Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"
статья

Танцура Римма Николаевна

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план профессионального развития.

Тема: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Воспитатель: Танцура Р.Н.

Актуальность

    Речь – самое важное, что дается человеку от природы. Но, родившись, ребенок еще не может говорить, и взрослый должен постараться и приложить много усилий, для того чтобы речь у ребенка развивалась должным образом и своевременно. Вместе с речью развивается память, мышление, воображение, внимание. В соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие» включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

   Овладение связной речью – это результативная подготовка к школе. Дошкольник, который владеет связной, последовательной речью, точно и с выражением излагает свои мысли. Умея образно и связно говорить, ребенок становится более общительным, раскрепощенным, уверенным в себе, что очень важно.

   Как    же добиться того,  чтобы дети  научились  связно  и выразительно говорить,  овладели  умением составлять связный рассказ по серии картинок? Как заинтересовать ребѐнка?

   Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.

Цель:  Повысить компетентность и успешность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать способность у детей излагать свои мысли связно, последовательно;

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

4. Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

5. Упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей.

6. Формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели. 

Раздел плана

Формы работы

Практические выводы

Работа с детьми

Разработать перспективное планирование по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Подобрать и провести игры на развитие речи детей

Формировать у детей умение использовать алгоритм рассказа по серии сюжетных картинок.

Картотека игр.

Работа с родителями

Повышение педагогической компетентности родителей

Взаимодействовать с родителями (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Развитие связной речи».

Привлечение родителей к сбору копилки по теме для картотеки игр.

Консультации на тему: «Развитие связной речи у дошкольников»

Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.

Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

Показ открытых мероприятий.

Выступление с опытом работы на педсоветах.

Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

Оформление предметно – развивающей среды

Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.

Показ занятия из цикла

Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ

Изучение методической литературы

Е.  И. Тихеева «Развитие речи детей»

О. С. Ушакова «Развитие речи детей»

 В. В.  Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок»       N8,1998 г.;

Т.  Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» N 6,2000 г;

О. С. Ушакова, Л. Щадрина «Развивайте речь дошкольника», N 2,1997 г.;

В. В.  Гербова «Занятия по развитию речи» N 12,1999 г.

Сроки реализации 2023 -2024г.

Средняя группа возраст 4 – 5 лет

Ноябрь месяц

Содержание

Задача

Содержание и методические рекомендации

Тема: Работа с серией картинок «Как два кота одну мышь ловили»

- научить детей раскладывать серию картинок слева на право в одну линию.

- научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. 

- научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. 

1 шаг. «Паровозик из картинок»

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик).

2 шаг. «Найди общих героев на картинках»
Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках. 

   Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.

 Карточки с изображением животных  и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

Чтение стиха В.Г. Сутеев «Три котенка»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Январь месяц

Содержание

Задача

Содержание и методические рекомендации

Тема: Работа с серией картинок «Ваня лепит снеговика»

- закрепить умение детей раскладывать серию картинок слева направо в одну линию, находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии, определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. 

- научить детей определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.

- научить детей определять время событий, происходящих на картинках. 

   Начинаем  работу с того чему мы научились на прошлом занятии:

1. «Паровозик из картинок»

2. «Найди общих героев на картинках»

Следующий шаг

3 шаг.  «Найди место, в котором происходят события»

Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия. 

4 шаг. «Определи время событий»

Предложить детям определить время года,  части суток на каждой картинке. 

Дидактическая игра «Сложи снеговика»

Развитие умения выполнять действия с предметами разной

величины, тренировка мелкой моторики руки.

Чтение  Н.Носов «На горке». 

Мотивировать детей на восприятие и понимание текста;
учить давать характеристику героям, понимать содержание рассказа, характер героев, усваивать последовательность развития сюжета.

Март месяц

Тема: Работа с серией картинок «Девочка и кукла»

- закрепить умение детей раскладывать серию картинок, определять место действия на каждой картинке, определять место действия и время событий, происходящих на картинках. 

- научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. 

- учить детей устанавливать последовательность действий на картинках. 

   Как и на прошлом занятии начинаем  работу с того чему мы научились на прошлых занятиях:

1. «Паровозик из картинок»

2. «Найди общих героев на картинках»

3. «Найди место, в котором происходят события»

4. «Определи время событий»

Следующий шаг

5 шаг. «Назови действия героев»

Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" 

   Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой. 

6 шаг. «Что за чем?»

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.

   На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими - либо кадрами.

Игра разминка «Кукла»

Учить понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу

развивать слуховое внимание, восприятие, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Формировать умение слушать и понимать литературное произведение. Развивать умение анализировать прослушанное литературное произведение. Воспитывать умение самостоятельно ухаживать за собой, быть аккуратным и чистоплотным.

Май месяц

Тема: Работа с серией картинок «Яблонь»

- закрепить умение детей раскладывать серию картинок, определять место действия на каждой картинке, определять место действия и время событий, происходящих на картинках. Выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия,  устанавливать последовательность действий на картинках.  

- учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. 

- научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.

   Как и на прошлом занятии начинаем  работу с того чему мы научились на прошлых занятиях:

1. «Паровозик из картинок»

2. «Найди общих героев на картинках»

3. «Найди место, в котором происходят события»

4. «Определи время событий»

5. «Назови действия героев»

6. «Что за чем?»

Следующий шаг

7 шаг. «Составь рассказ»

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую 
модель: 
- однажды (указание времени года, части суток);

 -  в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);

-  такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),      

-   делал (делали) то - то для того – то;

- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;

- в результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;

- придумать название получившемуся рассказу. 

8 шаг. «Вспомним, как играли с картинками»

Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись. 

Дидактическая игра
«Какой, какая, какие?»

Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

Чтение сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение оценивать и понимать поступки героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. В связной речи реализуется коммуникативное  общение,  ярче выступает...