Статья на тему дошкольное воспитание Информационно-педагогическая помощь семье дошкольника в воспитании ребенка.
статья (подготовительная группа)

Тихонова Марина Борисовна

                     Статья на тему дошкольное воспитание

       Информационно-педагогическая помощь семье         дошкольника в  воспитании ребенка.

Выполнила:Тихонова Марина Борисовна инструктор по физической культуре

Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат в среде педагогов и учащихся, самих учащихся, образовательного учреждения  и семьи.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому образовательные учреждения должны быть ведущими и направляющими организациями по отношению к семье. Безусловно, детский сад и школа должны определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр.

На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения семей, в которых воспитывается один ребёнок, увеличилось количество семей, где воспитанием занимается один родитель, 3% семей являются многодетными, 1% многодетных семей входит состав семей неполных. Профессиональный статус родителей свидетельствует о том, что 39 % всех родителей – рабочие, 26% - служащие, 4% - педагоги, 3% - работники МВД, 6% — врачи, медработники, увеличилось и количество домохозяек — 9%, большая часть, которых вынуждена, заниматься домашним хозяйством из-за сокращения кадров на предприятиях. Велика среди родителей доля временно не работающих - 1,3 %, пенсионеров и инвалидов - 0,2 %. Есть семьи, в которых временно не работают оба родителя. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в больших городах, чтобы каким-то образом содержать семью. Количественный показатель таких семей постоянно растёт. Отсутствие родителей и, даже при наличии родителей дома, нежелание их заниматься воспитанием детей в полной мере повышают вероятность совершения правонарушений подростками.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная информационно-педагогическая, просветительская помощь для решения задач родителей в области семейного воспитания.

Задачи родителей в области семейного воспитания:

Знать методику воспитания высоконравственной личности, здорового человека; иметь представление о правовой культуре, культуре безопасности жизнедеятельности; формировать целеустремлённость, готовность жить в обществе;владетьзнаниями в области психологии и физиологии ребенка на разных возрастных этапах его развития.

Создавать в семье   духовные условия для формирования личности ребёнка; подготовке к самовоспитанию и саморазвитию.

Владеть педагогическими приёмами при девиантном (отклоняющемся от норм и правил поведения в обществе, семье) поведении ребенка; оказывать помощь в социализации личности;осуществлять воспитательный процесс вместе с педагогами, осуществлять трудовое воспитание.

Информационно-педагогическая работа с родителями  может осуществляться в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ребенку - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

Основная задача педагога, осуществляющего информационно-педагогическую помощь-активизировать, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на  предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении и личности ребенка. Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена также на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Эта работа  может  осуществляться, как на федеральном, региональном  уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.)

Психологическое просвещение в условиях ДОУ чаще носит профилактический и образовательный характер.  В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Основными условиями, необходимыми для реализации информационно-педагогической помощи между ДОУ и семьей, являются следующие:

-изучение семей воспитанников учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

-открытость детского сада семье;

-ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Информационно-педагогическую работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: продумывание содержания и форм работы с родителям;проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

Большую роль играет установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе, воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка,также подбираютсяформы сотрудничества.

Все формы информационно-просветительской работы с родителями подразделяются на:

коллективные (массовые), индивидуальныеи наглядно-информационные;традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tihonova_m.b._-.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                     Статья на тему дошкольное воспитание

       Информационно-педагогическая помощь семье         дошкольника в  воспитании ребенка.

Выполнила:Тихонова Марина Борисовна педагог по физической культуре

Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат в среде педагогов и учащихся, самих учащихся, образовательного учреждения  и семьи.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому образовательные учреждения должны быть ведущими и направляющими организациями по отношению к семье. Безусловно, детский сад и школа должны определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр.

На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения семей, в которых воспитывается один ребёнок, увеличилось количество семей, где воспитанием занимается один родитель, 3% семей являются многодетными, 1% многодетных семей входит состав семей неполных. Профессиональный статус родителей свидетельствует о том, что 39 % всех родителей – рабочие, 26% - служащие, 4% - педагоги, 3% - работники МВД, 6% — врачи, медработники, увеличилось и количество домохозяек — 9%, большая часть, которых вынуждена, заниматься домашним хозяйством из-за сокращения кадров на предприятиях. Велика среди родителей доля временно не работающих - 1,3 %, пенсионеров и инвалидов - 0,2 %. Есть семьи, в которых временно не работают оба родителя. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в больших городах, чтобы каким-то образом содержать семью. Количественный показатель таких семей постоянно растёт. Отсутствие родителей и, даже при наличии родителей дома, нежелание их заниматься воспитанием детей в полной мере повышают вероятность совершения правонарушений подростками.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная информационно-педагогическая, просветительская помощь для решения задач родителей в области семейного воспитания.

Задачи родителей в области семейного воспитания:

Знать методику воспитания высоконравственной личности, здорового человека; иметь представление о правовой культуре, культуре безопасности жизнедеятельности; формировать целеустремлённость, готовность жить в обществе;владетьзнаниями в области психологии и физиологии ребенка на разных возрастных этапах его развития.

Создавать в семье   духовные условия для формирования личности ребёнка; подготовке к самовоспитанию и саморазвитию.

Владеть педагогическими приёмами при девиантном (отклоняющемся от норм и правил поведения в обществе, семье) поведении ребенка; оказывать помощь в социализации личности;осуществлять воспитательный процесс вместе с педагогами, осуществлять трудовое воспитание.

Информационно-педагогическая работа с родителями  может осуществляться в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ребенку - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

Основная задача педагога, осуществляющего информационно-педагогическую помощь-активизировать, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на  предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении и личности ребенка. Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена также на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Эта работа  может  осуществляться, как на федеральном, региональном  уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.)

Психологическое просвещение в условиях ДОУ чаще носит профилактический и образовательный характер.  В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Основными условиями, необходимыми для реализации информационно-педагогической помощи между ДОУ и семьей, являются следующие:

-изучение семей воспитанников учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

-открытость детского сада семье;

-ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Информационно-педагогическую работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: продумывание содержания и форм работы с родителям;проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

Большую роль играет установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе, воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка,также подбираютсяформы сотрудничества.

Все формы информационно-просветительской работы с родителями подразделяются на:

коллективные (массовые), индивидуальныеи наглядно-информационные;традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

Помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду.

С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми – ...

Статья на тему "Роль музыкального воспитания в семье дошкольника"

Статья для родителей о том,как можно в домашних условиях разнообразить досуг с ребёнком....

Статья на тему"Детско-родительские отношения в семье дошкольников"

В стаье говорится о роли семьи  в развитии у ребенка мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания .Перечислены принципы семейного воспитатания....

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....

Статья на тему: «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»

Все родители мечтают, что их дети будут расти здоровыми, сильными, крепкими, выносливыми. Но часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет их се...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...