Дополнительное образование. Кружок: " Мои волшебные пальчики"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Викторовна Красилова

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Развитие мелкой моторики ребенка  - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение  и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17  « Ягодка»

х. Садовый, Минераловодский район, Ставропольский край

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружковой деятельности

развитие моторики

«Мои волшебные пальчики»

группы № 2 « Пчёлки»

на 2020-2023 учебный год

                                                                                                                               

 Программу  составила:

Воспитатель Красилова И.В.

2022 г.

Актуальность
"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев."
В.А. Сухомлинский

      Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой  моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание.

           Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Развитие мелкой моторики ребенка  - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение  и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

 Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости  между точным движением пальцев рук и формированием речи  ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша  помогает  развиваться речи  и интеллекту, оказывает  положительное воздействие на весь  организм  в целом, готовит непослушную руку к письму.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Важно научить ребенка  управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.

          Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

           Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

           Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Новизна опыта.
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают  затруднения с овладением навыков письма.

Пояснительная записка.

   Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

   Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

    Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

   Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

   Цель: Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.        

 Задачи: 

  • Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
  • Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
  • Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  • Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предметы и материалы .
  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 4 до 7 лет.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 3 года.

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Форма обучения - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.    
  • Чтение и заучивание художественной литературы.

Время проведения кружка:

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 20- 25 мин. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год .

Работа по развитию мелкой моторики рук включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) .

     Основные формы работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

         В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

     В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Рисование тренирует руку для письма. . Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например,рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.

 В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования.

   В разделе «Графические навыки»

дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

Штриховка поможет «поставить руку», подготовить ее к письму. Правила штриховки нетрудно запомнить.

Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями(штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.

    В разделе «Игры с предметами»

у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.

 Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой ( оригами), пазлами, мозаикой и т.д.

       Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления.
  • Укрепление мышечного тонуса кисти рук;
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
  • Овладение нормами этики поведения.

Занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность развивать мелкую моторику рук, тем самым, осуществить этап подготовки руки к письму.

 Он заключается в следующем:

-укрепление мышц руки, улучшение координации движений рук;

-усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

-совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

-умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

-поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

-снижение психологической нагрузки ребенка.

 Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была

успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать

информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

 Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.

 Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга

Количество занятий:

В неделю: 1

В месяц: 4 (сентябрь, май – 2; январь – 3; ноябрь, февраль -5)

В год: 33

Длительность: 25 минут

Расписание кружка  «Мои волшебные пальчики»

Дни недели

время

понедельник

-

вторник

-

среда

-

четверг

16.10. – 16.30.

пятница

-

                   

Тематическое планирвание.

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Диагностическое занятие .

1

2

 «Детский сад для ребят».

1

3

 «Детский сад и игрушки»

1

4

« Осень»

1

5

« Огород. Овощи»

1

6

« Сад. Фрукты»

1

7

«Ягоды.»

1

8

«Дом. Семья»

1

9

«Мебель. Квартира.»

1

10

«Зима.»

1

11

«Зимние забавы.»

1

12

«Новый год.»

1

13

«Ёлка.»

1

14

«Зимующие птицы.»

1

15

«Домашние животные.»

1

16

«Домашние птицы.»

1

17

«Транспорт.»

1

18

«День Святого Валентина.»

1

19

«Наша Армия.»

1

20

«Весна.»

1

21

«Мамин праздник.»

1

22

«Комнатные растения.»

1

23

«Дикие животные.»

1

24

«Перелётные птицы.»

1

25

«Весенние цветы.»

1

26

«Мой город.»

1

27

«Правила дорожного движения.»

1

28

«Рыбы.»

1

29

«Насекомые.»

1

30

«Бабочки.»

1

31

«Лето.»

1

32

Диагностическое занятие.

1

                   Всего:                                                                                            

                         

Планирование НОД по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы

Перспективное планирование

НОД по развитию мелкой моторики руки детей 4-5 лет

Первый год обучения

2020-2021 учебный год

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

1-я

2-я

Диагностика

Обследование мелкой моторики.

3-я

  1.     Тема: «Детский сад. Игрушки»

1.Выявить  уровень сформированности

графических умений и навыков у детей:

- зрительно-моторные интеграции;

- умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3.Работать над развитием координации движений с речью

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

5. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных  овалов разных размеров.

6. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

7. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»

8. «Это машина» - выкладывание  машины из геометрических фигур.

4-я

  2.      Тема: «Осень»

1.Выявить  уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Работать над развитием координации речи с движением.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур  по образцу.

1. Игра «Угадай по голосу. Ау!» - на развитие слуховой памяти и внимания.

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.

4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

5. Пальчиковая гимнастика «Осенние  листья».

6. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.

7. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»

Октябрь

1-я

   3.     Тема: «Огород. Овощи»

1.Продолжать работать над развитием  мелкой моторики

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги

3.Продолжать формировать графические умения и навыки

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

2. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем.

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

5. Задание «Сложи горошины  в кувшинчик»

6. Выложить горошком по нарисованному контуру.

7. Игра «Урожай»

2-я

   4.     Тема:  «Сад. Фрукты»

1. Координация  движения с речью, работа над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием  мелкой моторики

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу.

1. Фигурки из палочек.

2. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

3.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки»

6. «Обведи по контуру и раскрась»

3 - я

   5.     Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды»

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики, упражнять в координации  движений с речью.

2.Совершенствовать графические умения и навыки  через  штриховку  

3. Работать над развитием фонематического слуха  и логического мышления.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать  выкладыванию по образцу.

1. П/г «Это пальчик».

2. Выложить горохом по нарисованному  контуру.

3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других  игрушек.

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. «Грибочки»

5. Катание грецких орехов между ладошками:   Я катаю мой орех:

                                                                          Чтоб стал круглее всех.

6. «Что лишнее?»

7. «Обведи по контуру и раскрась»

8. Игра «Брать - не брать»

4-я

   6.     Тема: «Дом. Семья»

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой  моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура.

2.Формирование графические умения и навыки.

3.Работать над развитием ориентировки  в пространстве  и на плоскости.

4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

1. П/г. «Дружба»

2. Фигурки из палочек «Мой дом»

3. Выложить бобами  по  нарисованному контуру (выкладывание из шнура)

4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.

5. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.

6.  П/г «Как у нас семья большая»

                                                                       Ноябрь

1-я

   7.     Тема: «Одежда»

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.

4. Работать над развитием психических  процессов; логического мышления, внимания, памяти.

5.Работать над развитием фонематического слуха.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.

2-я

   8.     Тема: «Обувь»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Тренировать в раскрашивании  картинок по образцу;

3.Развивать зрительно - пространственные  ориентировки  

4.Развивать логическое мышление и воображение.

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/г «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь»

3- я

   9.    Тема: «Мебель. Квартира»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации  движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную  и слуховую  память и внимание.  

1. «Это мебель» - обрывание  лишней бумаги  по контуру  нарисованных предметов (шкаф, стол).

2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги  и обводка.

4-я

  10.      Тема: «Кухня. Посуда»

1.П   р  одолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием  их цветными точками.

2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками

3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный  из 4 частей или

 «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

                                                                 Декабрь

1-я

   11.   Тема: «Зима»

1.Продолжать работать над развитием мелкой  и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией  движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

4. Совершенствовать фонематический слух.

1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4. Снеговик» - заготовить  кружки из квадратов разной величины  методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

5. Фигурки из палочек.

6. П/г «Мы во двор пошли гулять»

7. Игра «Что лишнее и почему?»

2-я

   12.   Тема: «Зимующие птицы»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации  движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3.Работать над развитием  ориентировки  в пространстве и на плоскости.

4.Совершенствовать зрительную  и слуховую  память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур  по образцу.

1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка  в разных направлениях (по показу).

2. «Волшебные  рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.

3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги  по методу мозаики.

4. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).

3-я

   13.   Тема: «Зимние забавы детей»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации  движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную  и слуховую  память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур  по образцу.

1. П/г. «Снежный ком»

2. Фигурки из палочек.

3. Рисуем на манке, рисе.

4. «Сухой бассейн»

5. Шнуровка.

6. Игра «Что лишнее и почему?»

7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4-я

   14.   Тема: «Новогодний праздник»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия  словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. П/г «Праздник», «Елочка»

3. Дорисуй картинку.

5. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

6. «Пластилиновые  жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Январь

1-я

Тема: Каникулы

2-я

   15.    Тема: «Домашние птицы»

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев.

4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй

5. «Собери картинку» - из 4-6 частей.

6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом  с одного  подноса на другой

3-я

   16.    Тема: «Домашние животные»

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. «Клубочки  для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток.

4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок»

5. Игра «У кого кто»

6. «Обведи по точкам и заштрихуй»

4-я

   17.    Тема: «Дикие животные»

1.Продолжать работать над развитием  общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. П/г «На лужок».

4. Фигурки из палочек.

5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш  от бумаги.

6. Ходим по клеткам. «Зоопарк»

7. Игра с пальчиками «кто как спит»

8. Игра «Чей дом?»

9.  П/г «Заяц»

10. П/г «Сидит белка на тележке» (Н.В. Нищева, с. 138).

Февраль

1-я

   18.    Тема: «Профессии. Продавец»

1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Совершенствовать графические навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета

4. Игра «Что кому нужно?»

5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке.

6. «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис.

7. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь продукты питания.

2-я

   19.    Тема: «Профессии. Почтальон»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек

2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета

3. «Разрезные картинки»

4. Соедини точки «Угадай, что спряталось»

5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок.

3-я

   20.    Тема: «Транспорт»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия  словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических  фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

5. П/игра «Мчится поезд»

6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

4-я

   21.    Тема: «Наша Армия»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия  словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. П/г «Солдаты»

2. Фигурки из палочек.

3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

5. «Чудесный мешочек»

6. «Лабиринт» - катание мяча.

7. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

8. П/игра «Самолеты»

                                                                    Март

1-я

   22.    Тема: «Весна. Приметы весны»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки выкладывание фигур по образцу.

3.Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г « Веснянка»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги)

4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек.

5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы)

2-я

   23.    Тема: «Весна. Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

3.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г « Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

8. «Помощники» - игры с прищепками.

9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка.

3-я

   24.    Тема: «Комнатные растения»

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью.

2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Развивать зрительное внимание и память.

1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

4-я

   25.    Тема: «Дикие животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки

3.Закреплять умение ориентироваться на  листе бумаги на картинке

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического

1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти  предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто  это ест.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением  животного из 4 частей.

3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых  трафаретов  животных.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?»)

5.П/гимнастика - «Медвежата»

6.Лабиринт «Помоги зайчику»

                                                                     Апрель

1-я

   26.    Тема: «Домашние животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Закреплять умение ориентироваться на  листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического

1. «Маленький конструктор»- выкладывание  из  спичек  любого  домашнего животного.

2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти  предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто  это ест.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением  животного из 4 частей.

4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых  трафаретов  животных.

5. П/гимнастика – «Повстречались»

6. Нарисуй по точкам «Щенка»

7. П/игра «Козочка».

2-я

   27.    Тема: «Рыбы» 

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке..

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур  овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3-я

   28.    Тема: «Перелетные птицы»

1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3. Фигурки из палочек.

4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек  по принципу «колодца»

5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

6. «Такие разные птицы» - из готовых геометрических фигур разного размера.

4-я

   29.    Тема: «Весенние цветы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

                                                                  Май

1-я

   30.    Тема: «Мой город».

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2. Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых  в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей.

3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).

4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).

5. «Обведи и заштрихуй»

2-я

   31.    Тема: «Правила дорожного движения»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

3.Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых  в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.

3. «Сборка  грузовика» - заготовка геометрических  фигур методом  обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание  грузовика и наклеивание.

4. Фигурки из палочек.

5. Дорисуй узор.

6. П/игра «Шофер»

3-я

    32.    Тема: «Насекомые»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Закреплять умение ориентироваться на  листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. Упражнение «Гусеница»

2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

3. Пальчиковая игра «Сороконожка»

5. Обвести рисунок по точкам.

6. Продолжи цепочку.

7. «Найди пару»

8. «Чудесный мешочек»

4-я

 Диагностика

Обследование мелкой моторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» ООО « Изд. .: «Детство – Пресс», 2014

Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -

Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.

Перспективное планирование

НОД по развитию мелкой моторики руки детей 5-6 лет

Второй  год обучения 2021-2022 учебный год.

Тема занятий.

Цель занятий

Содержание

1.Диагностика

Выявление ведущей

 руки  .

Октябрь.

№2.

«Детский сад для ребят».

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

№3.

«Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «У меня игрушек много»,

2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография

«Мой веселый, звонкий мяч».

№4.

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

№5.

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

Ноябрь.

№6.

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

Учить выкладывать узор из разных семян, косточек,

вдавливать семена в пластилин поочередно каждым

пальчиком вращательными движениями.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3.Работа с семенами.

«замечательные фрукты» .

№7.

 «Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

№8

«Дом. Семья»

.

Развивать мелкую моторику пальцев;

ориентировку на плоскости.

Учить скатывать комочки из бумажных салфеток

большим и указательным пальцами. Выкладывать узор

на круглой основе.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Разноцветные

коврики»

(из бумажных

комочков)

№9.

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Тренировать навык приклеивания мелких деталей,

учитывая их форму.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3«Рамка для

фотографий»

(мозаичная

аппликация из

яичной скорлупы).

Декабрь.

№10.

«Зима».

Развивать мелкую моторику пальцев;

учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу.

Развивать внимание, логическое мышление.

1Пальчиковая игра «Как на горке снег»

2.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

 3.«Сказочный домик» (оригами)

№11.

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью.

Учить рисовать пальцами по манке. Развивать

тактильные ощущения, свободные движения мелких

мышц руки, точные движения пальцев.

Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с манкой «Метелица»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

№12.

 «Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

Учить выкладывать узор из бисера,

вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями.

1.Игра «Наведем порядок».

 ( группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка». (пластилинография+выкладывание бисером)

№13.

«Ёлка»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник

1.Пальчиковая игра «Елочка»

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

Январь.

№14.

 «Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

№15.

 «Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

№16.

 «Домашние птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.

2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (раскраска.)

Февраль

№17

«Транспорт»

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на песке.

2.Пальчиковая игра «Вышли мы во двор гулять»

3.«Машина» (оригами)

№18

«День Святого Валентина.»

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

№19

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику.»

№20

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Обрывная аппликация «Солнышко»

Март

№21

 «Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги,  тренировать навык аккуратного

приклеивания мелких деталей.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

 3.Открытка для мамы. ( объёмная аппликация

№22

 «Комнатные растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

№23

 «Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

  1. Пальчиковая игра

« У медведя дом большой ».

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

3. Обвести трафарет животного, вырезать его.

№24

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Формировать плавные, свободные движения руки,

развивать точность движений, внимание. Продолжать

учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры.

Учить регулировать силу нажима на карандаш.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами..

Апрель.

№25

 «Весенние цветы»

 Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка,

закреплять ткань на основе с клея.

1.Упражнение «Мотылек».

2. Упражнение « Цветок»

( работа с крупой: манка, пшено, гречка)

3.Аппликация «Весенний луг».

(аппликация из

ткани)

№26

 «Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1. «Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного транспорта из бумаги.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

№27

 «Правила дорожного движения»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография .

«Светофор»

№28

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Рыбки плавают в пруду»

( рисование по песку)

3.Пластилинография . Коллективная работа

 « Рыбки в аквариуме»

Май.

№29

 «Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с бумагой различной фактуры.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3. «Гусеница» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

№30

 «Бабочки»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

Закрепить умение работать в технике оригами.

1.Пальчиковая игра «Бабочка»

2.Упражнение « Спал цветок, и вдруг проснулся»

( собрать пазл

« Бабочка»)

3.»Бабочка» (оригами)

№31

 «Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. . «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

№32Диагностика

Обследование мелкой моторики.

Перспективное планирование

НОД по развитию мелкой моторики руки детей 6-7 лет

Третий   год обучения 2022-2023 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Программные задачи

  1.      

«Пропись в гости к нам   пришла». Формирование умения опускать линию вниз и  соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение 

Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

«Капельки»

Капельки упали

на листок тетради.

Точечками стали

на бумажной глади.

Уголки у клеточек

заняли неспешно,-

Острый карандашик

им помог, конечно

Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

3

«Дорожка»

Слева направо

протянем дорожку:

От детского сада –

к родному порожку. Не будет дорожка петлять, загибаться,  - Мы не хотим на ней потеряться!

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке.

4

«Столбики».

Столбики бывают разной высоты. Все они похожи

на палки иль шесты.

Карандаш уверенно

ведём от точки,- Получились ровные палочки — шесточки.

Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

5

«Мои первые узоры»

Узоры нежные рисует нам мороз, Проснёшься утром и увидишь -ДИВО!
Снежинок разной формы -чудный холст,
Всё сногсшибательно - чарующе красиво!
Я так люблю рассматривать узор, Он очень тонок, индивидуален...
Всё то, что на стекло нанёс мороз, Всё так загадочно...полно различных тайн.

Формировать у детей умение вести линии, закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

6

« Зубцы»

Стена крепостная                      в тетрадке растет.

По ней карандаш наш неспешно идет.            

Зубцы появляются сразу меж строчек, Бойцы за них спрячутся  без проволочек.

Формировать умение соединять углы клеточек по диагонали; умение дорисовывать недостающие детали. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

7

 «Петелька»

Петелька за петелькой,
За рядком рядок -
Я вяжу для Петеньки
Тёплый свитерок.
Петя - пупсик маленький.
Ходит голышом.
В свитерочке аленьком.

Будет хорошо.

Формировать умение вести волнообразные линии с закруглением, изображая петлю; умение дорисовывать недостающие детали. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через упражнения с карандашом. Воспитывать терпение и усидчивость

16

Кирпичи»

Запасаем кирпичи,

Плохо дома без печи!

Наберем их, сколько нужно, И за печь возьмёмся дружно

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе.  прямоугольники)

17.

«Строим домик»

Я построю новый дом, Жить уютно будет в нем, Кубики поставлю в ряд, Сверху будет крыша. В домике игрушки спят, Говорите тише!

В. Чагина

Формировать умение создавать более сложные фигуры: вести вертикальные линии вверх и вниз, соединять углы клеточек по диагонали. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься

18.

«Ступеньки» 

А. Орлова
Раз шажок, Два шажок.
Шел по лесенке сынок.
А ступеньки высоки,
А шажочки не легки.
Раз шажок,
Два шажок –
Утомился мой дружок.
Постоим,
Отдохнем,
И опять вперед пойдем!

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение

19

«Колечки»

Колечки, колечки

нашли возле речки.

Обронили колечки

белые овечки:

Шли мимо осинки,

зацепились шерстинки,

Повисли на ветке,

соберём их, детки!

Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

20.

«Флажок»

В руки мы флажок возьмем

И по кругу мы пойдем.

Раз, два, три, четыре

Друг за другом мы пойдем.

Свой флажок друзьям покажем

Вверх поднимем и помашем.

Раз, два, три, четыре

Вверх поднимем и помашем.

Посмотри на свой флажок

Покружись с ним дружок.

Раз, два, три, четыре

Покружись с ним дружок.

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

21

«Зонтик»

Зонтик раскрываю, —

слышится щелчок.

Половина круга,

ручка – как крючок.

На грибок похож он,

что растет в лесу.

От дождя защиту

я в руке несу.

Закрепление материала пройденного на 11 занятии.

22.

«Вишни»

Вишни зреют между строк:

Раз кружок и два кружок.

Между ними – галочка, —

Разломилась палочка.

Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

II этап – геометрические фигуры

Тема «Сад и огород

23.

«Сливы».

Сливы могут появиться

и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал, —

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!

Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

24.

«Груша»

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга:

Сверху – малый, вниз – большой.

Что забыли мы? Постой!

Хвостик, — словно на беретке!

– Вот теперь я груша, детки!

Закрепление материала пройденного на 21-22 занятиях.

25

« Огурцы»

Огурцы растут на грядках,

А ещё — у нас в тетрадках.

Между строчек мы овалы

В клеточках нарисовали,

Положили на бочек,

В место хвостика — крючок

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).

26

«Морковь»

Из земли торчит пенек,

На затылке — хохолок.

Это – сладкая морковка,

Вниз растет ее головка,

Рассекая, словно клином,

Острым носом землю, глину

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).

27

«Елочка» 

Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки, и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

28

«Геометрические узоры»

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

29

«Геометрические фигуры» Мы встречаем их везде.

 - На земле и на воде,

В небесах и под землёй.        Нам они нужны с тобой!

Будем их мы называть, в окружении искать. Треугольник, круг, квадрат. Тем фигурам каждый рад. Различить их с вами сможем. Мы без них ни как не сможем.

Формировать умение ориентироваться по клеточкам, вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

30

«Змейка» 
Г. Таравкова
А она без ног ползёт,
И по спинке дрожь идёт,
Тело в кольца завивает,
Спит зимой, забот не знает,
Не язык у ней, а жало,
Не пчела и больно жалит.
Я боюсь её, друзья,
По земле ползёт змея

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься по прописям.

31.

«Волшебные палочки»

Цветные палочки беру,
Альбом для рисования
Я нарисую сад и дом.
С огромнейшим старанием.

Вот речка синяя бежит,
Вокруг трава зеленая,
А на ступеньках кот лежит,
На лбу полоска черная.
По небу радуга – дуга.
Горит, переливается
И желтым колобком по ней
Пусть солнышко катается.

Продолжить формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое.

32.

«Ромб» 

Ромб — фигура   непростая,

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два —

Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.

Между собой они равны.

Четыре в ромбе и угла,

Равны между собой по два.

Продолжить формировать умение соединять уголки клеток по диагонали последовательно. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

33.

  «Горы» 

Горы, сквозь облака,
Тянутся к россыпям звёзд.
Задумчиво, через века,
Шлют молчаливый вопрос.
И однажды, оставив покой,
Срывается вниз звезда,
К вершине стремясь одной,
И меркнет в ней – навсегда.

Раевский Олег

Формировать умение вести линии по диагонали на высоту одной и двух клеточек. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к познанию нового.

34.

«Путешествие на кораблике»

Я кораблик смастерил - парус к лодке прикрепил,

Надо в путь корабль снаряжать,

В «море синее» его пускать.

Дождь пролил, умчались тучи, Солнце манит, лучиком сверкает,

Мой кораблик в путешествие приглашает,

Осторожно беру в руки я творение своё,

Отнесу к ближайшей луже, запущу я там его.

Ветер парус надувает, мой кораблик подгоняет,

Я его догнать хочу, бегу следом по песку,

Волны плещутся о бортик, в брызги рассыпаются,

А кораблик мой качается, вправо, влево наклоняется.

доплывёт до берега, там его я встречу,

Бережно с воды возьму, поставлю на крылечко.

Продолжить формировать умение вести линии в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься.

35.

«Радуга-дуга» (Н. Байрамов)

– Радуга, скажи,
Какая сила, все твои цвета
соединила?
– Это дружба, – Радуга в ответ. -Дружат краски в радуге, Ребята, крепкой дружбой радуга богата, Ясный излучающая свет.

Продолжить формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

36

«Соты для пчелки» Д. Эйза
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья –
Мёд, полезный от простуд.

Продолжить формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать терпение.

37.

«Луна» 
                Т.Гетте
Однажды давние подружки
Две мышки серые норушки,
Взглянув в ночную вышину,
Вдруг там увидели Луну.
-Смотри какая красотища!
  Вот это сыр! Не сыр-сырище!
-Да дырок что-то очень мало,
  Но и такой я сыр едала!
-На вид,конечно,сыр отличный!
  Как думаешь, он заграничный?
-Вот жаль достать его неловко!
  Была бы целая головка!
-А если бы мы сыр достали,
  Все мыши сразу б сыты стали!..
И всё мечтали мышки эти,
И разговор всю ночь их длился,
Но вот беда- вдруг на рассвете
Сыр в небе взял и растворился.

Продолжить формировать у детей умение вести линии, закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение, усидчивость.

38.

«Лабиринт»

Кто создал лабиринт зеркал,
В нём отраженья многократны.
Там, заблудившись, зря искал,
След тонкой нити Ариадны.

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

39

«Нарисуем самолету крылья» .

Руки в стороны в полёт.

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях, соединять уголки клеточек по диагонали через одну и две клеточки. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

40.

Итоговое занятие. Закрепление пройденного материала

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

41.

Мониторинг

Выявить уровень освоения знаний детьми.

Список литературы:

  1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Картотека пальчиковых игр.

Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование кружок по изонити "Волшебные ниточки"

В Программе чётко обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы. С учетом специфики ДОУ определены формы и методы работы по обучению воспитанников 6 – 7 лет нетрадиционному виду декора...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"

Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...

Программа по дополнительному образованию.Кружок "Волшебный пластилин"

Пластилинография- эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков....

Программа дополнительного образования. Кружок «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет

Программа приобщает  детей к художественному и ручному труду и развивает творческие способности детей. Программа кружка "Волшебный сундучок" направлена на развитие у детей творчест...

ПРОГРАММА по дополнительному образованию (кружок «Волшебные пальчики»)

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, ...

Программа дополнительного образования. Кружок «Говорящие пальчики» Для детей 3–4 лет на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине гр...