статья "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Воложанина Светлана Владимировна
Воспитатель, филиала Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 440; 620057, г. Екатеринбург, ул. Красных командиров, 92; e-mail: rebenok0504@mail.ru
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине.
АННОТАЦИЯ: Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, это останется с ними на всю жизнь. Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Целью патриотического воспитания в дошкольном возрасте является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотизм можно определить, как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень — Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотическое воспитание как на важнейшую ценность, интегрирующую не только духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический компонент, но и социально-культурный, гражданственный. Современные понятия «патриотическое воспитание» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его культурно-историческим прошлым, родовыми корнями.
Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
‒ «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
‒ непрерывность и преемственность педагогического процесса;
‒ дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
‒ рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
‒ деятельностный подход; ‒ развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к Родине — это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Итак, мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Отечественные психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. Вместе с тем отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Библиографический список Статьи из журналов и сборников: Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007. — 200с. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...
Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...
План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"
материал для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе представлен опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста....
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».
Планирование организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...