Консультация - "Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ"
консультация

Шелундова Светлана Геннадьевна

Текст консультации с презентацией.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие музыкального руководителя

с воспитателями и специалистами ДОУ»

Слайд 1

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. На это обращали внимание такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова. Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования, состоящего из таких аспектов, как музыкальное обучение, музыкальное воспитание и музыкальное развитие.

Слайд 2

Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

 - приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

 - продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

 - во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда, а именно – на музыкальных занятиях, в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, засыпание, подъём и др.), на других занятиях, досугах и праздниках.

Потому что звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада и является источником особой детской радости.

Слайд 3

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится ему при слушании музыки, обучении пению, т. е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.

Слайд 4

Применение музыки в повседневной жизни детей осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей (организации общих праздников, досугов различной тематической направленности совместно с другими специалистами и педагогами, тем не менее, где музыка играет существенную роль).

Внутри возрастной группы с помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работу всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают:

 - совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

 - взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

 - взаимо-посещение занятий с последующим обсуждением;

 - организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

 - совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;

 - совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

 - совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

 - организацию смотров-конкурсов, проектов;

 - составление музыкально-профессиональной фонотеки;

 - совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

 - ведение специального чата по вопросам музыкального развития детей для более быстрого обмена и распространения информации.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Слайд 5

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи:

  1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
  2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей, может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте.

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми.

В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке, а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение.

Примерное расписание звучания фоновой музыки и примерный репертуар для детей старшего дошкольного возраста (время звучания музыки и репертуар корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей) приведены ниже в таблице:

Слайд 6

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

Примерный музыкальный репертуар для детей старшего дошкольного возраста

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный, повышающий жизненный тонус и настроение

Э. Григ – «Утро»;

И. С. Бах – «Шутка»;

И. Штраус – Вальс «Весенние голоса»

П. И. Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)

8.40 – 9.00

Уверенный, активный, возбуждающий

В. А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал);

М. И. Глинка – «Камаринская»;

В. А. Моцарт – «Турецкое рондо»;

П. И. Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

9.00 – 10.00

Концентрирующий внимания, организующий

И. С. Бах –«Ария»;

А. Вивальди - «Времена года» («Весна», «Лето»);

С. С. Прокофьев - «Марш»;

Ф. Шуберт – «Музыкальный момент"

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный, успокаивающий

М. И. Глинка – «Жаворонок»;

А. К. Лядов – «Музыкальная табакерка»;

К. Сен-Санс - «Лебедь»;

Ф. Шуберт – «Серенада»

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

К. Дебюсси – «Облака»;

А. П. Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета;

К. В. Глюк – «Мелодия»;

Л. Бетховен «Лунная соната»

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением. Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.

Слайд 7

Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», где в распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, не озвученные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, музыку и песни собственных «сочинений».

В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.

Слайд 8

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

Слайд 9

Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя и учителя-логопеда. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль и фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания.

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, более эффективно решаются все педагогические задачи образовательного учреждения в целом, и в частности жизнь каждого воспитанника ДОУ наполняет новым содержанием, что способствует их разностороннему, в том числе творческому развитию. Слайд 10

Подготовлено музыкальным руководителем Шелундовой С. Г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МАДОУ Детский сад №22 «Город детства» (2 корпус) –

«Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ» (7.11.2022г.)

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ.

Формы проведения, темы педагогического просвещения воспитателей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ СПРАВКА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ.

Детство - лушая пора в жизни человека, от того, каким оно будет, какие книги ребёнок прочтёт и какую музыку будет слушать и морально - эстетическое развитие маленького гражданина зависит от нас - педа...

Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ»

Актуальность проблемы:Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?Воспитатель осуществляет в основном всю педагоги...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста....