Эти мудрые русские сказки!
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Способствовать развитию интереса сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_mudrye_russkie_skazki.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: Эти мудрые русские сказки!
Образовательная область: « Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная группа
ФИО и должность автора: Закутилина Валентина Дмитриевна, воспитатель
Территория: г. Саяногорск
Место работы: МБДОУ детский сад № 20«Дельфин»
Дата проведения занятия 15.02.2022г
Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия: занятие-путешествие.
Цель: Способствовать развитию интереса сказками.
Задачи:
- познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками,
- развивать интерес к русским сказкам,
- воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл.
Методы и приемы: беседа, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение, использование художественного слова; дидактические игры.
Оборудование: Сказочная и волшебная музыка, ИКТ.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, подвижная игра
Индивидуальная работа: Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов на заданный вопрос.
Ход образовательной деятельности
Этапы образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации развития и психолого- педагогические условия |
Вводная часть (Организационный и мотивационный моменты) | Звучит музыка | Ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут. Сказка по лесу идет, Сказка за руку ведет, Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот. И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой, Обожаемые сказки слаще ягоды любой. В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит, Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт. Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет. Русская народная, но доселе модная! - Ребята, вы любите сказки? | Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа.
| Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с детьми. |
Основная часть | Показ иллюстраций к сказкам Игра Детям предлагается схема сказки «Теремок» Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» Игра Игра Подвижная игра Игра интерактивная | Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. - Назовите сказки, какие вы знаете? - В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. - Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают? - А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила? - В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. - Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? - Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса? - Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? - Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси лебеди»? - А чему учит сказка «Хаврошечка»? - У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убивал на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки… - Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она учит. Угадайте, что это за сказка? - Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы. Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе. (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку - Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар - птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно! А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер. Предлагаю изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д. «Знаешь ли ты сказки?» 1. Героям, каких сказок помогли животные? 2.Каким заветным словом они их призывали ? 3. В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось? 4. Где хранилась смерть Кащея в сказке «Царевна-лягушка»? 5. Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда? 6.Как называется сказка похожая на «Теремок»? - Ребята, вам нравится сказка про Бабу- ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках? - Баба – яга в сказках бывает разная. Давайте вспомним сказки, где Баба – яга страшная, коварная, злая? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) - А теперь вспомните, где Баба – яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – яга. А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу – ягу. (Дети изображают) (Самая страшная Баба – яга выходит в центр с метлой) Дети ее дразнят: Баба – яга, костяная нога, С печки упала, Ногу сломала. Пошла в огород, Испугала народ. Побежала в баньку, Испугала зайку. (Баба – яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает) - Самая добрая Баба – яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых. «Народные сказки» 1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках? - Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец 2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках? - Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка 3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? - Один, Два, Три, Четыре 4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк? - Колобок, Пирожок, Кашу, Машу 5. Какая русская сказка существует? - «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы». 6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил? -Снегурочку,-Золушку, Падчерицу 7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе? - В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце. 8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке? - Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле? - Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки? 9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки? -С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем. - С Емелей, С перелётными утками. 10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»? -Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей. 11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это… -Щука, Сом, Кит, Акула. | Ответы детей Дети слушают, отвечают на вопросы Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа. | Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом. Создание условий для развития коммуникативных способностей детей |
Заключительная часть | Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? - Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. - А что будет, если у народа не будет сказок? - Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности. | Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа. | Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом. | |
Рефлексия | Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете русские народные сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. Я предлагаю нарисовать свою любимую сказку. | Словесный метод, позволяющий привлечь внимание детей и дающий положительный, эмоциональный настрой |
Литература:
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
- «Ознакомление дошкольника с художественной литературой и развитием речи» О. С. Ушакова, ООО ТЦ Сфера, 2011 г.
- «Знакомим дошкольника с литературой» ООО ТЦ Сфера, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта"Эти мудрые русские сказки"
В презентации даны цели, задачи проекта, планируемый результат при работе со сказкой....
Занятие по познавательному развитию в старшей группе.Тема: "Эти мудрые русские сказки!"
Интегрированное занятие по познавательному развитию с конструированием из природного материала....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Эти мудрые русские сказки!»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКАМ...
Проект «Эти мудрые русские сказки»
Корреккция речевого развития детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок,приобщение детей к миру художественной литературы, развитие интереса к чтению русских народн...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Эти мудрые русские сказки"
конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы
Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....
Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»
Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка» с использованием технологии "СИНКВЕЙНА"...