Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: «Россия –Родина моя».
проект
Содержание проекта:
Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..
1.1.Аннотация………………………………………………………………….....
1.2.Актуальность…………………………………………………………….....
1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..
1.4.Цели и задачи проекта…………………………………………………….....
1.5.Основное содержание проекта………………………………………….…
1.6. Условия реализации проекта……………………………………….......
1.7.Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта…...
1.8.Участники проекта
Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..…
2.1.Этапы развития проекта………………………………………….……...
2.2. Уровень развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников …………………………………………………………………
2.3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………...…..
2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................
Литература………………………………………………………………….......
Приложение……………………………………………………………………
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях
1.1Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
1.2.Актуальность выбранной темы
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы», утвержденной Правительством РФ в ноябре 2020 года.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
1.3. Паспорт проекта
Сроки проекта: Сентябрь 2022г.- декабрь 2024г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-7лет, по продолжительности – долгосрочный.
Участники проекта: дети среднего – старшего, подготовительного возраста, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Калининграда, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Нравственно-патриотическое развитие личности дошкольника при использовании новых современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов, во взаимодействии ДОУ и семьи; формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Задачи проекта:
1. Создание материально-технических, кадровых, психолого-педагогических, информационных условий.
2.Разработка методического пособия для реализации проекта.
3.Создание информационной платформы для участников образовательного процесса по данному проекту, консультационного центра для родителей.
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);
4. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
6. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;
8. Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;
9. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Калининградскую область.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Предполагаемый результат
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
- пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
1.4. Основное содержание проекта.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
- Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
- Результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
- Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
- Использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
В ДОУ были организованы выставки, оформлены стенды «Я патриот», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проект, также имеется телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.
Для реализации данного проекта;
- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;
- разработали календарно- тематический план деятельности детей;
-изучили учебно - методические пособия;
-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.
Следует продумать и средства патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва —столица нашей Родины». Подобные наборы были бы интересны детям, облегчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее о производства и изъять у детей по многим причинам не дастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры то содержанию: сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну приносить ей пользу.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние, на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за привидениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.
1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта
Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
- Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
- Поддержание групповых традиций совместным участием в них.
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мой любимый город Калининград», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
- Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,
- Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
- «Встреча с интересными людьми».
Глава 2. Практическая часть проекта.
2.1. Этапы развития проекта
Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:
Этапы | Сроки реализации проекта | План работы |
1 | 2022-2024 год | Информационно – аналитический (подготовительный)
|
2 | 2022-2023 | Творческий (основной)
|
3 | 2024 | Заключительный
|
На информационно – аналитическом этапе осуществить анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценить и интерпретировать результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявить актуальное состояние и развитие детей, которое соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определить направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также определить ожидаемый социально-значимый результат.
В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включить образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»
№ п/п | Образовательные задачи по патриотическому воспитанию | Темы недели |
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому | Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленький город-детский сад», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «День Космонавтики.», «Мир вокруг нас» и т.д. | |
Воспитание уважения к труду | Темы недели: «Помощник воспитателя», «Праздник весны и труда» и т.д. | |
Развитие интереса к русским традициям и промыслам | Темы недели: «Русская матрешка», «Дымковские игрушки» | |
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям | Темы недели: , «Наши защитники», «Я узнаю себя», «День Победы» | |
Формирование элементарных знаний о правах человека | Темы недели: «Семья и дом», «Моя семья» | |
Расширение представлений о городах России | Темы недели: «Жизнь людей на Севере», «Город, ело». | |
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) | Темы недели: «Государственные символы России», «Наши защитники». | |
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; | Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Наша Родина- Россия», «Голубые речи России». |
Изучение специализированной литературы.
Для реализации поставленных в проекте задач изучена методическая следующая литература:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Гербы и символы: Калининрад, Калининградская область Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.
План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
№п/п | Мероприятия для родителей | Мероприятия для педагогов | ||
1 | Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод. И худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (Сентябрь) | Круглый стол «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста» (Сентябрь) | ||
2 | Анкетирование«Каков ваш ребенок?»(Сентябрь)
| Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура калининградцев»; «Богатства Калининграда, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Калининграда, и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду». (1 раз в квартал) | ||
3 | Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников» (ноябрь) | Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану) | ||
4 | Консультация«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»(декабрь) | Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану) | ||
5 | Фотовыставка «Наши папы» (февраль) | Проведение игры на педсовете «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь) | ||
6 | Рекомендации для родителей и воспитателей «Как воспитать защитника?» (февраль) | |||
7 | Семинар - практикум«Как воспитать патриота»(март)
| Педсовет «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март2023г.) | ||
8 | Презентация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май) | |||
9 | Выставка совместных работ с родителями «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май) | Проведение праздника с детьми «День Победы» (май) | ||
10 | Для родителей выставка детских работ «Миру – мир, войны не нужно!» (февраль, май) | Участие в педсовете ДОУ. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду» (март 2024г.) | ||
11 | Родительское собрание: «Мой прекрасный Калининград» | Деятельность: «Изготовление подарков папам, дедушкам, ветеранам войны и труда» (февраль, апрель) | ||
Творческий этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа будет вестись сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
- работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания;
- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников
Название темы | Ответственный |
1-й этап - диагностический | |
Анализ затруднений воспитателей | методист |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме | методист |
Диагностирование детей | Воспитатели |
Анкетирование родителей | Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап - организационный | |
Построение развивающей среды в группах, метод. кабинете, муз. зале, обогащение развивающей зоны | методист, воспитатели, муз. руководители |
Разработка дидактических игр и пособий | Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед | методист, воспитатели |
Подбор материала в методическом кабинете по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире" | методист |
Создание и обогащение мини-музея в детском саду: "История детского сада", «Русская изба», «Куклы в народных костюмах», «История Дня Победы» | методист, воспитатели |
3-й этап - практический | |
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей | методист |
Педсоветы по итогам работы в данном направлении | методист |
Обобщение передового опыта работы | методист |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок – передвижек, картотек | Воспитатели |
Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений | муз. руководитель (воспитатели) |
Составление положений о проведении конкурсов творческих работ детей и родителей, конкурсов чтецов | методист |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности | воспитатели, муз. руководитель |
Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр | инструктор по физической культуре |
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города (приложение 1).
2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
В дальнейшей работе планируется:
- создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
- разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
- подготовить консультации для родителей.
- Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.
Литература
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rossiya_-_rodina_moya_novyy.docx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...
Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Проект разработан для работы с детьми – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...
Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".
Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект«Патриотическое воспитание в условияхсовременного дошкольного образовательного учреждения»Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представля...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...