РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.a.s.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способностей, приобретения опыта познания. Формирование и развитие учебнопознавательной деятельности дошкольников - одна из актуальных проблем. Формирование творческой поисковой активности, инициативы происходит под влиянием общества. Но развитие общества - процесс непрерывный. Это постоянное обновление и усложнение всех условий и сторон жизни и деятельности человека, новые проблемы международной и внутренней жизни общества, новые научные открытия, стремительный бег научно-технического прогресса, изменение характера и содержания труда под влиянием внешней среды - все это ставит и перед педагогом, и перед воспитанником, и перед самим процессом обучения новые и более сложные задачи. Их поиск и решение активно осуществляется наукой и практикой. Концепция непрерывной системы национального воспитания предусматривает умственное развитие детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений; начала основ трудового воспитания; привлечение детей к культуре, искусству; психологическую подготовку детей к обучению в школе, обеспечение познавательной активности, развитие творческих и художественных способностей в различных видах детской деятельности. Целесообразно обратить внимание на то, что в современной концепции дошкольного образования заложен подход к личности как к субъекту собственной деятельности. Ребенок рассматривается как ценность, как активная творческая личность. Внедрение личностно ориентированной модели образования предопределяет необходимость развития детей в различных сферах их жизни. Ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследовательской деятельности, экспериментировать, элементарно изучать окружающий мир. Дошкольный возраст сензитивный и наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, который составляет основу творческой деятельности. Взрослый должен создавать все условия для того, чтобы ребенок сам мог вести поисково-исследовательскую деятельность, решать различные вопросы по-своему. Современные психолого-педагогические труды в контексте проблемы формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста раскрывают сущность познавательной деятельность, ее структуру - типы, виды, компоненты, основные формы проявления, критерии, показатели и уровни, индивидуальный рост познавательной активности детей, выделяют ряд средств ее развития. Вместе с тем, изучение массовой практики воспитания и обучения показывает, что в последние годы в условиях переходного общества и реформирования системы дошкольного образования, распространения массовой культуры, усиление влияния средств массовой информации в современной практике интерес детей к процессу обучения, научному поиску постепенно снижается. Эти явления обусловлены как общими социальными факторами, так и особенностями современного состояния системы образования, педагогической науки в России. При таких обстоятельствах повышается актуальность исследования теоретических и практических аспектов развития познавательной деятельности с учетом потребностей сегодняшнего дня. Определение понятия «активность» в трудах философов, педагогов, психологов также вытекает из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. В некоторых исследованиях активность рассматривается как широкая, всеобъемлющая категория, которая включает в себя деятельность. Последняя же трактуется при этом как специфическая для социальной системы форма активности, т.е. активность выступает относительно деятельности родовым понятием. В.Е. Милерян определяет активность как чрезвычайно высокий этап развития деятельности. Поэтому, по мнению автора, понятие «активность» шире, чем «деятельность». В работах других ученых эти понятия отождествляются. У Г.И. Щукиной это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученной задачи»; у Т.Н. Доленко - «сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимое для усвоения знаний, формирования умений и навыков». Познавательная активность проявляется в умении ребенка видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения, формировать свое мнение об изученных явлениях. Познавательная активность - это интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется в процессе обучения и влияет на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития ребенка; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса. То есть познавательная деятельность - особая, потому что субъектом ее является воспитанник, ученик, при этом формируется его сознание, интеллект. Итак, под познавательной активностью будем понимать черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, которая предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также проявляется в качестве познавательной деятельности. В своей сути поисковая учебно-познавательная деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и длительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мысли тельных процессов в особом аналитико-прогностическом режиме, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями. Этим поисковая деятельность как технология обучения отличается от технологий эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи в одной группе образовательных технологий.
Литература 1. Головань Т.С. Познавательный интерес как фактор повышения эффективности процесса обучения / Т.С. Головань // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 15-17. 2. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 56-59. 3. Дабижа Л. Развивать творческий потенциал / Л. Дабижал // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 10-11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.
Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...
Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников
сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...
Формы организации познавательной деятельности дошкольников в подготовительной группе
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Свойства воды"...
Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»
laquo;Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников
На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. Экскурсия является наглядным м...
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...