Конспект занятия по ФЦКМ " Свойство воздуха"
план-конспект занятия

Загирова Самиле Гасраталиевна

ФЦКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_ftskm_svoystva_vozduha.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

   

                                             

                                  Конспект

                          занятия по ФЦКМ  

    для детей старшего дошкольного возраста

                            « Свойства воздуха»

                                                                                       

                                                                                                                            Подготовила

                                                                                                                            воспитатель

                                                                                                                            Загирова С.Г.

                                         НАДЫМ 2020 г.

                                           ТЕМА: «Свойства воздуха».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие.

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская.

Программное содержание:

-развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

- формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;

- развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Материалы и оборудования

Картинка  Карлсон

стаканчики пластмассовые 70 мл,

стаканчики пластмассовые 200 мл,

вода,

трубочки,

камешки,

чеснок,

кожура апельсина.

 2 шара воздушных (1 большой, 1 маленький).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, занятия детей в мини - лаборатории, опыты с водой, воздухом, подвижная игра «Пузырь», дидактическая игра «Ловим воздух».

Ход занятия:

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята, Карлсон звонил, и сказал, что хочет прийти в гости к нам. Ну что будем встречать гостя?

Дети: Да.

Слайд.

Воспитатель: А вот и он. Здравствуй Карлсон, почему ты такой грустный?

Появляется Карлсон и показывает два шарика.

Слайд.

Карлсон: Не могу понять, почему вчера шарики были большие, а сегодня один шарик большой, другой маленький. Помогите мне, ребята.

Воспитатель: Поможем Карлсону? Сможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

Дети предполагают разные версии. Вывод - шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Карлсона. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем, какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).

Ребята, почему же Карлсон опять грустный? (Ему нужно помочь).

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей).

Воспитатель: Вот, видишь Карлсон какие у нас ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, что находится вокруг нас?

Дети: Вокруг нас находятся столы, игрушки, книги.

Опыт 1.

Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А как получается ветерок?

Дети: Это двигается воздух.

Воспитатель: Значит, что же находится вокруг нас?

Дети: Вокруг нас находится воздух.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Что у нас в группе прозрачное?

Дети: Стекла на окнах.

Воспитатель: Скажите, а воздух имеет запах?

Дети: Нет, воздух не пахнет.

Карлсон: А вот и пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Опыт 2.

Воспитатель: Ребята верно сказали, что воздух не имеет запаха. А прав ли Карлсон мы, сейчас проверим. Ребята возьмите кожуру апельсина, понюхайте ее. Что вы чувствуете?

Дети: Пахнет апельсином.

Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или кожура апельсина дает такой аромат?

Дети: Этот запах идет от кожуры.

Воспитатель отходит от детей и давит дольку чеснока.

Воспитатель: Скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?

Дети: Пахнет чесноком.

Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет чесноком?

Дети: Запах дошел до нас.

Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз, воздух имеет запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как мы чувствуем запахи?

Дети: Запахи передвигаются воздухом, и мы их чувствуем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас? Ответы детей. Давайте проверим.  

Опыт 3.

Дети надувают шарики.

Воспитатель: Может ли воздух двигать предметы?

Разные ответы детей.

Воспитатель: Карлсон, давай посмотрим, могут ли шарики двигаться с помощью воздуха.

Выпускают шарики и наблюдают за их движением.

Воспитатель: Почему движется шар?

Разные ответы детей. Вывод: Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Воспитатель: Скажите, а что тяжелее вода или воздух?

Дети: Вода тяжелее.

Воспитатель: А как это проверить?

Дети предлагают свои варианты.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, возьмите маленький стаканчик. Что в этом стакане?

Дети: В стакане ничего нет, он пустой 

Воспитатель: Переверните его вверх дном и опустите в большой стаканчик с водой. Вода попала в маленький стакан?

Дети: Не попала.

Воспитатель: А почему? Что мешает воде, что ее не пускает?

Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает.

Воспитатель: В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять там место. Воздух легче воды.

Карлсон: Вот так фокусы! А я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

Физминутка " Ветерок".

Дует ветер с высоты,                                                    Руки вверх, наклоны.

Гнутся травы и цветы.

Вправо - влево, влево – вправо                                  Прыжки на двух ногах.

Клонятся цветы и травы.        

Выше, веселей! Вот так.                                               Ходьба на месте.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,         Садятся за столы.

Заниматься нам пора.

Опыт 5.

Воспитатель: Возьмите камешек и бросьте в воду. Что произошло?

Дети: Камень утонул.

Воспитатель: Почему камешек утонул?

Дети: Камень тяжелее воды.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Потому что камень утонул в воде.

Опыт 6.

Воспитатель: А сейчас возьмите трубочки и подуйте, опустив ее в воду. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?

Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.

Воспитатель: А почему они не тонут?

Дети: Они не тонут, потому что воздух легче воды.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. Скажите, а человек может жить без воздуха?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Почему?

Дети: Человеку нужно дышать.

Карлсон: Подумаешь, воздух! А я легко смогу жить без него!

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим. Наберите побольше воздуха и не дышите.

Дети на время задерживают дыхание.

Воспитатель: А теперь ты Карлсон. Ребята, давайте посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.

Карлсон: Ох, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха жить невозможно!

Воспитатель: Скажите, а кто еще не может прожить без воздуха?

Слайд.

Дети: Животные, растения, птицы тоже не могут прожить без воздуха.

Воспитатель: Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?

Карлсон: Конечно, не смогу, потому что мой пропеллер разгоняет воздух, и я двигаюсь.

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Дети: Воздух бесцветный, прозрачный, он не имеет запаха, только передает чужие запахи, воздух легче воды, он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Карлсон: А мне воздух нужен для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что помогли мне и рассказали о воздухе так много интересного. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Свойства воздуха"

Конспект занятия по теме "Свойства воздуха"...

Конспект занятия "Ознакомление со свойством воздуха"

конспект занятия по детскому экспериментированию в ДОУ...

Конспект занятия по экспериментированию "Свойства воздуха"

Занте напралено на формирование представлений у детей о свойсвах воздуха , путем эксперементов ....

«Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)

laquo;Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)(детская исследовательская деятельность)...

«Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)

laquo;Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства»(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)...

Конспект занятия по ФЦКМ «Свойства резины и железа»

Программное содержание. Знакомство детей со свойствами резины и железа опытно-исследовательским методом. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным, признаков предметов. Развиват...

Конспект занятия по экспериментированию "Свойства воздуха".

Конспект занятия по экспериментированию "Свойства воздуха"...