Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».
материал по теме
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех важных человеческих начал.
Тема патриотизма стала очень актуальна в наши дни. Поэтому я считаю, что необходимо так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей «волновало настоящее и будущее Отчизны». (В.А. Сухомлинский).
В специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.г.», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 Г., сказано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитывая любовь к России, нельзя забывать и о воспитании у детей любви к своей малой родине. Наш современник, академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Воспитание чувства Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Я считаю, что очень важным для дошкольного патриотического воспитания является развитие в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребенок ни к чему не привязан, его нельзя учить патриотизму. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, к детскому саду, родной улице, к любимой игрушке, к воспитательнице начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Надо постараться, чтобы у ребенка были вещи, которые он любил, о которых вспоминал, для дошкольника воспитание патриотизма - это создание уютной, теплой атмосферы.
Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее народу.
Я стараюсь объяснить детям, что люди любят свою страну любой. Мы не любим за что-то, сейчас наша страна не очень богатая, но мы ее любим. Любим просто за то, что это наша Родина. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и народов, живущих рядом с ними, я включила в своей работе целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему
живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатий к другим людям, народам, их традициям.
Я опираюсь на тематическое планирование учебного материала, в котором все предложенные задачи представляют целостную картину сведений о России:
«Родная семья», «Родная природа», «Родная культура», «Родной город», «Родная страна».
Эти поставленные задачи я решаю во всех видах деятельности - на занятиях, в играх, труде, быту, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Эти темы повторяются в каждой возрастной группе, но постепенно изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность.
Отдельные темы я приурочиваю к определенным событиям, знаменательным датам и праздникам. С правами и обязанностями мы знакомимся в декабре (перед Днем Конституции). О защитниках Отечества беседую в феврале. О космонавтах, особенно кубанских, говорим в апреле.
Моя задача - отобрать из многих впечатлений, полученных ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Эти факты, явления, к которым я привлекаю внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника я отвожу примеру взрослых, и особенно - близких людей. Таким важным понятиям как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг необходимо учить детей на конкретных фактах из жизни старших членов семьи - участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение пред памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах детей. Рассказы близких людей в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели.
Не правы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов оградить ребенка от любых жизненных переживаний, могущих вызвать у него переживания. Еще В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал:
«Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли. Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины - горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений - всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам... Радость бытия не должна быть безмятежной».
Формируя начала патриотических чувств у детей, я стараюсь воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда. Моя задача сформировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
Для того чтобы более глубоко раскрыть образ защитника Родины, я использую в своей работе художественную литературу, рассказы, повести, стихи о Великой Отечественной войне, провожу беседы о подвигах советских воинов в период войны, а также рассказываю о защитниках нашего города.
В нашем детском саду проводятся тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов. Надо постепенно подводить ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны свыше семи миллионов воинов награждены орденами и медалями.
Работать над темой «Моя семья» я начала с раздела «Я и мое имя». Имя человека - одна из важнейших составляющих его индивидуальности. У каждого человека есть имя. Его дают родители. По своим наблюдениям я отметила, что малыши гордятся своими именами особенно произнесенными ласково.
На занятиях по развитию речи дети упражняются в словообразовании, вспоминая, придумывая все возможные ласкательные формы имен своих друзей, родных, своего имени. У ребенка повышается самооценка - он радуется, гордится тем, что его имя вызывает такой интерес, что у него оказывается есть тезки - великие люди, гении нации, что его имя имеет аналог в другом языке.
Со старшими детьми мы составляем списки великих тезок Саши (Александры), Маши (Марии), Кати (Екатерины). Дети после экскурсии по городу, по близлежащим улицам отметили, что и улицы имеют свои имена. Многие названы в честь героев. Я предлагала подумать, а могут ли назвать улицу в честь кого-то из детей? Что для этого надо сделать? Раздумья вживаются в вопрос, как прославить свою фамилию? Как называется человек, у которого такая же фамилия? У кого из детей есть знаменитые однофамильцы?
Затем мы с детьми выясняем, что и у города, как и у человека, есть имя, день рождение (основание). Все жители города отмечают этот день, украшают улицы, слушают выступления людей, которые много сделали для своего города, посещают достопримечательные места.
Эти экскурсии и беседы помогают детям лучше узнать город, его историю. Я предложила родителям вместе с детьми посетить археологический и краеведческий музеи. Совместно с родителями и детьми начали собирать краеведческий и познавательный материал о нашем городе.
Полученные знания я стараюсь закреплять в творческих играх: «Находки археологов», «Машина времени - путешествие в будущее и прошлое нашего города», «Путешествие по Черному морю».
Провела викторину с целью выяснить, что дети узнали о родном городе.
- В каком городе ты живешь?
- Чем знаменит наш город?
- Что означает название нашего города?
- Ты экскурсовод. Что ты покажешь нашим гостям?
- Кого можно назвать анапчанином?
б. Дети каких национальностей живут в нашем городе, посещают наш детский сад?
А как итог своей работы по изучению города стало изготовление с детьми монеты «Русские ворота» - визитной достопримечательности нашего города. Каждый малыш мог рассмотреть все мелкие детали монеты.
Тема по изучению города не исчерпана. Ребятам предстоит узнать еще много интересного, чтобы понять, что они живут в городе, где есть, чем гордиться!
Учитывая воспитательное значение национально-регионального компонента содержания образовательного процесса, я поставила перед собой задачу - проводить на практике возможность использования казачьих традиций, казачьего искусства в ходе воспитания и обучения современных детей. Знать народные ремесла, имена народных мастеров - умельцев - это значит, лучше понимать свой народ.
Ребенок воспринимает окружающий мир через все органы чувств. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении народной культуры, тем глубже оно усваивается. Поэтому большое значение я придаю занятиям по изобразительной деятельности.
На занятиях дети познакомились с профессией гончара. На Кубани традиционно работали гончары, изготавливали глиняную посуду, игрушки, музыкальные инструменты. По изготовленной посуде судили об искусстве гончара. Если кувшин, изготовленный гончаром, «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит, гончар настоящий умелец. Дети познакомились со старинной казачьей глиняной посудой: монитрой, глечиком и др.
Я отметила, что каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее яркими красками. На занятиях дети самостоятельно лепили старинную казачью посуду, рассказывали, для чего она служила. Также гамму своих впечатлений и эмоций дети перенесли на бумагу, используя и акварель, и цветные карандаши, и восковые мелки.
Дети познакомились с плетением из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Из лозы (прутьев вербы) мастер изготовлял корзины круглые, продолговатые, огромные и совсем крошечные. Для вареников и пельменей сплетали специальную лопаточку. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзины. Из соломки создавали панно. Изучая посуду, я познакомила ребят с особенностями казачьей кухни.
На музыкальных занятиях слушали фрагменты с записями песен казачьего хора. На физкультурных занятиях играли в казачьи игры. Кукол наряжали в кубанские казачьи костюмы, знакомились с украшениями, вышивкой. Ребята узнали, что на Кубани живут и трудятся более 120 национальностей.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Нашу группу посещают ребята разных национальностей. В повседневной жизни, на занятиях, через народные игры, сказки я стараюсь воспитывать у ребят чувство симпатии к представителям разных национальностей. Русские говорят на русском языке, а армяне (которые посещают нашу группу) знают еще и свой, армянский язык. Вместе с детьми отметили - все мы живем дружно.
Эти выводы производят на ребят большое впечатление, некоторые вспоминают, что и у родителей разные национальности, например, мама русская, а папа - армянин. «Все они живут дружно», - подводим итог наших бесед.
Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка, в первую очередь, под влиянием взрослых. Я стараюсь объяснить детям, что существуют народы с разной культурой, историей, которые достойны такого же уважения, как и твой народ.
Воспитание патриотов - процесс сложный и кропотливый. Надо дать детям почувствовать свою причастность к делам страны. Пусть они знают, что общественные события - это и семейные события, что трудовой вклад народа в общую копилку Родины отражается и на благополучии каждой семьи.
Но сам ребенок еще не понимает этого. Моя задача - чаще обращать его внимание на события современности. Даже обычное, повседневное, с чем дети соприкасаются ежедневно, способствует воспитанию у них патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»
Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.
Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...
Консультация «Загадка как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»
Фольклорные направления были актуальны во все времена и эпохи. Произведения народного творчества возникают в процессе формирования культуры, отражают и поддерживают национальные особенн...
Комментарии
Спасибо, очень полезный
Спасибо, очень полезный материал! Возьму на заметку.
Спасибо, полностью и
Спасибо, полностью и всесторонне раскрыта тема, очень полезный и нужный материал, особенно для начинающих педагогов.