Познавательно – исследовательский проект «Волшебная бумага»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, ее видах, свойствах, о значении бумаги в жизни человека.
Формировать представления детей о разнообразии бумаги, значении в жизни человека. Познакомить детей с историей появления бумаги.
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно – исследовательский проект в средней группе «Волшебная бумага» | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Волшебная бумага»
- Тема проекта: «Волшебная бумага».
- Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна.
- Тип проекта: познавательно - исследовательский.
- Сроки проекта: краткосрочный 12.09.2018 – 19.09.2018
- Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, ее видах, свойствах, о значении бумаги в жизни человека.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о разнообразии бумаги, значении в жизни человека. Познакомить детей с историей появления бумаги.
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения.
Актуальность проекта:
В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки, изготовления денег, фотографий. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности.
Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требуется большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования ножницами, иглой, клеем, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Работа с бумагой способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства, так как позволяет сделать подарок своими руками.
Предполагаемый результат проекта:
Сформированы представления о разнообразии бумаги, ее свойствах.
Сформированы знания об истории появления бумаги, значении бумаги в жизни человека.
Сформированы представления о необходимости бережного использования бумаги.
Предполагаемый продукт проекта:
Цикл занятий, способствующий знакомству детей с разнообразием бумаги, ее свойствами, применением.
Продуктивная деятельность детей.
Презентация «Волшебная бумага».
Создание альбома «Такая разная бумага».
Выставка творческих работ детей «Волшебная бумага».
Основные формы реализации проекта:
Интегрированные занятия.
Беседы с детьми.
Рассматривание иллюстраций, наглядно – дидактического материала.
Чтение художественной литературы.
Игры: дидактические, пальчиковые, сюжетно – ролевые, подвижные.
Продуктивная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями:
Консультирование родителей о теме, целях и содержании проекта.
Привлечение родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта.
Привлечение родителей к участию в ООД.
Консультация для родителей «Работа с бумагой».
Консультация для родителей «Волшебный мир квиллинга».
Участие родителей в изготовлении поделок из бумаги.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Что было до…: Игры путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.).- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.
- Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 272с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. - 344с.
- Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. – Волгоград: Учитель, 2005. - 78с.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет / под ред. Комаровой Т.С. М.: АРКТИ, 2003. - 96с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез, 2005. - 96с.
- Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста. Т 1. – Обнинск: Принтер, 1999. – 202с.
- Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста. Т 2. – Обнинск: Принтер, 1999. – 262с.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие речи. -, Ярославль: издательство Академия развития, 1998.
- Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Бумага. Опыты и эксперименты для детей», СФЕРА, СПб, 2009.
Содержание проекта:
1.Подготовительный этап:
Определение темы, цели, задач, актуальности проекта.
Изучение и подбор познавательной литературы по теме проекта, музыкального оформления.
Составление плана основного этапа проекта.
Подготовка материалов к продуктивной деятельности.
Пополнение развивающей среды (образцы бумаги, литература).
2. Основной этап:
Организация различных видов совместной деятельности с детьми по ознакомлению со свойствами бумаги, ее разнообразием, значением в жизни человека:
- опытно – исследовательская деятельность;
- описание свойств бумаги;
- изучение свойств бумаги;
- выбор бумаги для различных видов деятельности;
- изготовление поделок из бумаги.
Привлечение родителей к изготовлению наглядно – дидактического материала.
Участие родителей в изготовлении поделок из бумаги.
Индивидуальные консультации для родителей.
Просмотр презентации про бумагу.
3. Заключительный этап:
Выставка творческих работ детей «Волшебная бумага».
Создание альбома «Такая разная бумага».
Оформление материалов проекта.
Анализ результатов проекта.
Планирование работы по реализации проекта «Волшебная бумага».
Познавательная деятельность:
Цель: Расширять представления детей о свойствах бумаги, значении бумаги в жизни людей. Учить экономно расходовать бумагу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Беседа «Что было до бумаги?»
Беседа «Бумаге – вторую жизнь!»
Беседа «Свойства бумаги»
Беседа «Правила работы с ножницами».
ООД «Как изготавливают бумагу?»
ООД «Такая разная бумага»
ООД «Волшебница Бумага»
Продуктивная деятельность:
ООД «Осенний лес»
ООД «Коллекционер бумаги»
ООД «Удивительная бумага»
Оформление альбома «Такая разная бумага»
Коммуникативная деятельность:
Пословицы и поговорки про бумагу.
Пословицы и поговорки о труде.
Составление сказок о поделках. Загадки о бумаге С. Костенко.
Стихи: «Я листок бумажный», «В сказочном царстве», «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев. «Лист бумаги» С. Михалков. «Смешной цветок» А. Барто.
«Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко.
«Простой листок бумаги» Н. Колесова.
«Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин.
«Сказка о бумажной фее». З. Литвинова.
«Сказка о бумажном маге».Ю. Марковцев.
«Сказка о бумажной балерине». Д. Новак.
«Сказка о чистом листе бумаги». Е. Сосна.
Игровая деятельность:
Цель: Учить детей классифицировать бумагу по одному признаку, узнавать бумагу по описанию, описывать свойства бумаги. Расширять представление о значении бумаги в жизни людей.
Дидактические игры: «Колобок», «Вид бумаги назови», «Найди такой листочек», «Угадай, из какой бумаги?», «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает», «Определи на ощупь».
Пальчиковая гимнастика: «Лист бумаги мы сжимаем», «Вот помощники мои», «Мы бумагу рвали, рвали».Дыхательная гимнастика «Бумажный комочек».
Подвижная игра «Смотай свиток», «Найди бумагу».
Сюжетно – ролевые игры: «В мастерской», «Школа искусств», «Бумага – доктор».
Опытно – исследовательская деятельность:
Изучение свойств бумаги, опыты, экспериментирование.
Оценочный лист «Создание условий для знакомства с бумагой и ее свойствами в группе детского сада»
Элементы предметно-развивающей среды | Наличие | Отсутствие |
1 Наличие методической литературы у воспитателей по теме проекта. | ||
2 Наличие в группе наглядного материала (картин, иллюстраций, схем) и т.д. | ||
3 Материалы и инструменты для работы с бумагой. | ||
4 Материалы и инструменты для экспериментирования с бумагой. | ||
5 Бумага разная по форме и структуре. | ||
6 Краски (гуашь, акварель). | ||
7 Простые карандаши и ластик. |
Оценочный лист.
«Анализ планирования воспитательно-образовательной работы».
Направления воспитательно-образовательной работы | наличие | отсутствие |
Общие вопросы (режимы, сетка занятий, сведения о индивидуальных особенностях детей) | ||
Планирование занятий по работе с бумагой | ||
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций и др. | ||
Планирование работы по работе с бумагой вне занятий. | ||
Дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции. | ||
Наличие материалов и оборудования для экспериментальной деятельности. | ||
Взаимосвязь с другими направлениями воспитательно-образовательной работы: развитие речи, музыкальное воспитание и т.д. | ||
Сотрудничество с родителями |
Уровневые характеристики развития знаний о свойствах бумаги, методах работы с ней.
Низкий | Не проявляет интерес и желание работать с бумагой. Не владеет основными способами работы с бумагой. Классифицирует виды бумаги при помощи взрослого. К самостоятельной экспериментальной деятельности обращается при активном напоминании взрослого. Не владеет умением делать выводы. |
Средний | Проявляет не устойчивый интерес и потребность к работе с бумагой. Владеет основными способами работы с бумагой. Классифицирует виды бумаги. Проявляет слабый интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности. Владеет умением делать выводы при помощи взрослого. |
Высокий | Обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность работать с бумагой. Владеет различными способами работы с бумагой. Самостоятельно классифицирует виды бумаги. Проявляет постоянный интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности. Владеет умением делать выводы и отстаивать свою точку зрения, умело и активно применяет полученные знания и умения. Умело владеет и активно использует способы изображения предметов, явлений, при работе с бумагой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально - исследовательский проект "Волшебный мир бумаги"
Структура проекта с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Волшебный мир бумаги". В рамках проекта дети получают знания через опытно - практическую и исследовательскую деятельность....
Познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»
Проект - лауреат фестиваля "Детский сад - Наукоград" 2015.Дать ребенку возможность самостоятельно, через личное участие в опытах, экспериментах и творческих занятиях открыть для себя богатый...
Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа)
Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства д...
Педагогический познавательно-исследовательский проект "Волшебная бумага"
Педагогический познавательно-исследовательский проект «Волшебная бумага» направлен на изучение свойств бумаги. Создан для воспитателей, работающих с детьми средних групп (4-5 лет). В ...
Исследовательский проект "Волшебный мир бумаги" номинация: естественные науки
Исследовательская работа «Волшебный мир бумаги»Номинация : естественнонаучная....
Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»
Творческо-исследовательский проект в средней группе "Волшебный мир бумаги"...
Презентация к творческо-исследовательскому проекту "Волшебный мир бумаги"
Тип проекта: долгосрочный (01.10.2022 – 30. 05.2023), групповой.Возрастная группа: дети среднего дошкольного возраста. Цель: создание условий для развития познавательной активности дошколь...