе практических методов относится игровой ─ в данном случае игры с конструктором LEGO DUPLO. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра, а именно игры с LEGO DUPLO  обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Игры детей с конструктором LEGO DUPLO педагог может организовать через:

─  образовательную деятельность;

─  дидактические игры;

─  театральные игры;

─  самостоятельную деятельность детей.

Использование конструктора LEGO DUPLO в работе с детьми раннего возраста способствует:

1) тренировке пальцев рук, что очень важно для развития речи, так как развитие мелкой моторики рук поможет в дальнейшем подготовить руку ребенка к письму;  

2) расширению словарного запаса; 

3) развитию коммуникативных навыков. 

Благодаря LEGO – конструированию дети развивают мелкую моторику рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук и пальцев стимулируют процесс развития речи ребенка, способствуют развитию двигательного центра головного мозга, ответственного, в том числе, за развитие мелкой моторики. Чем больше маленьких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше областей мозга включается в работу. Ученые, психологи, занимавшиеся этим вопросом, официально заявляют: в то время как дети прикрепляются части конструктора LEGO DUPLO друг другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, и, соответственно, активно развивается речевой аппарат.

Конструкторы LEGO DUPLO широко используются в дошкольных образовательных организациях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Детям младшего возраста необходимо подобрать LEGO крупного размера. Собрав конструкцию в ДОО один раз, ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное LEGO можно использовать не только как игра-конструирование, но и во всех образовательных областях, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, а также дома с родителями.  

Наряду с развитием мелкой моторики рук конструктор LEGO DUPLO позволяет ребенку овладеть навыками общения непосредственно во время игры. Благодаря взрослому, который принимает участие в игре, ребенок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребенок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.

Решая проблему языкового развития детей раннего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO DUPLO, можно использовать игровые ситуации, позволяющие обеспечить достаточно богатый бытовой словарь детей раннего возраста.      

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словарного запаса, введения в словарный запас детей новых слов, можно использовать игровые развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие животные», или   «Большая ферма». Проигрывая ситуацию «Кто, где живет», можно познакомить детей с домашними и дикими животными, с их жильем, научить описывать их внешний вид. В упражнении «Кто как кричит?» решается проблема развития звукового восприятия. Дети выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

Словесные игры с использованием конструктора LEGO DUPLO можно использовать для обогащения лексического запаса. С их помощью можно обновлять пассивный словарный запас, объяснять новые слова и понятия, а также развивать словообразование. К таким играм относятся игры такие как:

─  «Большой-маленький»;

─  «Один-много»;

─  «Четвертый лишний»;

─  «Кто потерял хвостик?»;

─  «На улице большого города».              

В групповых играх с конструктором LEGO DUPLO у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети придумывают сюжет и персонажей, учатся создавать сказки, маленькие истории, состоящие из трех законченных частей (начало, середина и конец).

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, через один набор LEGO DUPLO. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом такой работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

КонструкторLEGO DUPLO я активно использую в работе с детьми в детском саду.И хочу рассказать, как игры можно придумать с помощью кубиков лего.

Для развития математических способностей мы играем в «Башенка». Нужно сделать разноцветные схемы, задача ребенка - собрать башню по схеме, назвать цвет кубиков.

Игра – «Найди домик фигурке». На картоне нарисовала цветной контур фигур, ребенок подбирает нужные фигуры, заполняет карточку.

Игра – «Собери пазл». На два кубика одинакового цвета и размера, наклеила картинку, разрезала пополам , по месту соединения кубиков. Ребёнок должен найти половинки, чтобы получился цельный рисунок.

У конструкторов LEGO DUPLO есть очевидные плюсы:

  • Игры с ними развивают усидчивость, пространственное мышление, воображение и мелкую моторику рук. Строя города, фермы, зоопарки и мосты из разноцветных кубиков, дети могут с самого раннего возраста научиться воплощать все свои задумки в реальность, пользоваться схемами, быть внимательным.
  • Безопасные детали, которые изготовлены из качественного прочного пластика, имеют закруглённые углы.
  • Все детали легко скрепляются, построенная конструкция прочная и крепкая, подходит для активных игр.
  • Яркие и сочные цвета развивают цветовое восприятие
  • Внешне простой конструктор имеет функциональные детали: окошки и дверцы открываются. Ножки, ручки и голова героев подвижны, некоторые наборы оснащены звуковым сопровождением.
  • LEGO DUPLO – это универсальный конструктор, каждый набор будет интересен и для мальчиков и для девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лего конструирование для ребенка – это радость, радость творчества, радость открытия, всегда восторг, который ребенок получает во время игры с конструкторами.

Лего конструирование обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности.  Она формирует у ребенка умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, двигаться вперед.

Это единственная возможность воспитания  в маленьком человеке трудолюбия, осознанного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Дошкольник в ходе  работы с образовательными конструкторами:

        распознает детали конструктора независимо от их пространственного положения, располагает на плоскости, различает качества предметов, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по величине, цвету, форме, строению, размерам;

        проявляет повышенный интерес к разнообразным заданиям и сооружениям, появляется желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;

        способен видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;

        самостоятельно находит отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;

        сооружает различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением;

        самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом конструктивных свойств, определяет какие детали более всего подходят для построения конструкции, как их целесообразнее скомбинировать; способен планировать процесс возведения модели;

        способен создавать различные модели по рисунки, по словестной инструкции, по собственному замыслу с использованием образовательного конструктора;

        конструирует и составляет тематические композиции по собственному замыслу используя в постройке разные детали конструктора и дополнительный материал;

Зачем я  это делаю?

1. Хочу, чтобы каждый ребенок у нас в детском саду получил возможность быть способным и талантливым.

2. Хочу, чтобы наши дошкольники ощутили радость творческого познания  легоконструирования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.        Бедфорд, А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

2.        Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники/ М.С. Ишмакова. – М.: ИПЦ «Маска», 2013 г.

3.        Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В. Лусс. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

4.        Фешина, Е.В.  LEGO-конструирование в детском саду/ Е.В. Фешина. –  М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5-3ГОДА)

Образовательные задачи:

  • Познакомить с материалами для конструирования: объемными геометрическими фигурами (кирпич, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов;
  • Научить размещать в пространстве различные геометрические тела;
  • Научить выделять геометрические формы в знакомых объектах;
  • Познакомить с приемами соединения деталей;
  • Научить выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память;
  • Формировать сенсорные эталоны;
  • Формировать чувство формы при создании элементарных конструкций;
  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Сформировать навыки работы с крупными и средними деталями.

Воспитательные задачи:

  • Сформировать интерес к конструктивному экспериментированию;
  • Развивать слуховое внимание, умение слышать словесные указания, инструкции и характеристики педагога;
  • Развивать эстетику восприятия окружающего мира и самого образа конструкции.

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой изучают геометрические формы, свойства и признаки различных материалов. Трехмерный объем деталей конструктора позволяет тщательно изучить все детали, которые будут задействованы в конечной модели.

Несмотря на то, что ведущим методом обучения является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть их, т.е. давать образную характеристику. Например, «Найди деталь, похожую на крышу, а теперь-дом. Давай соединим их. Что получилось?» Это помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел.

В раннем возрасте, начиная с первого года, обучают идентифицированию геометрических форм, не называя их, но выделяя заданную форму из множества других. Объемные геометрические тела становятся не только предметами манипуляции, но и игры детей. В такой работе можно использовать шумовые конструкторы, тогда задействуются не только зрительные, но и слуховые анализаторы, а это повышает восприимчивость.

С первого года жизни необходимо вызвать у детей интерес к действиям с геометрическими телами, научить узнавать и различать, следить за несложными действиями с ними взрослого, а также научить воспроизводить, например, укладывать детали и кирпичики друг на друга, складывать рядом в определенном порядке, соединять в несложную конструкцию (пирамидки, домики и др.).

Под руководством педагога в игре формируются целенаправленные действия. Игра становится осмысленной, содержательной и конструктивной. Активно обогащается сенсорный опыт детей: действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве. Для того чтобы научить детей игровым действиям, нужно несколько раз в процессе игры повторять одно и то же движение.

В процессе образовательной деятельности дети учатся узнавать 3-4 детали конструктивного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), укладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем, создавая простейшие конструкции. Постепенно количество деталей может возрастать до 4-5 штук.

Кубик поставить на кубик-это «башня»; 3-4кирпичика, поставленные рядом на узкую грань, -«заборчик». В данном процессе важно то, что дети учатся понимать задание и выполнять его, целенаправленно действовать и получать результат.

При создании первой конструкции воспитатель должен заниматься отдельно с каждым ребёнком. По мере усвоения действий детей группируют по 4-6 человек (первая младшая), 8-10 детей (вторая младшая).

Подготовка к рассмотрению образца не должна длиться более 1,5 мин., иначе активность детей снижается. Конструкторы необходимо разместить в разных местах комнаты вместе с небольшими игрушками. Все это способствует развитию у детей умения самостоятельно занимать себя игрой.

Во время конструирования ребята учатся правильно называть детали конструктора и характеризовать их: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, круглый-квадратный и др. Так, например, создавая модель, дети должны его описать: круглое, красное, большое.

В раннем возрасте детей переводят из доизобразительного в изобразительный период. Важно научить создавать конструкции на темы, которые понятны и доступны детям. Они должны стремиться выполнять их тщательно, запомнить и применять приемы конструирования, соединения деталей между собой, а затем использовать их в играх.

Желательно, чтобы детали были окрашены в различные цвета (кубики-красные, кирпичики-желтые и т.д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика-желтого цвета, крыша-зеленого,; все кубики, составляющие сиденье дивана,-красного; кирпичики для спинки-желтого и т.п.).

Во время занятий необходимо пользоваться образными игрушками, соразмерными с набором конструктора, вызывающими у детей желание поиграть. Процесс игры должен доставлять детям радость, раскрывать назначение конструкций, убеждать их в том, что с постройками интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Тогда воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает о том, что ещё надо сделать, во что еще можно поиграть. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки, потешки.

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Конструктор – поистине уникальная игрушка. И не удивительно, что он привлекает детей разных возрастов. Из отдельных деталей вырастают целые сказочные дворцы, дороги для машин, самолеты, корабли и много-много всего интересного!

Играя с конструктором, малыш сможет легко и без усилий усвоить многие знания и навыки, развить моторику руки, научиться фантазировать, воспитает в себе усидчивость и целеустремленность.


Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр.

Взрослому следует позаботиться, чтобы в свободном доступе всегда был в достаточном количестве материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек), деревянный, металлический и пластмассовый.
Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагайте темы для построек и сооружений. Начните сооружать что-нибудь сами и различными способами привлекайте к этой деятельности детей.


От 1 года — до 1.5 лет

«Строим-построим»

Прежде, чем приобщать ребенка к конструкторской деятельности, ознакомьте его с материалом. Дайте малышу часть конструктора в руки. Покажите, как можно соединить детали между собой. Скажите крохе, что вы строите башню. Устанавливайте 2-3 детали друга на друга желтого цвета. При этом проговаривайте: «Ставим один кирпичик, сверху еще один кирпичик. Это желтая башня».  Постройте несколько башен разного цвета.

«Разрушение»

Выстроили высокую башню. Первым естественным желанием ребенка будет – разрушить ее. Причем таки разрушения вызывают у детей массу положительных эмоций. Дети в этом возрасте не придают большого значения своим постройкам. Разрушая, они совершают активные действия, то есть чувствуют себя, в какой-то мере, творцами, учатся понимать свои возможности.

«Собирай-ка»

Возьмите два ведерка разного цвета. Покажите ребенку, красное ведерко. Возьмите красный блок и скажите: «Это красный кирпичик, мы положим его в красное ведерко». Такие же действия свершайте с желтыми деталями – складываем в желтое ведерко. Выполняйте все действия вместе с крохой. Не забывайте хвалить его. В процессе игры малыш совершенствует навыки ходьбы, учится выполнять простые поручения, знакомится с цветами.

«Прятки»

Возьмите блок от конструктора. Спрячьте его под платочком так, чтобы кроха видел, куда  положили деталь. Малыш поднимает платочек и с радостью находит его. Постепенно усложняйте игру: возьмите два платочка или две коробки, а прячем только под одну. Поднимая поочередно коробочки, кроха понимает, что деталь может быть спрятана в различном месте. К конструкторскому блоку можно привязать веревочку. Покажите ребенку, что ее можно дернуть – игрушка появляется. Запомнив этот принцип, снова спрячьте игрушку, оставив видимой веревку.

«Мы едем, едем, едем»

Покажите ребенку, что блоки можно складывать в грузовик и возить. Для этого приобретите машинку на веревочке или с ручкой. Кроха будет загружать, разгружать груз,  возить его за собой.

От 1.5 лет – до 2 лет

«Дорожки»

Возьмите разноцветные блоки и постройте с малышом дорогу путем приставления одной детали к другой. Скажите, что это дорожки, по которым будут гулять ваши куклы. Строим дороги длинные и короткие, разного цвета. «Наш Бобик идет по желтой дорожке – топ-топ, а лягушка скачет по зеленой дорожке – прыг-прыг». Предложите ребенку походить пальчиками по дорогам. Угадываем, кто идет – мама или малыш. Топ-топ (медленно шагаем пальцами), топ-топ-топ (быстро бегут пальчики). По дорожкам еще ездят машины. «Синяя машина у нас маленькая – она помещается на нашей дорожке. А красная – большая, не помещается». Строим дорогу шире. Наигрались с машинками? Давайте будем котятами. Возьмите клубочек – мячик и катайте его друг другу по дорожке. Еще посадите на дорожки цветочки, соответствующие цвету дорожек.

«Найди кирпичик»

В непрозрачный мешочек складываем несколько различных игрушек. Все отобранные игрушки показываем вначале ребенку. Это может быть плюшевый мишка, карандаш, мячик и блок от конструктора. Предложите малышу засунуть ручку в мешочек и на ощупь найти деталь конструктора.

«Гаражи»

Если ваш ребенок любит играть машинками, постройте вместе с ним гаражи разного размера. Ваши машины ездили, развозили пассажиров, а с наступлением ночи отправляются в гараж спать. Однако они не могут найти свои гаражи. «Почему желтая машинка не помещается в этот гараж? Он слишком маленький для нее? Правильно, машинка большая, ей нужен большой гараж».

«Кто спрятался»

Строим из блоков забор. Прячем за него животное. Говорите ребенку: «Кто же это спрятался за забором? Послушай: ку-ка-ре-ку. Кто это?»

Постройте два забора – высокий и низкий. Возьмите жирафа и собачку. Попросите малыша спрятать животных. Почему жираф не может спрятаться за низким заборчиком?

С 2 до 3 лет

«Попади в коробку»

Посоревнуйтесь с ребенком в меткости. Поставьте на полу корзину. Станьте от нее на некотором расстоянии. Бросаем в нее блоки. Пусть каждый возьмет себе детали одного цвета (маме – синие, малышу – желтые). Побеждает тот, кто забросил больше всего деталей.

«Печем пирог»

Предложите малышу «испечь» пирог с малиной — строим башню только из красных блоков. Затем печем пирог со сливой – из синих блоков. Усложняя задание, печем пирог, чередуя слои – красный-синий, красный-синий. Считаем, сколько коржей у нас получилось.

«Трафарет»

Блоки можно использовать как трафарет – обводим их карандашом или фломастером. К готовому прямоугольнику дорисовываем глазки, ротик, носик. Или хвостик (ваша фантазия). Сделайте несколько таких героев, играйте с ними.

«Что лишнее?»

Положите перед малышом детали конструктора. Предложите определить – что лишнее. Находить лишнее можно по цвету (три красных блока, один желтый), по размеру (три коротких – один длинный), по виду постройки (три стульчика без спинки – один со спинкой).

«Что изменилось?»

Эта игра для развития памяти. Сделайте с крохой небольшое сооружение. Предложите ему отвернуться. В это время меняем либо одну деталь в постройке, либо добавляем. Предложите ребенку угадать – что изменилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

Статья "Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников"

В данной статье рассматривается моделирование - как способ развития технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребёнка формируется способность видеть характерные свойства, структурные...

Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения....

Конструкторы Полидрон, как средство развития технического творчества дошкольников.

Конструкторы Полидрон расширяют кругозор, формируют предпосылки учебной деятельности, развивают любознательность, активность, самостоятельность, развиваются навыки партнерского взаимодействия, речь де...

Презентация Технология STEM-образования новая ступень в развитии детей.

STEM-образование - парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в ...

Стем-подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников. Конструируем с Йохокубом»

опыт педагога по конструктивной образовательной деятельности. Конструируем с Йохокубом»...