МЕТОДИЧЕСКАЯ СПРАВКА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ.
методическая разработка на тему

Карпова Любовь Афанасьевна

Детство - лушая пора в жизни человека, от того, каким оно будет, какие книги ребёнок прочтёт и какую музыку будет слушать и морально - эстетическое развитие маленького гражданина зависит от нас - педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_spravka.docx28.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И

СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ.

                                                                                                     

   Подготовила

Карпова Л. А.,

музыкальный руководитель ВКК

2017.

Детство – это уникальный период жизни человека. Ребёнок – это маленький взрослый, в нём нужно видеть индивидуальность.  Именно в  дошкольном возрасте  закладывается фундамент, вершится судьба всего будущего развития человека, вызревает система тех универсальных способностей, которые собственно  делают человека человеком. Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар.  Воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование. Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

  • во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.
  • продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
  • приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. Музыкальный  руководитель и  воспитатель каждой возрастной группы подбирают музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

Музыка в различных видах деятельности воспитанников находит широкое применение благодаря активной организаторской деятельности музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальное воспитание  детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов ДОУ предполагают:

  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

посещение занятий с последующим обсуждением;

организация музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов, проектов;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки;
  • совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения.

  • Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
  • Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • Переключение внимания во время изучения учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

При активном восприятии музыкальный руководитель  обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).

 При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью  концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте.

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка  имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения.  

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально-комфортный климат в группе. Воспитатели групп младшего возраста используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением.

 Примерный репертуар фоновой музыки  для детей старшего дошкольного возраста:

Релаксирующая музыка

(Расслабляющая)

К.Дебюсси – «Облака»

 А.П.Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета

К.В.Глюк – «Мелодия»

Л.Бетховен «Лунная соната»

Тонизирующая ,повышающая

Жизненный тонус, настроение

Э. Григ  «Утро»

И.С. Бах «Шутка»

Штраус  вальс «Весенние голоса»

П.И. Чайковский «Времена года» «Подснежник»

Активизирующая,

(Возбуждающая)

М.И. Глинка  «Камаринская»

В.А. Моцарт  «Турецкое рондо»

П.И. Чайковский Балет «Вальс цветов»

(«Щелкунчик»

 Чайковский  П.И.  «Неополитанская песня»

Успокаивающая

(Умиротворяющая)

Глинка «Жаворонок»

   Бетховен  «Лунная соната»

К. Сен-Санс  «Лебедь»

Шуберт «Серенада»

Организующая

(Способствующая)

(Концентрация внимания при организованной деятельности).

И.С.Бах – «Ария»

П.И. Чайковский, Дебюсси, Мендельсон

А.Вивальди «Времена года» «Весна», «Лето»

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

В каждой группе должна быть собрана  аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением. Детям важно иметь свой “музыкальный уголок». в котором  находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют песенки, выученные в детском саду. В свободное время дети устраивают игры в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, используя различные музыкальные инструменты.

Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителем-логопедом. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы во время разучивания песен музыкальный руководитель обращал  внимание  на развитие речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится  особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение песням  с наибольшим количеством  гласных звуков.  

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания.

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы  увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему :  « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ОД по музыкальному развитию»

Музыкальная деятельность - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных мероприятиях осуществляется разностороннее воспитание дете...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Методическая консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС»

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений...