«Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)
(детская исследовательская деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._voda.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вода и некоторые её свойства»
(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)
(детская исследовательская деятельность)
Программное содержание:
- учить наблюдать и исследовать неживой объект природы – воду, и выделять его свойства – растворять некоторые вещества, приобретая их вкус и цвет; установить влияние температуры на скорость растворения веществ, на изменение строения воды (переход в состояние льда);
- учить устанавливать взаимосвязи между строением объекта, его свойствами и факторами, влияющими на свойства объекта;
- развивать умение делать выводы из полученных результатов исследования;
- активизировать и пополнить словарный запас детей;
- воспитывать аккуратность в работе, умение работать в паре, помогать товарищу;
- воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать основы экологической культуры.
Методические приемы: беседа, наблюдение, исследование объекта, игровые приемы, физминутка, наглядный материал, вопросы к детям, проблемные вопросы.
Оборудование и материалы: картинки с изображением предметов посуды (в том числе чайного сервиза), стаканчики с теплой водой на каждого ребенка, сахар, соль, акварельные краски на каждого ребенка, кисточки, песок, крахмал, ложки на каждого ребенка, два стакана с горячей водой, шапочки-капельки воды (3-4 штуки), шапочки-сахар (конфетки), шапочки-песок, доска или мольберт, замороженные цветные ледышки, формочки для замораживания льда на каждого ребенка, волшебный платочек, значки – два желтых, красный, синий кружочки.
Активизация и обогащение словаря: плотный, крепкий, названия посуды, сервиз, чайный, растворяется, окрашивается, ледышка, льдинка, водица, частицы, оседает, крахмал, прозрачный и т.д.
Предшествующая работа: беседа о посуде, её назначении, о свойстве воды замерзать на морозе, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположены картинки с изображением предметов посуды (кастрюля, ведро, ложки, ножи, тарелка, стакан, кружки, чайник, чайник-заварник, чашка и др.), рассмотреть картинки и ответить на вопрос «Как одним словом называют предметы, изображенные на картинках? Для чего нужны чайник-заварник, обычный чайник и чашка? Как назвать посуду, предназначенную для приготовления чая?» (чайная). «А что необходимо взять, чтобы приготовить чай?» (воду – кипяток, сахар и заварку). Вместе с детьми делают вывод, что горячая вода растворяет частицы чая и сахара. «А вода комнатной температуры будет растворять вещества?». Затем воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и пройти в «лабораторию» (за столы) для того, чтобы исследовать некоторые свойства воды.
- Основная часть.
Дети садятся за столы, расположенные в два ряда. Воспитатель предлагает детям первого ряда взять небольшое количество соли и высыпать в стаканчик с водой комнатной температуры, затем аккуратно размешивать; а детям второго ряда – небольшое количество сахара и проделать с ним то же самое. Затем наблюдают, как соль и сахар растворились в воде. Предлагает детям попробовать воду на вкус. Делают вывод о том, что вода не только растворила вещества, но и приобрела их вкус.
Затем воспитатель предлагает определить, влияет ли температура на скорость растворения веществ. Где сахар растворится быстрее – в горячей воде или в воде комнатной температуры? (Вместе с одним ребенком размешивают сахар в воде: воспитатель - в горячей, а ребенок – в воде комнатной температуры). Наблюдают, делают вывод, что в горячей воде сахар (и другие вещества) растворяется быстрее.
Воспитатель ставит перед детьми проблемный вопрос: «А все ли вещества может растворить вода?». Предлагает детям первого ряда растворить небольшое количество песка, а детям второго ряда – небольшое количество крахмала. Наблюдают, как вещества, не растворяясь, оседают на дно стаканчика. Воспитатель предлагает детям сделать предположения, почему эти вещества не растворились в воде. Делают вывод о том, что не все вещества могут растворяться в воде, а только те, чьи частички достаточно малы, чтобы проникнуть между частичками воды. Затем пытаются растворить песок в горячей воде. Делают вывод, что и в горячей воде песок не растворяется.
Физминутка.
Воспитатель предлагает детям поиграть в малоподвижную игру «Ручеек». Для этого нескольким детям надеваются шапочки-капельки, а нескольким – шапочки-конфетки и шапочки-песок. Дети с шапочками капельками бегут ручейком, а дети с шапочками-конфетками и шапочками-песком – стоят врассыпную по группе.
Ручеек беги-беги,
Сахарочек раствори.
«Ручеек», пробегая между другими детьми, собирает только тех, у кого шапочки-конфетки, как бы растворяя их.
- Вторая часть занятия.
Садятся на свои места за столы. А какого цвета вода? (бесцевтная). Воспитатель предлагает детям попробовать растворить в воде краски: детям первого ряда – красную и желтую (по одному в паре), а детям второго ряда – желтую и синюю (также по одному в паре). Наблюдают и делают вывод, что краски тоже растворяются, при этом вода приобретает цвет красок. Воспитатель предлагает небольшое количество полученного раствора налить в форму для льда. Затем детям предлагается смешать растворы, оставшиеся в стаканчиках. Наблюдают образование новых цветов – оранжевого и зеленого. Эти растворы также наливают в форму для замораживания льда.
Затем воспитатель активизирует знания детей о том, что вода на морозе замерзает и предлагает проверить, не повлияло ли на способность воды замерзать на морозе то, что в ней растворились краски (формочки с растворами ставят в холодильник, а на следующий день вместе с детьми вытаскивают замерзшие льдинки, которые используют для украшения участка во время прогулки). Делают вывод о том, что вещества, растворенные в воде, не препятствуют ее замерзанию.
Последнюю часть занятия можно провести с использованием сюрпризного момента - Дед Мороз подарил воспитателю волшебный платочек, с помощью которого можно мгновенно заморозить воду, если сказать волшебные слова: «Замерзнет водица и в лёд превратится». Воспитатель накрывает платком формы с водой, вместе с детьми говорит слова и, быстро подменив формы, достает заранее замороженные льдинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.
Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»
ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...
Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства магнита» (занятие для детей старшего дошкольного возраста).
Материал будет полезен для педагогов и интересен для детей старшего дошкольного возраста....
«Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)
laquo;Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства»(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию "Воздух и его свойства""
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экпериментированию. ."Воздух и его свойства"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию ."Свойства песка"
Конспект занятия для детей старшего дошкольно возраста по экспериментированию "Свойства песка"...