Картотека игр для детей с ТМНР
картотека
Картотека игр для детей с ТМНР
Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.
Актуальность:
Счастье - это когда тебя понимают. Но как понять ребенка, который не может говорить? Как общаться с детьми, у которых имеются нарушения в развитии?
Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.
Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.
«Водичка, водичка»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды
Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Алексееву Никите эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.
«Игра с фасолью».
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики
В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,
«Шишка»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Различные манипуляции с сосновыми шишками: катание шишки в ладонях, на столе, сжимание шишки в ладонях, перекладывание шишки из одной емкости в другую.
«Кулак- ребро- ладонь»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак)-
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).
«Рубим капусту»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.
«Барабан»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Постучать каждым пальцем руки.
«Здравствуйте»
Цели: формирование умения приветствовать собеседника жестом, звуком, словом.
Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
« Паравозик»
Цели: формирование умения находить контакт друг с другом
Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.
«Зеркало»
Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
« Держи мяч»
Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения
В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.
Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.
Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.
« Любимая игрушка»
Цели: формирование умения находить контакт друг с другом
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами: изменение положения тела с помощью поворотов;
- обведение контура тела массажным мячиком;
- обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;
- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
- рисование на спине тактильными ладошками;
- прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;
- раскачивание на качелях или в гамаке;
- перекатывание со спины на живот;
- заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;
- пролезание в ограниченное пространство;
- толкание тяжелых предметов;
- растягивание эластичных лент;
- балансирование на гимнастических мячах;
- катание на животе на роликовой доске;
- ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;
- прохождение лабиринтов, преодоление препятствий; лазание по тренажерным стенкам;
- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
перетягивание каната;
- движения под музыку, пение песен с движениями; подражание позам и очередности движений;
- работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.
- использование фена;
- втираниекрема;
- примерка шапок, перчаток, носков;
- обведение контура тела массажным мячиком;
- обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;
- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
- рисование на спине тактильными ладошками;
- поглаживание различных частей тела с их называнием;
- постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;
- ощупывание тела ребёнка его руками;
- опутывание тела ребёнка ленточками;
- прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;
- обрызгивание жидкостью различных температур;
- контакт с игрушками различных температур;
- посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;
- заворачивание ребёнка в плотную ткань;
- оставление цветных отпечатков;
- вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;
- удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;
- держание вибрирующих игрушек;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_detey_s_tmnr.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.
Актуальность:
Счастье - это когда тебя понимают. Но как понять ребенка, который не может говорить? Как общаться с детьми, у которых имеются нарушения в развитии?
Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.
Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.
«Водичка, водичка»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды
Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Алексееву Никите эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.
«Игра с фасолью».
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики
В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,
«Шишка»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Различные манипуляции с сосновыми шишками: катание шишки в ладонях, на столе, сжимание шишки в ладонях, перекладывание шишки из одной емкости в другую.
«Кулак- ребро- ладонь»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак)-
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).
«Рубим капусту»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.
«Барабан»
Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
Постучать каждым пальцем руки.
«Здравствуйте»
Цели: формирование умения приветствовать собеседника жестом, звуком, словом.
Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
« Паравозик»
Цели: формирование умения находить контакт друг с другом
Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.
«Зеркало»
Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
« Держи мяч»
Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения
В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.
Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.
Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.
« Любимая игрушка»
Цели: формирование умения находить контакт друг с другом
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами: изменение положения тела с помощью поворотов;
- обведение контура тела массажным мячиком;
- обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;
- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
- рисование на спине тактильными ладошками;
- прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;
- раскачивание на качелях или в гамаке;
- перекатывание со спины на живот;
- заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;
- пролезание в ограниченное пространство;
- толкание тяжелых предметов;
- растягивание эластичных лент;
- балансирование на гимнастических мячах;
- катание на животе на роликовой доске;
- ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;
- прохождение лабиринтов, преодоление препятствий; лазание по тренажерным стенкам;
- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
перетягивание каната;
- движения под музыку, пение песен с движениями; подражание позам и очередности движений;
- работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.
- использование фена;
- втираниекрема;
- примерка шапок, перчаток, носков;
- обведение контура тела массажным мячиком;
- обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;
- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
- рисование на спине тактильными ладошками;
- поглаживание различных частей тела с их называнием;
- постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;
- ощупывание тела ребёнка его руками;
- опутывание тела ребёнка ленточками;
- прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;
- обрызгивание жидкостью различных температур;
- контакт с игрушками различных температур;
- посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;
- заворачивание ребёнка в плотную ткань;
- оставление цветных отпечатков;
- вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;
- удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;
- держание вибрирующих игрушек;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей старшего возраста группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ТМНР. Тема: «Кошка»
Представлен конспект НОД для детей с ТМНР....
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»
В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....
Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с ТМНР
Голоса животных Покажите ребёнку игрушечную корову или изображение и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку:...
Картотека пальчиковых игр для детей с ТМНР
Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие психических процессов: мышление, внимание, память и речь....
Картотека игровых упражнений для детей с ТМНР.
Подборка игр с водой , песком и другими материалами ....
Картотека игр для развития эмоционального общения детей с ТМНР
Игры для развития эмоций и речи для детей с ТМНР...