Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа)
методическая разработка (младшая группа)
Программа дополнительного образования
«Юный эколог» (Кружковая работа)
Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог»
Полное название программы «Юный эколог»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 199» Ленинского района г. Саратова
Основные разработчики. Умбеткалиева Оксана Павловна, воспитатель.
Тип программы Образовательная
Вид программы Модифицированная
Основания для разработки
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования до 2015 года;
- Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Саратовской области и г. Саратова
Цель.
Формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.
Задачи.
Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.
Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы
Показатель уровня сформированности у дошкольников экологических представлений
Будут созданы оптимальные условия для формирования заботливого, бережного отношения к природе.
Сроки реализации программы. Один год
Целевые группы: Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена на основе программы Е.В.Гончаровой «Экология для малышей». Решение указанных задач основываются на следующих принципах:
-Гуманизма
-Целостности
-Научности
-Системности
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка - дошкольника могут быть ему представлены, и стать основой развивающего взгляда на природу их отношения к ней.
Целью экологического воспитания детей является формирования начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» ориентирована на детей подготовительных к школе групп. Программа рассчитана на один год обучения, при проведении занятий один раз в неделю.
Цель программы: воспитание основ экологической культуры.
Задачи:
-формирование у детей понятия о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира Саратовской области;
-овладение навыками поведения в природной среде;
-понимание степени ответственности за свое отношение к природе;
-воспитание эстетического восприятия всего живого и неживого, нравственное развитие личности.
Занятия детей в кружках дают возможность глубже познать природу, развивают интерес к окружающему миру природы. Причем программный материал служит как бы теоретической основой для занятия самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке в свою очередь способствуют оживлению работы детей на занятиях. Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составлении коллекций, которые с успехом используются на занятии. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результаты на занятии. Работа в кружке проводится систематически. Для ознакомления детей с методами познания окружающего природного мира в курсе предусмотрено много практических работ, в том числе: уход за растениями и животными и проведении элементарных опытов. Начатая работа на занятиях продолжается и усложняется. В итоге к концу учебного года у детей должны сформироваться:
1. Представлений о физических свойствах окружающего мира.
2. Географические представления (о земном шаре, атмосфере).
3. Биологические представления.
4. Эмоционально – положительное отношение к живой природе.
5. Экологическое сознание.
Показатели развития детей.
Подготовительная к школе группа
К концу года ребенок:
- знает о многообразии растительного и животного мира Саратовской области и
г. Саратова
, умеет классифицировать их на определенные группы;
- знает о среде обитания животных и их роли в природе;
- знает об особенностях сезонных изменений в природе родного края,
- знает о приспособленности животных к разным временам года;
- имеет представление об экологических проблемах окружающей среды саратовской области и г. Саратова;
- знает о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
- осознанно выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней;
- осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней;
- обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы;
- знает о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ;
– бережно, заботливо, гуманно относится к природе;
- стремится улучшить состояние окружающей среды;
- обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.
Тематический план
1. «Как можно стать юным экологом»
Сбор семян растений.
«Растение - целостный организм»
«Части растения» (Практическая работа).
«Воздух невидимка, без которого жить нельзя».
«Животный мир материков нашей Земли»
«Эти удивительные крылатые зверьки»
«О насекомых»
«Опасные обитатели моря – акулы и другие морские животные»
«Звери зимой»
«Птицы зимой»
«Растения зимой и еще немного о животных»
«Труд людей зимой»
«Происхождение комнатных растений»
«Разнообразие комнатных растений»
«Растения лекарственные и ядовитые».
«Неживая природа»
«Позади зима»
«Труд людей зимой»
«Неживая природа»
«В гости к лесу»
«Враги и друзья леса»
«Загадки старичка - лесовичка»
«Образование Земли и планет солнечной системы»
«Зарождение жизни на Земле»
«Космическая гостья»
«Развитие жизни на Земле»
«Красная книга»
«Твоя красная книга»
Устный журнал «Природа и человек»
«Гроза»
Обследование детей
Октябрь
1. Тема. «Как можно стать юным экологом»
Цель. Раскрыть на конкретных литературных примерах, что бывают добрые и злые поступки, дела персонажей. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах /растениях и животных/ в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Содержание.
1.Введение детей в мир добрых и злых поступков через знакомые литературные произведения.
2.Чтобы стать юными экологами, надо знать и любить природу.
3.Сбор семян растений. Беседа о необходимости сбора семян /для подкормки птиц зимой, для весенних посадок/.
2. Тема. Сбор семян растений.
Цель. Учить определять зрелость семян культурных и дикорастущих растений.
Выяснить причины необходимости сбора семян осенью (для посева будущего урожая, корма птицам зимой, коллекции).
Содержание. Беседа о необходимости сбора семян:
-Для чего необходимо собирать семена? (Для подкормки зимой птиц, для весенних посадок и т.д.)
-Каким птицам семена дикорастущих растений будут кормом зимой? (Воробьям, синицам…)
2. Определение зрелости семян. Сбор семян в коробочки. Оформление коллекции «Виды семян»
3. Тема. «Растение - целостный организм»
Цель. Подвести детей к выводу, что растение это целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль, т.е. функцию.
Познакомить детей с правилами сохранения цветов.
Содержание. 1.Может ли растение жить без воды?
2.Есть ли вода внутри растения?
3.Как вода поступает к листьям? (Опыт с ромашками, поставленными в растворенный в воде пищевой краситель).
4. Тема. «Части растения»
Цель. Уточнить знания детей о частях растения (травянистых, кустарников, деревьев), об их разнообразии.
Содержание. 1.Практическая работа по сравнению частей разнообразных растений (по гербариям, таблицам, иллюстрациям) и нахождение общего и различного в них.
2.Беседа о разнообразии корней, стеблей, листьев, плодов растений.
Дидактическая игра:» Определи части растения» (по муляжам и натуральным растениям).
Ноябрь
5. Тема. «Воздух невидимка, без которого жить нельзя».
Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, о значении воздуха для растений, животных, человека.
Рассказать об основных источниках и последствиях загрязнения воздуха, важных мерах по его охране.
Содержание. 1.Демонстрация опытов по обнаружению воздуха вокруг нас.
2.Выяснение роли воздуха для животных и человека.
3. Дидактическая игра: «Где используется воздух?»
Рисование условных знаков и плакатов «Охрана воздуха от загрязнения».
6. Тема. «Животный мир материков нашей Земли»
Цель. Расширять знания детей о разнообразии животного мира Земли.
Подвести детей к пониманию того, что каждый вид животных живет в определенных условиях, к которым он приспособлен.
Содержание. 1.Рассматривание иллюстраций «Животный мир Земли».
2.Определение приспособлений животных к жизни в разных условиях (теплый мех и слой жира у животных холодных мест обитания. Выносливость животных пустынь и т. д.)
7. Тема. «Эти удивительные крылатые зверьки»
Цель. Познакомить детей с летучими мышами: их внешним видом, образом жизни, приспособлением к условиям существования.
Содержание. 1.Беседа о видах летучих мышей
- Летучая мышь – это птица или зверь? Докажите (зверь т.к. тело покрыто шерстью).
-К какой группе по типу питания они относятся (к насекомоядным).
8. Тема. «О насекомых»
Цель. Расширять знания детей о группе животных насекомых.
Воспитывать в детях бережное отношение к этому классу животных.
Содержание. 1.Д/и «Назови сказки и мультфильмы где герои насекомые»
2.Беседа о насекомых как о самой многочисленной группе животных на Земле.
3. Работа с коллекцией, картинками; подвести детей к выводу о разнообразии насекомых.
4.Задание: «определение насекомого по описанию».
Декабрь
9. Тема. «Опасные обитатели моря – акулы и другие морские животные».
Цель. Познакомить детей с животными морей и океанов: акулами, электрическими скатами (их внешним видом, образом жизни, приспособлением к условиям существования).
Содержание. 1.Рассказ об акулах - извечном ужасе морей и океанов: китовая акула самая крупная из ныне живущих акул: длина ее тела 15 – 20 метров, масса тела – 10 тонн. Она не опасна для человека; кархадон (белая акула) – самая опасная для человека и т.д.
2. Просмотр иллюстраций «Животные морей и океанов».
3. Беседа после просмотра.
10. Тема. «Звери зимой»
Цель. Развивать умение находить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями их жизни. Продолжать распознавать следы животных на снегу.
Содержание. Рассказ детей о некоторых Зверях (зайце, белке…)
2. Беседа о жизни других зверей в лесу.
3. Распознание следов животных по рисункам.
11. Тема. «Птицы зимой»
Цель. Уточнить знания детей о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы.
Доказать необходимость заботы о птицах этого времени года.
Содержание. 1.Самостоятельная работа детей с картинками: отобрать зимующих птиц и рассказать о них.
2. Беседа о трудностях которые переживают птицы зимой о необходимости их подкормки в это время года
12.Тема. «Растения зимой и еще немного о животных»
Цель. Уточнить знания детей об особенностях зимней жизни деревьев, кустарников, травянистых растений, раскрыть их связи с животными.
Развивать аналитические умения во время работы с природными материалами (Рассматривание почек, плодов, шишек и т.д.) Продолжать распознавать деревья в безлиственном состоянии.
Содержание. 1. Рассказ об особенностях зимней жизни лиственных деревьев, трав о об их связи с животными.
2. Исследовательская деятельность «Строение почки» с использованием лупы, микроскопа. Зарисовка строение почки, строение иголок, шишек, семян сосны и ели. Определение деревьев своей местности по силуэтам. Д/и «От каких деревьев листья и плоды?» (Подобрать к иллюстрациям дерева в безлиственном состоянии листья и плоды).
Январь
13. Тема. «Труд людей зимой»
Цель. Раскрыть особенности сезонного труда людей зимой в селе и в городе.
Показать связь труда с природными изменениями.
Содержание. 1. Рассказ о различных видах труда людей зимой.
2. Просмотреть иллюстрации «Труд людей зимой»
3. Зачем вывозят снег на поля? Окапывание растений и т.д.
- Доказательные рассказы детей.
14. Тема. «Происхождение комнатных растений»
Цель. Расширять знания детей о том, что все комнатные растения – «выходцы» из различных уголков мира; человек привез их, заинтересовавшись какими – то их особенностями. Выяснить, используя дополнительную литературу, центры происхождения наиболее распространенных комнатных растений. Учить детей составлять паспорта на эти растения.
Содержание. 1. Рассказ о происхождении комнатных растений.
Чтение легенд о комнатных растениях (бальзамин, монстера…)
3.Оформление паспортов.
4. Практическая работа по уходу за комнатными растениями, (рыхление, обтирание листьев, опрыскивание)
Февраль
15. Тема. «Разнообразие комнатных растений»
Цель. Закрепить название комнатных растений, умение определять их по внешнему виду.
Учить детей составлять паспорта на растения.
Содержание. 1.Беседа о разнообразии комнатных растений:
-Почему монстера получила такое название? (От слова монстр – чудовище).
-Скажите научное названии «Ванька мокрый, «Щучий хвост», «Крапивка» (Бальзамин, сансевьера, колеус).
Составление паспортов комнатных растений
16. Тема. «Растения лекарственные и ядовитые».
Цель. Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения. Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.
Содержание. Чтение сказки «Как появились цветы на земле»
(авторская сказка Т.И. Поповой). Рассказать детям о лекарственных растениях. Познакомить детей с ядовитыми растениями. Загадывание загадок «Добрый цветок»
17. Тема. «Неживая природа»
Цель. Уточнить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.
Расширять у детей исследовательские навыки (изучение снега и льда)
Содержание. 1.Отгадывание загадок о зиме.
2.Рассказы детей о зимних изменениях в природе.
3.Исследовательская работа по изучению свойств снега и льда. (Проведение опытов.
Определение прозрачности, качества и пр.)
4.Рисование снежинок разной формы.
18. Тема. «Позади зима»
Цель. Закрепить знания детей о жизни живой и неживой природы зимой.
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
Содержание. Викторина «Счастливый случай» (ответы на вопросы о взаимосвязях живой и неживой природы зимой).
Март
Тема. «В гости к лесу»
Цель. Продолжать знакомить детей с экосистемой “лес” и с природой северного края. Учить различать и называть лиственные и хвойные деревья; развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать. Воспитывать у детей потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность. Формировать заботливое отношение к своему здоровью и к растениям нашего края.
Содержание. 1. Беседа о лесе.
2. Загадки о лесе.
3. Д/игры: «Кто чем питается», «С какой ветке детки?»
Тема. «Враги и друзья леса»
Цель. Расширять знания детей о «врагах» и «друзьях» леса (птицах).
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Подвести к выводу, что «полезных» и «вредных» существ не бывает – все вместе они нужны природе, уничтожение одних ведет за собой гибель других.
Содержание. 1. Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Что такое лес?»
2. Беседа по вопросам:
-Кто является «друзьями» леса?» Почему? (Дятел, скворец, грач и др., т.к. они поедают вредных насекомых).
- Есть ли враги у леса? Почему? (Насекомые вредители: короеды, гусеницы, т.к. они поедают листья).
3. Коллективное рисование «Оживим лес»
Выпуск плаката «Помогите птицам».
Тема. «Загадки старичка - лесовичка»
Цель. Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов; Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; Продолжить знакомить с природой родного края; Развивать воображение, логическое мышление; Воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание. Рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”. Сказка про деревья. Загадки про деревья, ягоды грибы.
Тема. «Образование Земли и планет солнечной системы»
Цель. Познакомить детей с космическим пространством, гипотезой возникновения солнечной системы.
Содержание. 1. Беседа о Солнце – звезде, излучающий свет и тепло.
2.Демонстрация картинок с изображением солнца.
3 Рассказ об истории возникновения Земли. (Сначала Земля была огненным шаром, но в результате взрыва от солнца откололись огромные куски, которые и стали планетами)
4.Познакомить с названиями планет в порядке их удаленности от Солнца.
5.П/и «Образование солнечной системы»
(Воспитатель – солнце, дети – его частички. По сигналу «Взрыв» все частички удаляются от солнца и начинают вращаться вокруг него изображая планеты!)
Апрель
Тема. «Зарождение жизни на Земле»
Цель. Дать детям примитивные сведения о развитии планеты «Земля»
Рассказать о зарождении жизни в океане.
Содержание. 1.Объяснение этапов развития Земля: - Земля – раскаленный огненный шар;
– Остывание Земли.
-Этап ливневых дождей и гроз;
Образование первичного океана, покрывающего всю сушу.
2.Демонстрация опыта конденсации водного пара.
3.Чтение стихов Э.Успенского «Когда –то Земля была огненным шаром».
Тема. «Космическая гостья»
Цель. Освоение построения модели классификационных отношений между понятиями; закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений; обобщение представлений детей о космосе.
Развитие творческих способностей, воображение памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Воспитание у детей уважения и любви к нашей планете Земля, к живой и неживой природе.
Содержание. Беседа о космосе и космонавтах.
Д/игра «Живая и неживая природа»
Тема. «Развитие жизни на Земле»
Цель. Дать детям первоначальные сведения о развитии жизни на Земле.
Подробно познакомить с эпохой динозавров.
Содержание. Составления древа жизни на земле; из условных знаков – символов групп древних животных.
Беседа об этапе динозавров и причине их вымирания.
3.Рассматривание иллюстраций разнообразных видов динозавров.
Тема. «Красная книга»
Цель. Дать детям представление о Красной книге. Познакомить с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов; рассказать о мерах необходимых для их охраны.
Содержание. 1. Чтение письма из грустного леса от медведя, в котором он жалуется на уничтожение некоторых видов животных и растений.
2. Рассказ о Красной книге, ее название.
3. Демонстрация рисунков, с изображением некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу.
4. Рассказ о причинах сокращения видов животных и растений (браконьерство, вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха и т.п.) и мерах необходимых для их охраны.
Д/З: подобрать картинки и рассказы о некоторых видах.
Май
Тема. «Твоя красная книга»
Цель. Выяснить растения и животных ближайшего природного окружения нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека, обсудить, что угрожает этим видам.
Содержание. 1. Знакомство по иллюстрациям, рисункам, фотографиям с редкими животными своего края.
2. Составление своей «Красной книги» на основе заранее приготовленных картинок животных и растений нуждающихся в охране.
3. Рассказы детей приготовленные об этих видах.
4. Обсуждение мер охраны этих видов от сокращения численности (не рвать цветы, запретить браконьерство, знать правила сбора лекарственных растений)
Тема. «Устный журнал «Природа и человек»
Цель. Познакомить детей с некоторыми глобальными проблемами человечества.
Подвести к пониманию того, что экологический кризис планеты складывается из множества неблагоприятных мест Земли.
Воспитывать в детях доброту, заботу о мире природы, готовность в любой момент прийти ей на помощь.
Содержание. Страницы журнала:
1. «Засорение и уничтожение лесов».
2. «Сокращение числа видов животных и растений».
3. «Нашествие отходов цивилизации».
4. «Что мы можем сделать?»
Тема. «Гроза». Цель. Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения. Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения. Содержание. «Сказка о тучах» (по мотива сказки Б.Зубкова «Все равно тебя поймаю»), «Сказка о Радуге» (авторская сказка, Т.И.Попова). Загадывание загадок о явлениях природы. Тема. Обследование детей. Цель. Выявить уровень сформированности представлений о живой и неживой природе
и отношение к объектам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Юный эколог» (Кружковая работа) | 83 КБ |
programma_raboty_s_odarennymi_detmi_muzykalnaya_studiya_vosstanovlen.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Юный эколог» (Кружковая работа)
Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог»
Полное название программы «Юный эколог»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 199» Ленинского района г. Саратова
Основные разработчики. Умбеткалиева Оксана Павловна, воспитатель.
Тип программы Образовательная
Вид программы Модифицированная
Основания для разработки
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования до 2015 года;
- Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Саратовской области и г. Саратова
Цель.
Формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.
Задачи.
Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.
Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Показатель уровня сформированности у дошкольников экологических представлений
- Будут созданы оптимальные условия для формирования заботливого, бережного отношения к природе.
Сроки реализации программы. Один год
Целевые группы: Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена на основе программы Е.В.Гончаровой «Экология для малышей». Решение указанных задач основываются на следующих принципах:
-Гуманизма
-Целостности
-Научности
-Системности
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка - дошкольника могут быть ему представлены, и стать основой развивающего взгляда на природу их отношения к ней.
Целью экологического воспитания детей является формирования начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» ориентирована на детей подготовительных к школе групп. Программа рассчитана на один год обучения, при проведении занятий один раз в неделю.
Цель программы: воспитание основ экологической культуры.
Задачи:
-формирование у детей понятия о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира Саратовской области;
-овладение навыками поведения в природной среде;
-понимание степени ответственности за свое отношение к природе;
-воспитание эстетического восприятия всего живого и неживого, нравственное развитие личности.
Занятия детей в кружках дают возможность глубже познать природу, развивают интерес к окружающему миру природы. Причем программный материал служит как бы теоретической основой для занятия самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке в свою очередь способствуют оживлению работы детей на занятиях. Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составлении коллекций, которые с успехом используются на занятии. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результаты на занятии. Работа в кружке проводится систематически. Для ознакомления детей с методами познания окружающего природного мира в курсе предусмотрено много практических работ, в том числе: уход за растениями и животными и проведении элементарных опытов. Начатая работа на занятиях продолжается и усложняется. В итоге к концу учебного года у детей должны сформироваться:
1. Представлений о физических свойствах окружающего мира.
2. Географические представления (о земном шаре, атмосфере).
3. Биологические представления.
4. Эмоционально – положительное отношение к живой природе.
5. Экологическое сознание.
Показатели развития детей.
Подготовительная к школе группа
К концу года ребенок:
- знает о многообразии растительного и животного мира Саратовской области и
г. Саратова
, умеет классифицировать их на определенные группы;
- знает о среде обитания животных и их роли в природе;
- знает об особенностях сезонных изменений в природе родного края,
- знает о приспособленности животных к разным временам года;
- имеет представление об экологических проблемах окружающей среды саратовской области и г. Саратова;
- знает о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
- осознанно выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней;
- осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней;
- обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы;
- знает о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ;
– бережно, заботливо, гуманно относится к природе;
- стремится улучшить состояние окружающей среды;
- обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.
Тематический план
1. «Как можно стать юным экологом»
- Сбор семян растений.
- «Растение - целостный организм»
- «Части растения» (Практическая работа).
- «Воздух невидимка, без которого жить нельзя».
- «Животный мир материков нашей Земли»
- «Эти удивительные крылатые зверьки»
- «О насекомых»
- «Опасные обитатели моря – акулы и другие морские животные»
- «Звери зимой»
- «Птицы зимой»
- «Растения зимой и еще немного о животных»
- «Труд людей зимой»
- «Происхождение комнатных растений»
- «Разнообразие комнатных растений»
- «Растения лекарственные и ядовитые».
- «Неживая природа»
- «Позади зима»
- «Труд людей зимой»
- «Неживая природа»
- «В гости к лесу»
- «Враги и друзья леса»
- «Загадки старичка - лесовичка»
- «Образование Земли и планет солнечной системы»
- «Зарождение жизни на Земле»
- «Космическая гостья»
- «Развитие жизни на Земле»
- «Красная книга»
- «Твоя красная книга»
- Устный журнал «Природа и человек»
- «Гроза»
- Обследование детей
Октябрь
1. Тема. «Как можно стать юным экологом»
Цель. Раскрыть на конкретных литературных примерах, что бывают добрые и злые поступки, дела персонажей. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах /растениях и животных/ в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Содержание.
1.Введение детей в мир добрых и злых поступков через знакомые литературные произведения.
2.Чтобы стать юными экологами, надо знать и любить природу.
3.Сбор семян растений. Беседа о необходимости сбора семян /для подкормки птиц зимой, для весенних посадок/.
2. Тема. Сбор семян растений.
Цель. Учить определять зрелость семян культурных и дикорастущих растений.
Выяснить причины необходимости сбора семян осенью (для посева будущего урожая, корма птицам зимой, коллекции).
Содержание. Беседа о необходимости сбора семян:
-Для чего необходимо собирать семена? (Для подкормки зимой птиц, для весенних посадок и т.д.)
-Каким птицам семена дикорастущих растений будут кормом зимой? (Воробьям, синицам…)
2. Определение зрелости семян. Сбор семян в коробочки. Оформление коллекции «Виды семян»
3. Тема. «Растение - целостный организм»
Цель. Подвести детей к выводу, что растение это целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль, т.е. функцию.
Познакомить детей с правилами сохранения цветов.
Содержание. 1.Может ли растение жить без воды?
2.Есть ли вода внутри растения?
3.Как вода поступает к листьям? (Опыт с ромашками, поставленными в растворенный в воде пищевой краситель).
4. Тема. «Части растения»
Цель. Уточнить знания детей о частях растения (травянистых, кустарников, деревьев), об их разнообразии.
Содержание. 1.Практическая работа по сравнению частей разнообразных растений (по гербариям, таблицам, иллюстрациям) и нахождение общего и различного в них.
2.Беседа о разнообразии корней, стеблей, листьев, плодов растений.
Дидактическая игра:» Определи части растения» (по муляжам и натуральным растениям).
Ноябрь
5. Тема. «Воздух невидимка, без которого жить нельзя».
Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, о значении воздуха для растений, животных, человека.
Рассказать об основных источниках и последствиях загрязнения воздуха, важных мерах по его охране.
Содержание. 1.Демонстрация опытов по обнаружению воздуха вокруг нас.
2.Выяснение роли воздуха для животных и человека.
3. Дидактическая игра: «Где используется воздух?»
Рисование условных знаков и плакатов «Охрана воздуха от загрязнения».
6. Тема. «Животный мир материков нашей Земли»
Цель. Расширять знания детей о разнообразии животного мира Земли.
Подвести детей к пониманию того, что каждый вид животных живет в определенных условиях, к которым он приспособлен.
Содержание. 1.Рассматривание иллюстраций «Животный мир Земли».
2.Определение приспособлений животных к жизни в разных условиях (теплый мех и слой жира у животных холодных мест обитания. Выносливость животных пустынь и т. д.)
7. Тема. «Эти удивительные крылатые зверьки»
Цель. Познакомить детей с летучими мышами: их внешним видом, образом жизни, приспособлением к условиям существования.
Содержание. 1.Беседа о видах летучих мышей
- Летучая мышь – это птица или зверь? Докажите (зверь т.к. тело покрыто шерстью).
-К какой группе по типу питания они относятся (к насекомоядным).
8. Тема. «О насекомых»
Цель. Расширять знания детей о группе животных насекомых.
Воспитывать в детях бережное отношение к этому классу животных.
Содержание. 1.Д/и «Назови сказки и мультфильмы где герои насекомые»
2.Беседа о насекомых как о самой многочисленной группе животных на Земле.
3. Работа с коллекцией, картинками; подвести детей к выводу о разнообразии насекомых.
4.Задание: «определение насекомого по описанию».
Декабрь
9. Тема. «Опасные обитатели моря – акулы и другие морские животные».
Цель. Познакомить детей с животными морей и океанов: акулами, электрическими скатами (их внешним видом, образом жизни, приспособлением к условиям существования).
Содержание. 1.Рассказ об акулах - извечном ужасе морей и океанов: китовая акула самая крупная из ныне живущих акул: длина ее тела 15 – 20 метров, масса тела – 10 тонн. Она не опасна для человека; кархадон (белая акула) – самая опасная для человека и т.д.
2. Просмотр иллюстраций «Животные морей и океанов».
3. Беседа после просмотра.
10. Тема. «Звери зимой»
Цель. Развивать умение находить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями их жизни. Продолжать распознавать следы животных на снегу.
Содержание. Рассказ детей о некоторых Зверях (зайце, белке…)
2. Беседа о жизни других зверей в лесу.
3. Распознание следов животных по рисункам.
11. Тема. «Птицы зимой»
Цель. Уточнить знания детей о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы.
Доказать необходимость заботы о птицах этого времени года.
Содержание. 1.Самостоятельная работа детей с картинками: отобрать зимующих птиц и рассказать о них.
2. Беседа о трудностях которые переживают птицы зимой о необходимости их подкормки в это время года
12.Тема. «Растения зимой и еще немного о животных»
Цель. Уточнить знания детей об особенностях зимней жизни деревьев, кустарников, травянистых растений, раскрыть их связи с животными.
Развивать аналитические умения во время работы с природными материалами (Рассматривание почек, плодов, шишек и т.д.) Продолжать распознавать деревья в безлиственном состоянии.
Содержание. 1. Рассказ об особенностях зимней жизни лиственных деревьев, трав о об их связи с животными.
2. Исследовательская деятельность «Строение почки» с использованием лупы, микроскопа. Зарисовка строение почки, строение иголок, шишек, семян сосны и ели. Определение деревьев своей местности по силуэтам. Д/и «От каких деревьев листья и плоды?» (Подобрать к иллюстрациям дерева в безлиственном состоянии листья и плоды).
Январь
13. Тема. «Труд людей зимой»
Цель. Раскрыть особенности сезонного труда людей зимой в селе и в городе.
Показать связь труда с природными изменениями.
Содержание. 1. Рассказ о различных видах труда людей зимой.
2. Просмотреть иллюстрации «Труд людей зимой»
3. Зачем вывозят снег на поля? Окапывание растений и т.д.
- Доказательные рассказы детей.
14. Тема. «Происхождение комнатных растений»
Цель. Расширять знания детей о том, что все комнатные растения – «выходцы» из различных уголков мира; человек привез их, заинтересовавшись какими – то их особенностями. Выяснить, используя дополнительную литературу, центры происхождения наиболее распространенных комнатных растений. Учить детей составлять паспорта на эти растения.
Содержание. 1. Рассказ о происхождении комнатных растений.
Чтение легенд о комнатных растениях (бальзамин, монстера…)
3.Оформление паспортов.
4. Практическая работа по уходу за комнатными растениями, (рыхление, обтирание листьев, опрыскивание)
Февраль
15. Тема. «Разнообразие комнатных растений»
Цель. Закрепить название комнатных растений, умение определять их по внешнему виду.
Учить детей составлять паспорта на растения.
Содержание. 1.Беседа о разнообразии комнатных растений:
-Почему монстера получила такое название? (От слова монстр – чудовище).
-Скажите научное названии «Ванька мокрый, «Щучий хвост», «Крапивка» (Бальзамин, сансевьера, колеус).
Составление паспортов комнатных растений
16. Тема. «Растения лекарственные и ядовитые».
Цель. Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения. Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.
Содержание. Чтение сказки «Как появились цветы на земле»
(авторская сказка Т.И. Поповой). Рассказать детям о лекарственных растениях. Познакомить детей с ядовитыми растениями. Загадывание загадок «Добрый цветок»
17. Тема. «Неживая природа»
Цель. Уточнить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.
Расширять у детей исследовательские навыки (изучение снега и льда)
Содержание. 1.Отгадывание загадок о зиме.
2.Рассказы детей о зимних изменениях в природе.
3.Исследовательская работа по изучению свойств снега и льда. (Проведение опытов.
Определение прозрачности, качества и пр.)
4.Рисование снежинок разной формы.
18. Тема. «Позади зима»
Цель. Закрепить знания детей о жизни живой и неживой природы зимой.
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
Содержание. Викторина «Счастливый случай» (ответы на вопросы о взаимосвязях живой и неживой природы зимой).
Март
Тема. «В гости к лесу»
Цель. Продолжать знакомить детей с экосистемой “лес” и с природой северного края. Учить различать и называть лиственные и хвойные деревья; развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать. Воспитывать у детей потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность. Формировать заботливое отношение к своему здоровью и к растениям нашего края.
Содержание. 1. Беседа о лесе.
2. Загадки о лесе.
3. Д/игры: «Кто чем питается», «С какой ветке детки?»
Тема. «Враги и друзья леса»
Цель. Расширять знания детей о «врагах» и «друзьях» леса (птицах).
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Подвести к выводу, что «полезных» и «вредных» существ не бывает – все вместе они нужны природе, уничтожение одних ведет за собой гибель других.
Содержание. 1. Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Что такое лес?»
2. Беседа по вопросам:
-Кто является «друзьями» леса?» Почему? (Дятел, скворец, грач и др., т.к. они поедают вредных насекомых).
- Есть ли враги у леса? Почему? (Насекомые вредители: короеды, гусеницы, т.к. они поедают листья).
3. Коллективное рисование «Оживим лес»
Выпуск плаката «Помогите птицам».
Тема. «Загадки старичка - лесовичка»
Цель. Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов; Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; Продолжить знакомить с природой родного края; Развивать воображение, логическое мышление; Воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание. Рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”. Сказка про деревья. Загадки про деревья, ягоды грибы.
Тема. «Образование Земли и планет солнечной системы»
Цель. Познакомить детей с космическим пространством, гипотезой возникновения солнечной системы.
Содержание. 1. Беседа о Солнце – звезде, излучающий свет и тепло.
2.Демонстрация картинок с изображением солнца.
3 Рассказ об истории возникновения Земли. (Сначала Земля была огненным шаром, но в результате взрыва от солнца откололись огромные куски, которые и стали планетами)
4.Познакомить с названиями планет в порядке их удаленности от Солнца.
5.П/и «Образование солнечной системы»
(Воспитатель – солнце, дети – его частички. По сигналу «Взрыв» все частички удаляются от солнца и начинают вращаться вокруг него изображая планеты!)
Апрель
Тема. «Зарождение жизни на Земле»
Цель. Дать детям примитивные сведения о развитии планеты «Земля»
Рассказать о зарождении жизни в океане.
Содержание. 1.Объяснение этапов развития Земля: - Земля – раскаленный огненный шар;
– Остывание Земли.
-Этап ливневых дождей и гроз;
Образование первичного океана, покрывающего всю сушу.
2.Демонстрация опыта конденсации водного пара.
3.Чтение стихов Э.Успенского «Когда –то Земля была огненным шаром».
Тема. «Космическая гостья»
Цель. Освоение построения модели классификационных отношений между понятиями; закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений; обобщение представлений детей о космосе.
Развитие творческих способностей, воображение памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Воспитание у детей уважения и любви к нашей планете Земля, к живой и неживой природе.
Содержание. Беседа о космосе и космонавтах.
Д/игра «Живая и неживая природа»
Тема. «Развитие жизни на Земле»
Цель. Дать детям первоначальные сведения о развитии жизни на Земле.
Подробно познакомить с эпохой динозавров.
Содержание. Составления древа жизни на земле; из условных знаков – символов групп древних животных.
Беседа об этапе динозавров и причине их вымирания.
3.Рассматривание иллюстраций разнообразных видов динозавров.
Тема. «Красная книга»
Цель. Дать детям представление о Красной книге. Познакомить с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов; рассказать о мерах необходимых для их охраны.
Содержание. 1. Чтение письма из грустного леса от медведя, в котором он жалуется на уничтожение некоторых видов животных и растений.
2. Рассказ о Красной книге, ее название.
3. Демонстрация рисунков, с изображением некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу.
4. Рассказ о причинах сокращения видов животных и растений (браконьерство, вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха и т.п.) и мерах необходимых для их охраны.
Д/З: подобрать картинки и рассказы о некоторых видах.
Май
Тема. «Твоя красная книга»
Цель. Выяснить растения и животных ближайшего природного окружения нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека, обсудить, что угрожает этим видам.
Содержание. 1. Знакомство по иллюстрациям, рисункам, фотографиям с редкими животными своего края.
2. Составление своей «Красной книги» на основе заранее приготовленных картинок животных и растений нуждающихся в охране.
3. Рассказы детей приготовленные об этих видах.
4. Обсуждение мер охраны этих видов от сокращения численности (не рвать цветы, запретить браконьерство, знать правила сбора лекарственных растений)
Тема. «Устный журнал «Природа и человек»
Цель. Познакомить детей с некоторыми глобальными проблемами человечества.
Подвести к пониманию того, что экологический кризис планеты складывается из множества неблагоприятных мест Земли.
Воспитывать в детях доброту, заботу о мире природы, готовность в любой момент прийти ей на помощь.
Содержание. Страницы журнала:
1. «Засорение и уничтожение лесов».
2. «Сокращение числа видов животных и растений».
3. «Нашествие отходов цивилизации».
4. «Что мы можем сделать?»
Тема. «Гроза». Цель. Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения. Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения. Содержание. «Сказка о тучах» (по мотива сказки Б.Зубкова «Все равно тебя поймаю»), «Сказка о Радуге» (авторская сказка, Т.И.Попова). Загадывание загадок о явлениях природы. Тема. Обследование детей. Цель. Выявить уровень сформированности представлений о живой и неживой природе
и отношение к объектам природы.
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю на педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский
Протокол № 1 сад комбинированного вида № 199»
«01» сентябрь 2017 г. ____________ Г.С. Кованцова
Приказ №
«01» сентябрь 2017 г
Программа работы с одаренными детьми
«Музыкальная студия»
Срок реализации – 3 года
Возраст детей – 3 -6 лет
Воспитатель: Умбеткалиева О.П
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Музыкальное образование даёт большие возможности для развития детской одарённости и чем раньше у ребёнка обнаружатся музыкальные способности к той или иной музыкальной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.
Для выявления более способных детей была проведена диагностика детей, по результатам которой определились наиболее способныедети,показавшие высокий уровень музыкального развития. Для продолжения занятий с такимидетьми была создана программа, учитывающая их возрастные и индивидуальные возможности, помогающая правильно построить учебно-воспитательный процесс, организовать развивающую педагогическую среду, подготовить средства дидактического обеспечения занятий с учётом уникальности и неповторимости одарённого ребёнка, привлечь родителей к участию в музыкальном развитии детей. Данная программа направлена на развитие музыкальности детей,вокальных данных, творческих способностей и исполнительского мастерства.
В основе программы лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей каждого одарённого ребёнка.
Цель образовательной программы - формирование основ музыкальной культуры дошкольника, интереса к вокальному искусству.
Задачи:
-формирование основ сценического поведения.
-развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков;
-развитие музыкальности и совершенствование певческих навыков ребенка;
-развитие умения петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
-развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
-развитие умения различать звуки по высоте;
-развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
-развитие умения петь, выразительно передавая характер песни;
-формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);
-воспитание нравственно-эстетических качеств в процессе исполнительской деятельности.
Программа разработана попринципуспирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал одарённого ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере и эмоционально насыщенной обстановке на занятиях.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие вокальных навыков, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.
Программа рассчитана на 3 года обучения, позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
В ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности ребенка 3 - 6 лет. Основная форма работы с ребенком – занятия, которые проводятся с сентября по май, два раза в неделю (68 занятий в год), продолжительностью 20 - 30 минут (в зависимости от года обучения и возраста ребенка).
Год обучения | Количество занятий в неделю | Общее количество занятий в году | ПродолжительностьЗанятия (в мин.) |
1-й год обучения | 2 | 68 | 20 |
2-й год обучения | 2 | 68 | 25 |
3-й год обучения | 2 | 68 | 30 |
При реализации программы необходимо соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений;
- фортепиано;
- Звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD - диски – чистые и с записями музыкального материала)
- ноутбук с установленной программой Nero,флэш - накопитель;
- Атрибуты для занятий (детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик, музыкально – дидактические игры, пособия);
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- активная концертная деятельность детей;
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
В программе выделены следующиенаправления:
- Основы музыкальной грамотности.
- Вокальная работа.
- Концертно-исполнительская деятельность.
Учебно-тематический план
№ | Направления работы | 1 год | 2 год | 3 год |
| Вводное занятие | 2 | 2 | 2 |
1. | «Путешествие в удивительный мир музыки» (Основы музыкальной грамотности) | |||
Музыкальная энциклопедия | 7 | 7 | 7 | |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 8 | 8 | 7 | |
Развитие чувства ритма | 8 | 7 | 7 | |
2. | «Азбука пения» (вокальная работа) | |||
| Вводное занятие (прослушивание) | 2 | 2 | 2 |
Развитие певческих навыков: -певческой дикции -дыхания -звукообразования -чистоты интонирования | 21 | 20 | 19 | |
Занятие - репетиция | 6 | 7 | 8 | |
3. | Основы сценического движения и ритмики | 4 | 4 | 4 |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | |||
Открытые занятия | 2 | 2 | 2 | |
Участие в праздниках, концертах, конкурсах | 3 | 4 | 5 | |
Экскурсии, посещение театров, концертов | 3 | 3 | 3 | |
| Итоговое занятие | 2 | 2 | 2 |
| Всего | 68 | 68 | 68 |
| Содержание программы 1 года обучения | |
№ | Направления работы | Тема/ методически пособия |
| Вводное занятие | Беседа – знакомство. Диагностика |
1. | «Путешествие в удивительный мир музыки» (Основы музыкальной грамотности) | |
Первая энциклопедия музыки | Что такое музыка? Рождение звуков. Звуки высокие и низкие. Ударные инструменты. Духовые инструменты. Струнные инструменты. Слушаем музыку. | |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной | |
Развитие чувства ритма | Упражнения 1,2 ступени из пособия «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. | |
2. | «Азбука пения» (вокальная работа) | |
| Вводное занятие (прослушивание) | Прослушивание голоса ребенка с музыкальным сопровождением и без него. |
Развитие певческих навыков: | ||
-певческой дикции | Теория: Дикция, артикуляция, слово. Практика: упражнения из пособия «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л.Б. Гаврищева, Н.В. Нищева; Скороговорки. | |
-дыхания | Теория: Дыхание. Дыхательная гимнастика. Практика: А.Н.Стрельниковой. | |
-звукообразования | Теория: Вокально – певческая постановка корпуса. Как беречь голос. Практика:Песни Е.Железновой. | |
-чистоты интонирования | Теория: формирование качества звука. Интонация. Практика:«Азбука пения для самых маленьких» М.Е. Белованова | |
Занятие – репетиция | Теория: Выразительность исполнения. Практика:Работа под минусовую фонограмму и фортепианное сопровождение. Уделить внимание драматизации песни и музыкально - пластическим движениям ребенка. Работа со всеми вокалистами над единой музыкальной композицией. | |
3. | Основы сценического движения и ритмики | Упражнения из пособия «Хи – хи – хи да ха – ха – ха!» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Выпуск 1. |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | |
Открытые занятия | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. Педагогическое просвещение родителей. | |
Участие в праздниках, концертах, конкурсах | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. | |
Экскурсии, посещение театров, концертов | Развитие музыкальной культуры детей. | |
| Итоговое занятие | Подведение итогов, поощрение детей. |
| Содержание программы 2 года обучения | |
№ | Направления работы | Тема/ методически пособия |
| Вводное занятие | Диагностика. |
1. | «Путешествие в удивительный мир музыки» (Основы музыкальной грамотности) | |
Первая энциклопедия музыки | Музыка голоса или пение. Как создается музыка. Музыкальные сюжеты. Сочинение музыки. Музыкальная живопись. Музыкальные профессии. Музыка со всего света. | |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. | |
Развитие чувства ритма | Упражнения 3 ступени из пособия «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. | |
2. | «Азбука пения» (вокальная работа) | |
| Вводное занятие (прослушивание) | Прослушивание голоса ребенка с музыкальным сопровождением и без него. |
Развитие певческих навыков: | ||
-певческой дикции | Теория: Дикция, артикуляция, слово. Практика: упражнения из пособия «Логопедические песенки» С.В. Крупа – Шушариной; Скороговорки. | |
-дыхания | Теория: Дыхание. Дыхательная гимнастика. Практика: А.Н.Стрельниковой. | |
-звукообразования | Теория: Вокально – певческая постановка корпуса. Как беречь голос. Практика: «Как Рыжик научился петь» Л. Абелян. | |
-чистоты интонирования | Теория: формирование качества звука. Интонация Практика:«Новый музыкальный букварь для самых маленьких» О. Иванова. | |
Занятие - репетиция | Теория: Выразительность исполнения. Практика:Работа под минусовую фонограмму и фортепианное сопровождение. Уделить внимание драматизации песни и музыкально - пластическим движениям ребенка. Работа со всеми вокалистами над единой музыкальной композицией. | |
3. | Основы сценического движения и ритмики | Упражнения из пособия «Хи – хи – хи да ха – ха – ха!» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Выпуск 2; упражнения на вокально – двигательную координацию. |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | |
Открытые занятия | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. Педагогическое просвещение родителей. | |
Участие в праздниках, концертах, конкурсах | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. | |
Экскурсии, посещение театров, концертов | Развитие музыкальной культуры детей. | |
| Итоговое занятие | Подведение итогов, поощрение детей. |
| Содержание программы 3 года обучения | |
№ | Направления работы | Тема/ методически пособия |
| Вводное занятие | Диагностика. |
1. | «Путешествие в удивительный мир музыки» (Основы музыкальной грамотности) | |
Первая энциклопедия музыки | Музыкальная азбука или страна, где живут звуки. Звуки высокие и низкие. Где живут ноты. Знакомимся с семьей нот. Мажор и минор. Выбор инструмента. | |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. | |
Развитие чувства ритма | Упражнения 4 ступени из пособия «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. | |
2. | «Азбука пения» (вокальная работа) | |
| Вводное занятие (прослушивание) | Прослушивание голоса ребенка с музыкальным сопровождением и без него. |
Развитие певческих навыков: | ||
-певческой дикции | Теория: Дикция, артикуляция, слово. Практика: упражнения из пособия «Логопедические песенки» С.В. Крупа – Шушариной; упражнения из пособия «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л.Б. Гаврищева, Н.В. Нищева; скороговорки. | |
-дыхания | Теория: Дыхание. Дыхательная гимнастика. Практика: А.Н.Стрельниковой. | |
-звукообразования | Теория: Вокально – певческая постановка корпуса. Как беречь голос. Практика: «Забавное сольфеджио» Л. Абелян. | |
-чистоты интонирования | Теория: Формирование качества звука. Интонация. Практика: «Ступеньки музыкальной грамотности» Г.А. Струве. | |
Занятие – репетиция | Теория: Выразительность исполнения. Практика:Работа под минусовую фонограмму и фортепианное сопровождение. Уделить внимание драматизации песни и музыкально - пластическим движениям ребенка. Работа со всеми вокалистами над единой музыкальной композицией. | |
3. | Основы сценического движения и ритмики | Упражнения из пособия «Хи – хи – хи да ха – ха – ха!» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Выпуск 1, 2; «78 развивающих музыкальных игр» Д. Бин, А. Оулдфилд; упражнения на вокально – двигательную координацию. |
4. | Концертно – исполнительская деятельность | |
Открытые занятия | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. Педагогическое просвещение родителей. | |
Праздники, фестивали, конкурсы | Совершенствование навыков эмоционально-выразительного исполнения песен. | |
Экскурсии, посещение театров, концертов | Развитие музыкальной культуры детей. | |
| Итоговое занятие | Подведение итогов, поощрение детей. |
Концертно – исполнительская деятельность
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями ДОУ.
Основная задача педагога - воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь ребенка коллективным творчеством.
Работа с родителями:
В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого ребёнка. Для привлечения участия родителей в развитии своего ребёнка используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы: собрания, концерты, индивидуальные беседы, открытые занятия. Совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера занятий и заинтересованность ребенка позволяют непроизвольно привлечь его к музыкальному исполнительству.
Значение вокальных занятий для детей:
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Основной формой организации деятельности детей являются занятия.
Для реализации содержания образовательного процесса в программе используются:
- занятие - беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практические занятия, на которых ребёнок осваивает музыкальную грамоту, разучивает песни, слушает и анализирует прослушанную музыку, выполняет творческие задания;
- открытое занятие, на которое приглашаются родители ребёнка.
- занятие – концерт - заключительное занятие, завершающее тему. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Ожидаемый результат:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:
К окончанию 3 года обученияребёнок знает/понимает:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян …; уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты (ноты и нотный стан, длительности нот, знаки альтерации, интервалы, группировка длительностей в вокале);
- распевки – скороговорки;
- правила орфоэпии и законы дикции;
умеет:
- к концу года исполнять выученные песни выразительно, осмысленно; знать их названия и авторов;
- на слух определять изученные музыкальные произведения;
- быть внимательным к указаниям педагога; понимать дирижерские жесты;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь на опорном звуке;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- точно повторить заданный звук;
- выполнять упражнения на дыхание (по А.Н. Стрельниковой);
- самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику.
Ребенок приобретет опыт восприятия песен разного характера, проявит устойчивый интерес к вокальному искусству. Научится петь естественным голосом, правильно передавать мелодию, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов, чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное, точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок; контролировать слухом качество пения, проявлять активность в песенном творчестве. Будет выработана певческая установка. Приобретет навык пения без музыкального сопровождения.
Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволит одарённому ребёнку лучше реализовать свой потенциал. Все это будет способствовать музыкальному развитию воспитанника.
Содержание программы поможет развить личность ребенка, его способность видеть, слышать, чувствовать, то есть обогатит его духовный мир. Ожидаемый результат занятий по образовательной программе индивидуального маршрута – это развитие творческой активности ребенка, его самоопределение, творческое самовыражение; развитие у ребенка познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, голосовых функций, коммуникативных навыков, способствующих социальной самореализации ребенка, обогащение эмоционального опыта, а также приобретение опыта сценического исполнения.
Диагностика
Программа предполагает диагностику промежуточных и конечных результатов с помощью анкетирования (опроса) ребёнка и его родителей, выполнения творческих заданий, а также наблюдения педагога в ходе занятий, подготовки воспитанника к мероприятиям и участия (выступления) в них.
Уровень сформированности основ музыкальной культуры | |||
Критерии | средний | высокий | |
1. | Музыкальность: | ||
эмоциональная отзывчивость на музыку | |||
ладовое чувство | |||
музыкально – слуховые представления | |||
чувство ритма | |||
2. | Креативность (творческое мышление, воображение при восприятии, исполнительской и творческой деятельности) | ||
восприятие | |||
исполнительство | |||
творчество | |||
3. | Отношение к музыке (интерес, вкус) | ||
интерес | |||
вкус |
№ | Направления работы | средний | высокий |
1. | Основы музыкальной грамотности | ||
2. | Развитие певческих навыков: | ||
-певческае дикция | |||
-дыхание | |||
-звукообразование | |||
-чистота интонирования | |||
3. | Основы сценического движения и ритмики | ||
4. | Концертно – исполнительская деятельность(отметка об участии) | ||
| 1 полугодие | 2 полугодие | |
Открытые занятия | |||
Участие в праздниках, концертах |
Методические пособия:
- «Первые уроки музыки». Учебно – методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. М.А. Сычева. Ростов – на – Дону. «Феникс». 2009
- «Музыкальные картинки» Л.Хереско. Советский композитор. Ленинград. 1985.
- «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» О. Иванова, И. Кузнецова «Феникс» Ростов – на - Дону 2006
- «Путешествие в удивительный мир музыки» С.В. Конкевич «Детство – пресс». Санкт – Петербург
- «Музыкальные инструменты» С. Вохринцева «Страна фантазий» Екатеринбург 2003
- «Музыкальные инструменты» «Махаон» Москва
- «С песенкой по лесенке» Т Бырченко Советский композитор Москва 1984
- «Ступеньки музыкальной грамотности» Г.А.Струве Сантк-Петербург «Лань» 1997
- «Азбука пения для самых маленьких» М.Е.Белованова Ростов – на – Дону. «Феникс». 2008
- «Первая энциклопедия музыки» «Махаон» Москва. 1999
- «Музыкальная азбука или страна, где живут звуки» (интернет)
- «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф. Фомичева Москва «Просвещение» 1981
- «Музыкальный букварь» Н.М. Ветлугина «Музыка». 1985
- «Этот удивительный мир» И. Новоскольцева, И. Каплунова «Композитор» Санкт – Петербург 2005
- «Волшебная дудочка» 78 развивающих музыкальных игр. Д. Бин, А. Оулдфилд
- «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л. В. Гаврищева, Н.В. Нищева Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2009
- «Логопедические песенки» С.В. Крупа-Шушарина Ростов – на – Дону «Феникс» 2011
- «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О. С. Боромыкова;
- «Первые уроки для малышей» С. Ю. Волков. «Омега» Москва 2001
- «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О. С. Боромыкова; «Первые уроки для малышей» С. Ю. Волков. «Омега». Москва 2001
- «Картотека предметных картинок. Музыкальные инструменты» С.В. Конкевич. «Детство – пресс» 2011
- «Как Рыжик учился петь» Л. Абелян. Москва. «Советский композитор» 1989
- «Забавное сольфеджио» Л. Абелян Москва. «Советский композитор» 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.Бережное...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Программа дополнительного образования "Юный эколог"...