Тема статьи: «Воспитание патриотизма у детей путем нетрадиционных занятий с песком».
статья
Тема статьи: «Воспитание патриотизма у детей путем
нетрадиционных занятий с песком».
Авторы составители: воспитатели: Карпова Лариса Ивановна,
Евграфова Наталья Александровна,
Место работы: СП "Детский сад "Самоцветы"
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п. г. т. Смышляевка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала одним из приоритетных направлений всей деятельности нашего дошкольного учреждения. К большому сожалению, многие дети не знают, что существовал СССР, что наши прадеды воевали за свою страну и освобождали ее от захватчиков. Наша главная цель донести до детей, как важно знать историю своей страны, как важно чтить память о своих предках, ведь Великая Отечественная война затронула все семьи нашей большой страны.
Нашим коллективом было разработано ряд занятий направленных на ознакомление дошкольников с Великой Отечественной войной. Открыт музей славы воинам победителям. Занятия проводились в нетрадиционном формате, при помощи игры в песочнице. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика. По утверждению психологов детские игры с песком очень полезны. Для детей любого возраста песок является тренажером для пальцев. Также данные игры способствуют развитию фантазии, творчества и воображения. В своей работе я стала активно применять технологию «педагогическая песочница». Ей можно пользоваться круглый год: зимой – специально оборудованные столы, летом – песочница на улице.
Предлагаем вашему вниманию одно из таких занятий:
НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию: «Дорога до Берлина»
Цель: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к дружбе и сотрудничеству.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.
Воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою страну.
2. Формировать навыки экспериментирования с песком.
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
Развивать у детей интерес к прошлому.
3.Активизировать и обогащать словарь детей.
Обогащать его путём уточнения понятий: Рейхстаг, Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты,; фашизм, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники. («Речевое развитие»)
4. Развивать творческое мышление и воображение у детей
5. Развивать мелкую моторику рук у детей.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, объяснения, речевая ситуация, рассказ воспитателя, рассказ ребенка.
- наглядные: показ ребенком способов действия, рассматривание карты дороги.
- практические: выполнение детьми заданий, упражнений, дидактические игры - «Что спрятано в песке?», «Построй дорогу правильно».
Материалы и оборудование: Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет. Игрушка солдатика. Карта дороги до Берлина. Флаг СССР. Лейка на каждого ребенка. Контейнер с игрушками (фигурки солдатиков на каждого ребенка, домики, деревья, военная техника (танк 3шт, грузовик 2шт, мотоцикл 3 шт.), бросовый материал (крышки)).
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Предполагаемые результаты | |
Ритуал входа | |||
Педагог вносит в группу игрушку солдатика. Рассказывает детям, что он сбежал из плена немцев и у него есть карта дороги до Берлина. Чтобы одержать победу над врагом, нужно дойти до Берлина и на самом главном здании города Рейхстаге поставить флаг СССР. Воспитатель обращает внимание детей на то, что во время Великой Отечественной войны наша страна называлась СССР. Солдат рассказывает, что дорога полна опасностей и преград, мосты разрушены, поля заминированы. Отступая, фашисты сделали все, чтоб их не догнали. Он просит помощи у детей, т.к. одному ему не справиться. Солдат спрашивает детей, хотят ли они отправиться в дорогу до Берлина, чтобы помочь одержать победу в войне над врагом. |
Дети внимательно слушают историю солдата, расспрашивают его о дороге
Дети соглашаются отправиться в дорогу. |
Мотивационная готовность.
Развитие умения сопереживать, помогать.
| |
Солдат благодарит детей за то, что они согласились помочь ему. Но чтобы попасть в Берлин, нужно быть очень дружными. Давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова. Он приглашает детей подойти к песочнице. Солдат предлагает поздороваться с песком. | Дети берутся за руки и произносят слова. Дружат все на белом свете, Дружат взрослые и дети, Дружат птицы меж собой, Дружат змейки под горой. Дружат зайки на лужайке, Мишки, волки дружат в стайке. Дружат рыбы под водой. Ты со мной, а я с тобой. | Формирование у детей готовности раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими. | |
Солдат говорит, что этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Поэтому нужно соблюдать особенные правила в игре с песком. Солдат просит детей стряхивать песок с ладоней, а игрушки ставить на место. Он говорит, что мы идем бить врага, поэтому дети не должны ссориться, мешать друг другу. Каждый должен быть на своем месте. Игрушки можно брать только по одной и ставить на песок. Каждый может строить и творить: дома, мосты, дороги, но при этом, надо всегда соблюдать порядок. В пути действует такое правило: ты сделал, ты и убери. |
Дети внимательно слушают и повторяют правила вместе и индивидуально.
|
Усваивают правила, готовность следовать правилам.
| |
Солдат предлагает потрогать песок, спрашивает, какой песок? Предлагает детям поиграть с песком, игровое упражнение «Следы». | Дети разными способами дотрагиваются до песка (кладут ладошки, гладят песок внутренней, затем тыльной стороной ладони). Дети отвечают (сухой, шершавый, мягкий) Дети показывают на песке, как идет человек (двумя пальцами попеременно) Как едет машина (ведут дорожку двумя пальцами) | Развитие эмоционально-волевой сферы. Способность детей к саморегуляции. | |
Основная часть | |||
Солдат обращает внимание детей на то, что у него есть карта дороги до Берлина, просит рассмотреть ее, отметить, что надо восстановить после ухода немцев и предлагает всем вместе восстановить дорогу.
| Дети рассматривают карту дороги, выясняют, что нужно восстановить. Дети обсуждают план будущего строительства - нужно построить мост, разминировать поле. Восстановить дорогу для танков. | Повышение уровня общей осведомленности детей об окружающем. Появление желаний, развитие умений, возможностей. Развитие творческих способностей и фантазии. | |
Солдат благодарит детей за то, что они согласились помочь ему и предлагает сначала разминировать поле и найти все мины, которые остались после немцев. Игра «Что спрятано в песке?» | Дети на ощупь ищут спрятанные в песке крышки | Высокий уровень развития мелкой моторики. | |
Солдат спрашивает, какой песок в песочнице? Из сухого песка трудно строить. А как песок можно оживить? Предлагает взять лейки и полить песок. | Дети отвечают (сухой) Дети отвечают (полить водой) Дети поливают песок. | Самостоятельное формирование мыслей. Снятие психоэмоционального напряжения.
| |
Солдат предлагает отремонтировать разрушенную дорогу, восстановить мост, рассадить деревья и пустить по дороге военную технику. Солдат объясняет правила построения дороги. Дает рекомендации, куда должна повернуть дорога. Игра «Построй дорогу правильно» Во время строительства дороги, солдат рассказывает о интересных фактах, которые были во время Великой Отечественной войны | Дети строят дорогу. Ремонтируют мост. Расставляют военную технику, деревья.
Дети внимательно слушают. | Развитие практических умений применить полученные знания на деле. Закрепление понятий «право», «лево» Расширение словарного запаса и знаний | |
Солдат советует, как лучше восстановить мост, чтоб военная техника по нему прошла. Задает вопросы о том, что дети делают. | Дети следуют указаниям, обсуждают вербально свои действия. Показывают Солдату, как надо строить. | Развитие потенциальных возможностей детей. Развитие умение помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций. | |
Ритуал выхода | |||
Солдат: «Ура! Победа!!! Берлин наш!!! Спасибо, дети, вы – настоящие защитники своей страны!»Под музыку и салют из конфетти устанавливает флаг СССР на Рейхстаг. Прощается с детьми. Воспитатель говорит, что сегодня дети познакомились с событиями Великой Отечественной войны, помогли солдату дойти до Берлина. Воспитатель спрашивает детей, что они узнали про песок? Что больше всего им понравилось в дороге? Выясняет с детьми, какие хорошие поступки они совершили, отмечает каждого ребенка. Дети, вы заметили, как сегодня Артем старался? Какой замечательный мост он построил! А как быстро отыскали мины Оля с Кириллом! А главное вы были очень дружными, не оставили в беде Солдата и помогли ему. Воспитатель предлагает детям попрощаться с песком, убрать все игрушки и пойти мыть руки. |
Дети прощаются с Солдатом, желают ему удачи.
Дети отвечают на вопросы, рассуждают, что им понравилось. |
Самостоятельное формулирование мыслей.
Развитие умений анализировать. | |
Воспитатель предлагает детям оставить на здании свой флаг, но перед этим предлагает его нарисовать. | Каждый ребенок рисует флаг и ставит его на здание. | Появление желаний, развитие умений, возможностей. | |
С помощью данных занятий были достигнуты большие результаты. Практика показала, что дети стали называть города-герои, разбираться в званиях, с легкостью отвечают на вопросы о Великой Отечественной войне. Я не останавливаюсь на полученных результатах и продолжаю дальше разрабатывать конспекты занятий, чтобы с легкостью донести до детей значимость данного события. Все таки война длилась 4 года и было очень много значимых событий, которые подарили нам светлое небо над головой.
Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
«Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
«Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004
«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004
«Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - М., 2003
«Истоки русской культуры в детском саду» - И.Г.Гаврилова – С-П.,2008
«Ознакомление дошкольников с историей родного края» - Р.А.Бурганова, - К., 2001.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
VIII. НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С ПРАКТИКУМОМ
ТЕМА «ИННОВАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ».
Тема статьи: «Воспитание патриотизма у детей путем нетрадиционных занятий с песком».
Авторы составители: воспитатели: Карпова Лариса Ивановна,
Евграфова Наталья Александровна, Спиридонова Ольга Петровна,
Старший воспитатель: Ларионова Дарья Сергеевна
Место работы: СП "Детский сад "Янтарик"
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п. г. т. Смышляевка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала одним из приоритетных направлений всей деятельности нашего дошкольного учреждения. К большому сожалению, многие дети не знают, что существовал СССР, что наши прадеды воевали за свою страну и освобождали ее от захватчиков. Наша главная цель донести до детей, как важно знать историю своей страны, как важно чтить память о своих предках, ведь Великая Отечественная война затронула все семьи нашей большой страны.
Нашим коллективом было разработано ряд занятий направленных на ознакомление дошкольников с Великой Отечественной войной. Открыт музей славы воинам победителям. Занятия проводились в нетрадиционном формате, при помощи игры в песочнице. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика. По утверждению психологов детские игры с песком очень полезны. Для детей любого возраста песок является тренажером для пальцев. Также данные игры способствуют развитию фантазии, творчества и воображения. В своей работе я стала активно применять технологию «педагогическая песочница». Ей можно пользоваться круглый год: зимой – специально оборудованные столы, летом – песочница на улице.
Предлагаем вашему вниманию одно из таких занятий:
НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию: «Дорога до Берлина»
Цель: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к дружбе и сотрудничеству.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.
Воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою страну.
2. Формировать навыки экспериментирования с песком.
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
Развивать у детей интерес к прошлому.
3.Активизировать и обогащать словарь детей.
Обогащать его путём уточнения понятий: Рейхстаг, Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты,; фашизм, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники. («Речевое развитие»)
4. Развивать творческое мышление и воображение у детей
5. Развивать мелкую моторику рук у детей.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, объяснения, речевая ситуация, рассказ воспитателя, рассказ ребенка.
- наглядные: показ ребенком способов действия, рассматривание карты дороги.
- практические: выполнение детьми заданий, упражнений, дидактические игры - «Что спрятано в песке?», «Построй дорогу правильно».
Материалы и оборудование: Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет. Игрушка солдатика. Карта дороги до Берлина. Флаг СССР. Лейка на каждого ребенка. Контейнер с игрушками (фигурки солдатиков на каждого ребенка, домики, деревья, военная техника (танк 3шт, грузовик 2шт, мотоцикл 3 шт.), бросовый материал (крышки)).
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Предполагаемые результаты | |
Ритуал входа | |||
Педагог вносит в группу игрушку солдатика. Рассказывает детям, что он сбежал из плена немцев и у него есть карта дороги до Берлина. Чтобы одержать победу над врагом, нужно дойти до Берлина и на самом главном здании города Рейхстаге поставить флаг СССР. Воспитатель обращает внимание детей на то, что во время Великой Отечественной войны наша страна называлась СССР. Солдат рассказывает, что дорога полна опасностей и преград, мосты разрушены, поля заминированы. Отступая, фашисты сделали все, чтоб их не догнали. Он просит помощи у детей, т.к. одному ему не справиться. Солдат спрашивает детей, хотят ли они отправиться в дорогу до Берлина, чтобы помочь одержать победу в войне над врагом. | Дети внимательно слушают историю солдата, расспрашивают его о дороге Дети соглашаются отправиться в дорогу. | Мотивационная готовность. Развитие умения сопереживать, помогать. | |
Солдат благодарит детей за то, что они согласились помочь ему. Но чтобы попасть в Берлин, нужно быть очень дружными. Давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова. Он приглашает детей подойти к песочнице. Солдат предлагает поздороваться с песком. | Дети берутся за руки и произносят слова. Дружат все на белом свете, Дружат взрослые и дети, Дружат птицы меж собой, Дружат змейки под горой. Дружат зайки на лужайке, Мишки, волки дружат в стайке. Дружат рыбы под водой. Ты со мной, а я с тобой. | Формирование у детей готовности раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими. | |
Солдат говорит, что этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Поэтому нужно соблюдать особенные правила в игре с песком. Солдат просит детей стряхивать песок с ладоней, а игрушки ставить на место. Он говорит, что мы идем бить врага, поэтому дети не должны ссориться, мешать друг другу. Каждый должен быть на своем месте. Игрушки можно брать только по одной и ставить на песок. Каждый может строить и творить: дома, мосты, дороги, но при этом, надо всегда соблюдать порядок. В пути действует такое правило: ты сделал, ты и убери. | Дети внимательно слушают и повторяют правила вместе и индивидуально. |
Усваивают правила, готовность следовать правилам. | |
Солдат предлагает потрогать песок, спрашивает, какой песок? Предлагает детям поиграть с песком, игровое упражнение «Следы». | Дети разными способами дотрагиваются до песка (кладут ладошки, гладят песок внутренней, затем тыльной стороной ладони). Дети отвечают (сухой, шершавый, мягкий) Дети показывают на песке, как идет человек (двумя пальцами попеременно) Как едет машина (ведут дорожку двумя пальцами) | Развитие эмоционально-волевой сферы. Способность детей к саморегуляции. | |
Основная часть | |||
Солдат обращает внимание детей на то, что у него есть карта дороги до Берлина, просит рассмотреть ее, отметить, что надо восстановить после ухода немцев и предлагает всем вместе восстановить дорогу. | Дети рассматривают карту дороги, выясняют, что нужно восстановить. Дети обсуждают план будущего строительства - нужно построить мост, разминировать поле. Восстановить дорогу для танков. | Повышение уровня общей осведомленности детей об окружающем. Появление желаний, развитие умений, возможностей. Развитие творческих способностей и фантазии. | |
Солдат благодарит детей за то, что они согласились помочь ему и предлагает сначала разминировать поле и найти все мины, которые остались после немцев. Игра «Что спрятано в песке?» | Дети на ощупь ищут спрятанные в песке крышки | Высокий уровень развития мелкой моторики. | |
Солдат спрашивает, какой песок в песочнице? Из сухого песка трудно строить. А как песок можно оживить? Предлагает взять лейки и полить песок. | Дети отвечают (сухой) Дети отвечают (полить водой) Дети поливают песок. | Самостоятельное формирование мыслей. Снятие психоэмоционального напряжения. | |
Солдат предлагает отремонтировать разрушенную дорогу, восстановить мост, рассадить деревья и пустить по дороге военную технику. Солдат объясняет правила построения дороги. Дает рекомендации, куда должна повернуть дорога. Игра «Построй дорогу правильно» Во время строительства дороги, солдат рассказывает о интересных фактах, которые были во время Великой Отечественной войны | Дети строят дорогу. Ремонтируют мост. Расставляют военную технику, деревья. Дети внимательно слушают. | Развитие практических умений применить полученные знания на деле. Закрепление понятий «право», «лево» Расширение словарного запаса и знаний | |
Солдат советует, как лучше восстановить мост, чтоб военная техника по нему прошла. Задает вопросы о том, что дети делают. | Дети следуют указаниям, обсуждают вербально свои действия. Показывают Солдату, как надо строить. | Развитие потенциальных возможностей детей. Развитие умение помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций. | |
Ритуал выхода | |||
Солдат: «Ура! Победа!!! Берлин наш!!! Спасибо, дети, вы – настоящие защитники своей страны!»Под музыку и салют из конфетти устанавливает флаг СССР на Рейхстаг. Прощается с детьми. Воспитатель говорит, что сегодня дети познакомились с событиями Великой Отечественной войны, помогли солдату дойти до Берлина. Воспитатель спрашивает детей, что они узнали про песок? Что больше всего им понравилось в дороге? Выясняет с детьми, какие хорошие поступки они совершили, отмечает каждого ребенка. Дети, вы заметили, как сегодня Артем старался? Какой замечательный мост он построил! А как быстро отыскали мины Оля с Кириллом! А главное вы были очень дружными, не оставили в беде Солдата и помогли ему. Воспитатель предлагает детям попрощаться с песком, убрать все игрушки и пойти мыть руки. | Дети прощаются с Солдатом, желают ему удачи. Дети отвечают на вопросы, рассуждают, что им понравилось. | Самостоятельное формулирование мыслей. Развитие умений анализировать. | |
Воспитатель предлагает детям оставить на здании свой флаг, но перед этим предлагает его нарисовать. | Каждый ребенок рисует флаг и ставит его на здание. | Появление желаний, развитие умений, возможностей. |
С помощью данных занятий были достигнуты большие результаты. Практика показала, что дети стали называть города-герои, разбираться в званиях, с легкостью отвечают на вопросы о Великой Отечественной войне. Я не останавливаюсь на полученных результатах и продолжаю дальше разрабатывать конспекты занятий, чтобы с легкостью донести до детей значимость данного события. Все таки война длилась 4 года и было очень много значимых событий, которые подарили нам светлое небо над головой.
Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
«Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
«Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004
«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004
«Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - М., 2003
«Истоки русской культуры в детском саду» - И.Г.Гаврилова – С-П.,2008
«Ознакомление дошкольников с историей родного края» - Р.А.Бурганова, - К., 2001.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»
Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....
статья "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста...
Статья «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
В статье описывается опыт работы по применению малых фольклорных форм для воспитании патриотизма у младших дошкольников....
Статья "Использование народных и современных сказок в воспитании патриотизма у детей младшего дошкольного возраста "
В своей статье я привожу доводы в пользу использования богатого опыта народной самобытности, передаваемого в старинных сказках, а также современных терапевтических сказок для воспитания у малышей патр...
21.11.2022 г. Статья "Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста"
Статья "Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста"...