Познавательно – исследовательская деятельность Тема: "Свойства бумаги"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность
Тема: «Свойства бумаги»
Возраст: Средняя группа.
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги.
Задачи:
- дать первоначальные знания об изобретении бумаги;
- помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
- учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.
- активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.
- воспитывать наблюдательность, внимание.
Предварительная работа:
- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;
- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Оборудование: у каждого ребёнка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага»
С. Михалкова
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока ничья не тронула рука...
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?...
- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Верно, о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю:
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифлёная)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.
- Теперь ещё раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)
- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнётся сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнётся и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
Итак, бумага легко мнётся и совсем не разглаживается, не становится прежней.
Физ. минутка. «Осенние листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети выполняют движения с листиками из бумаги).
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
Мы выяснили, что бумага легко режется ножницами.
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Значит, бумага ещё и рвётся.
Вывод: бумага мнётся, режется, рвётся.
- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдёт с бумагой? (ответы детей)
- Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная.
- Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
Значит, на бумаге можно писать, рисовать.
- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)
Итог занятия
- Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД:
- бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;
- бумага шуршит, легко мнётся, не принимает прежнюю форму;
- бумага легко режется, рвётся; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Мир бумаги"
Знакомство детей с различными видами бумаги через поисковую деятельность....
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...
Познавательно-исследовательский проект «Чудеса бумаги».
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное о...
Познавательно – исследовательский проект «Волшебная бумага»
Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, ее видах, свойствах, о значении бумаги в жизни человека.Формировать представления детей о разнообразии бумаги, значении в жизни человека. По...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»
Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"...
Педагогический познавательно-исследовательский проект "Волшебная бумага"
Педагогический познавательно-исследовательский проект «Волшебная бумага» направлен на изучение свойств бумаги. Создан для воспитателей, работающих с детьми средних групп (4-5 лет). В ...