Программа дополнительного образования "Юные экологи"
план-конспект занятия (средняя группа)

Абзалова Альмира Динаровна

В основу содержания дополнительное общеразвивающая программа легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы программы

- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещё не достаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).

Исходя из этого, работа дополнительное общеразвивающая программа «Юные Экологи» призвана решать следующие задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

  • познавательно-исследовательскую;
  • чтение художественной литературы;
  • коммуникативную;
  • экспериментальную;
  • продуктивную;
  • трудовую;
  • игровую;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире

При построении системы работы экологической программы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы программы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Критерии результативности обучения:

  • Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;
  • Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
  • Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
  • Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Расписание работы

Программа работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – четверг. План дополнительного общеразвивающего программы рассчитан на год. Количество детей посещающих - 20 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет. Длительность каждой ООД для детей данного возраста – 20 мин.

Ожидаемые результаты.  

К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):

Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными.

Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi_srednyaya_gruppa_kruzhok.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №25 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район республики Башкортостан

расположенного по адресу: г. Туймазы ул. Островского д.16б

                                                                                             

                                             Утверждено:

                                                                                       Заведующий МАДОУ детский сад №25

                                           г. Туймазы

                                                                                        _____________________ Валеева Э.М.

                                                                                     Приказ №_______ «___» _____ 2021г.

Программа дополнительного образования

Познавательно – педагогической

направленности «Юные Экологи»

возраст детей от 4 до 5 лет

срок реализации: 1 год

                                                       Разработала:

                                                                                              Воспитатель: Абзалова Альмира

                                                                                              Динаровна

                                                                                              Квалификационная категория: 1

                                                                                              Педагогический стаж работы: 3года

Приняли на педагогическом совете:

                                                                                        Протокол №__ от_______2021г.

Туймазы 2021г.

Содержание

  1. Список детей ….. ст.3

  2. Пояснительная записка…..ст.4

  3. Цель и задачи реализации программы…..ст.5

  4. Методы, используемые для реализации работы дополнительное общеразвивающая программа…..ст.5

  5. Основные направления…..ст.6

  6. Критерии результативности обучения…..ст.7
  7. Расписание работы…..ст.7
  8. Ожидаемые результаты…..ст.8    
  9. Перспективный план программы «Юные Экологи» …..ст.9

  10. Литература…..ст.13

Список детей

  1. Абдуллина Элина  
  2. Арслангареева Екатерина
  3. Арысланов Егор
  4. Ахмадеева Каралина
  5. Габбасов Ранэль
  6. Ибикаева Эвелина
  7. Китова Милана
  8. Макеев Максим
  9. Низаметдинова Азалия  
  10. Поддубнова Ангелина
  11. Рагчаева Дана
  12. Саитгареева Эсмира
  13. Салляхова Элина
  14. Старцева Кира
  15. Тухбатуллин Амир
  16. Трошин Даниил
  17. Усманова Анеля
  18. Хаматьянов Ильдар  
  19. Хайруллин Адиль
  20. Шигапова Ринара  

Пояснительная записка

В основу содержания дополнительное общеразвивающая программа легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы программы

- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещё не достаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).

Исходя из этого, работа дополнительное общеразвивающая программа «Юные Экологи» призвана решать следующие задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

  • познавательно-исследовательскую;
  • чтение художественной литературы;
  • коммуникативную;
  • экспериментальную;
  • продуктивную;
  • трудовую;
  • игровую;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире

Методы, используемые для реализации работы дополнительное общеразвивающая программа

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологической программы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы программы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Критерии результативности обучения:

  • Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;
  • Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
  • Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
  • Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Расписание работы

Программа работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – четверг. План дополнительного общеразвивающего программы рассчитан на год. Количество детей посещающих - 20 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет. Длительность каждой ООД для детей данного возраста – 20 мин. Количество часов 36.

Ожидаемые результаты.  

К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):

Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными.

Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Перспективный план программы  «Юные Экологи

Сентябрь

Тема

Цель

 1

«К ребятам приходит Айболит»

ст.13

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

2

«Фрукты и овощи»

ст.18

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях форме, цвета, вкусе, запахе, твердости, мягкости, рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.  

Октябрь

1

«Вершки и корешки»

ст. 21

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять детей в наклеивании готовых форм, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.  

2

«Что растет в лесу?»

ст.24

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

3

«Кто живет в лесу?»

ст.27

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

4

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)

ст.32

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Ноябрь

1

«В гостях у курочки Рябы» 

(знакомство с лошадью и овцой)

ст.36

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

2

«В гостях у курочки Рябы» 

(знакомство с кошкой и собакой)

ст.39

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

3

«В гостях у курочки Рябы» 

(знакомство с птичьим двором)

ст.49

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

4

«Кому нужна вода»

ст.53

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно).

5

«Где обедал воробей?»

ст.70

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

Декабрь

1

«Елочка»

ст.42

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

2

 «Путешествие по зимнему лесу»

ст.57

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).

3

«Станем юными защитниками природы»

ст.135

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

Январь

1

«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волка, совы), в этом ему помогают чуткие уши, раскосые глаза, способность делать большие прыжки и затаиваться; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью.

2

«Корова и коза – домашние животные»

ст.120

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо,; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено)

3

«Айболит в гостях у детей»

ст.60

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

Февраль

1

«Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» ст. 91

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

2

«Что за зверь?» ст.140

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

3

«Починка деревянных предметов»

 ст.79

Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

Март

1

«Рисуем подарок к 8 Марта» ст.68

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е. И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка

2

«Советы Айболита»

ст.74

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»

3

«Знакомимся с деревянными игрушками»

 ст. 80

Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.

4

«Весна в лесу»

ст. 87

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка – рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

Апрель

1

«Весна в жизни лесных зверей» ст.165

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).

2

«Бережно относимся к бумаге»

ст.176

Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.

3

«Люблю березку русскую» ст. 167

Предварительно с музыкальным руководителем дети разучивают хороводные песни («Во поле береза стояла» и др.). С теми, кто захочет, воспитатель разучивает уже знакомое детям стихотворение С. Есенина «Береза» и другие стихи.

Май

1

«Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки» ст.182

Уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью

2

«Как человек охраняет природу» ст.183

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могу

3

«Весна кончается – лето начинается» ст.184

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины).

Литература:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической  ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.Бережное...

Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа)

Программа дополнительного образования«Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог» Полное название программы ...