Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с ТМНР
картотека по коррекционной педагогике
Голоса животных
Покажите ребёнку игрушечную корову или изображение и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!»,
собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.
Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить ребёнка отгадать, кто подает голос.
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Музыкальные игрушки
Продемонстрируйте ребёнку игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.
Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-
динь!», барабан: «Бум-бум!»
После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике Стимулируйте ребёнка повторять за вами движения
звукоподражания. Потом пусть ребёнок по вашему звукоподражанию угадает и укажет какой музыкальный инструмент изобразили.
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что делает Ляля?
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.
Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп).
4
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что вокруг тебя?
Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта.
Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. Попросите ребёнка выполнять указанные действия, в то время как вы будете называть звуки. Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что в мешочке?
Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. Д останьте одну из игрушек и спросите у ребёнка : «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос.
Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными яс– лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» . Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Тук-тук!
Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).
Игра стимулирует ребенка произносить знакомые звукоподражания.
Кто как голос подает?
Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!»,
лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!»,
цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!»
Пусть ребёнок по вашим звукоподржаниям на изображениях отыщет нужного животного.
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
Кто в окошечко глядит?
Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Поворачивайте домик каждой из сторон к ребёнку и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, ребёнку нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква),
5
ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
6
Кто как говорит?
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Показывайте их ребёнку и озвучивайте.
Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, в то время как вы будете называть голоса животных. Умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Пусть ребёнок заметит ошибку.
Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания, исправляя вас.
Сюрприз
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и
скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите егооткрыть коробку.
Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте
образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы
ребёнок открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …».
Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка».
Тут и там
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите ребёнку игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка
скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите
игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно
сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-
под стола и скажите ребёнку: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то
доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там
зайка!». Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите ребёнка: «Где зайка?» На что
ребёнок, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?»
Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте
малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру.
Игра способствует произнесению фразы из двух слов.
Непослушные игрушки
Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите,
обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы.
следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди, на, стой, или, лежи.
Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении.
Назови (Нужны карточки для игры)
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ .Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним
7
словом. Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки)
КАКОГО ЦВЕТА? Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.
КАКОЙ ФОРМЫ? Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной)
формы. Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.) Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок
говорит, какой формы этот предмет. Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или
нет. Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. Другой вариант игры: взрослый называет сразу три
предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ручка, солнце, яблоко.
Поезд
Для игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка.
Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к
нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте ребёнку еще несколько кубиков. Когда ребенок будет
ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет
готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!»
На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в
ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд
и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!»
следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», « Ай-ай-ай! Сломался поезд!» Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность.
Дай задание игрушкам
Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный
стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку
на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух
слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!»
Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно
ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги.
Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.
Кто что делает?
Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол.
Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку».
Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик.
Спросите ребёнка о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку.
Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку».
В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах.
Строитель
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный
8
предмет.
Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке.
помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.
Слепи
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку
приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание
соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка).
Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом.
Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки.
Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов.
Кто ты?
Изобразите доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребёнок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» Ребёнок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность.
Что бывает…. Какое бывает…
Подготовьте по три изображения к указанным параметрам:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Пусть ребёнок для каждого параметра из ряда изображений выберет нужные предметы.
Что можно делать с … С чем можно делать…
Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Кто что делает
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…" "Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
9
лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают.
снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?" "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т.д.
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри
названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.
Кому что нужно
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы)) ему может
понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
Как можно узнать…
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
высохла ли рубашка? (потрогать)
сладкий ли чай? (попробовать)
пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
есть ли вода в стакане? (посмотреть)
есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
работает ли пылесос? (включить)
одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
интересная ли книжка? (прочитать)
мягкий ли хлеб? (пощупь)
Подъемный кран
Цель игры – тренировка мышц рта.
Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами перенести их на стул.
10
Если детали окажутся чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_korrektsionnyh_igr.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с ТМНР
Голоса животных
Покажите ребёнку игрушечную корову или изображение и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!»,
собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.
Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить ребёнка отгадать, кто подает голос.
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Музыкальные игрушки
Продемонстрируйте ребёнку игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.
Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-
динь!», барабан: «Бум-бум!»
После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике Стимулируйте ребёнка повторять за вами движения
звукоподражания. Потом пусть ребёнок по вашему звукоподражанию угадает и укажет какой музыкальный инструмент изобразили.
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что делает Ляля?
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.
Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп).
4
Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что вокруг тебя?
Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта.
Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. Попросите ребёнка выполнять указанные действия, в то время как вы будете называть звуки. Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Что в мешочке?
Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. Д останьте одну из игрушек и спросите у ребёнка : «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос.
Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными яс– лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» . Игра направлена на активизацию использования звукоподражания.
Тук-тук!
Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).
Игра стимулирует ребенка произносить знакомые звукоподражания.
Кто как голос подает?
Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!»,
лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!»,
цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!»
Пусть ребёнок по вашим звукоподржаниям на изображениях отыщет нужного животного.
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
Кто в окошечко глядит?
Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Поворачивайте домик каждой из сторон к ребёнку и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, ребёнку нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква),
5
ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
6
Кто как говорит?
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Показывайте их ребёнку и озвучивайте.
Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, в то время как вы будете называть голоса животных. Умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Пусть ребёнок заметит ошибку.
Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания, исправляя вас.
Сюрприз
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и
скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите егооткрыть коробку.
Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте
образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы
ребёнок открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …».
Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка».
Тут и там
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите ребёнку игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка
скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите
игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно
сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-
под стола и скажите ребёнку: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то
доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там
зайка!». Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите ребёнка: «Где зайка?» На что
ребёнок, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?»
Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте
малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру.
Игра способствует произнесению фразы из двух слов.
Непослушные игрушки
Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите,
обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы.
следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди, на, стой, или, лежи.
Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении.
Назови (Нужны карточки для игры)
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ .Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним
7
словом. Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки)
КАКОГО ЦВЕТА? Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.
КАКОЙ ФОРМЫ? Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной)
формы. Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.) Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок
говорит, какой формы этот предмет. Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или
нет. Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. Другой вариант игры: взрослый называет сразу три
предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ручка, солнце, яблоко.
Поезд
Для игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка.
Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к
нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте ребёнку еще несколько кубиков. Когда ребенок будет
ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет
готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!»
На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в
ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд
и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!»
следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», « Ай-ай-ай! Сломался поезд!» Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность.
Дай задание игрушкам
Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный
стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку
на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух
слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!»
Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно
ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги.
Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.
Кто что делает?
Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол.
Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку».
Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик.
Спросите ребёнка о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку.
Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку».
В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах.
Строитель
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный
8
предмет.
Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке.
помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.
Слепи
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку
приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание
соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка).
Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом.
Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки.
Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов.
Кто ты?
Изобразите доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребёнок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» Ребёнок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность.
Что бывает…. Какое бывает…
Подготовьте по три изображения к указанным параметрам:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Пусть ребёнок для каждого параметра из ряда изображений выберет нужные предметы.
Что можно делать с … С чем можно делать…
Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Кто что делает
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…" "Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
9
лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают.
снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?" "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т.д.
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри
названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.
Кому что нужно
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы)) ему может
понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
Как можно узнать…
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
высохла ли рубашка? (потрогать)
сладкий ли чай? (попробовать)
пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
есть ли вода в стакане? (посмотреть)
есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
работает ли пылесос? (включить)
одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
интересная ли книжка? (прочитать)
мягкий ли хлеб? (пощупь)
Подъемный кран
Цель игры – тренировка мышц рта.
Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами перенести их на стул.
10
Если детали окажутся чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека коррекционных игр и упражнений
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата...
Коррекционые игры и упражнения для детей.
Коррекционные игры и упражнения для агрессивных, застенчивых,тревожных детей ,а также детей с ЗПР,СДВГ....
Картотека коррекционных игр и упражнений
Двигательная активность - биологическая активность организма, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.Игра является сокровищницей челове...
Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения
Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения Игра "Волшебный платочек" На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину пл...
Коррекционные игры и упражнения для детей на тему "Зима"
Игра с песком (фоном легкая музыка)Давайте поиграем, а я вместе с вами. Слушайте внимательно задание.Я загадываю загадку, а ответ вы рисуете на песке.Принесла зима мороз (рисуем снежные узоры)Снег, (с...
Картотека игровых упражнений для детей с ТМНР.
Подборка игр с водой , песком и другими материалами ....
Картотека игр для развития эмоционального общения детей с ТМНР
Игры для развития эмоций и речи для детей с ТМНР...