МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
презентация

Столярская Елена Владимировна

 

                                                                                                                                                              Технология «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА»

Говорящая стена – это возможность для всестороннего развития ребенка. или инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, создать своеобразный живой экран.

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация пространства группы и других рекреаций в обучающую среду.

Термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное педагогами, меняется при непосредственном участие детей и других взрослых.

«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.

В методической литературе «говорящие стены» называют методикой (Могильникова С.В., Беленькая Е.С., Язькова Е.В. и др.), формой образовательной деятельности (Поденщикова С.Н.), методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (Ляленкова В.В.,Шепицина Е.И. и др.).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchaya_stena.docx20.89 КБ
PDF icon tehnologiya_lepbuk_i_govoryashchaya_stena.pdf2.43 МБ

Предварительный просмотр:

                            Технология «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА»

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности и инициативности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью я решила использовать технологию «Говорящая стена».

Изначально моим нововведением было использование в работе с детьми тематических лепбуков, что очень разнообразило дидактическую наполняемость образовательного процесса. с данной технологией я стала победителем в региональном конкурсе проектов "Мы вместе" в номинации "Мой театр".

Развивая данное направление, я поняла, что лепбуки очень востребованы детьми, им интересно работать с данным оборудованием, имеющим множество разнообразных заданий, оформленных не стандартно, креативно и главное с учетом уровня способностей, т.е. от простого к сложному, что мотивирует детей на успех.

Мои воспитанники от простых пользователей перешли в категорию соавторов и тут мы столкнулись с проблемой. Очень много материала и оформить все в один настольный лэпбук не возможно, а делать несколько лепбуков очень затратно по времени. Я стала искать другие способы размещения материала и познакомилась с технологией "Говорящая стена", прослушала ряд вебинаров и стала активно использовать данную технологию, проблема была решена, так появилось новое образовательное пространство, в него вошли так называемые "Настенные лепбуки" разной модификации и "Доска достижения» моих воспитанников.

Говорящая стена – это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, создать своеобразный живой экран.

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация пространства группы и других рекреаций в обучающую среду.

Термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное педагогами, меняется при непосредственном участие детей и других взрослых.

«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.

В методической литературе «говорящие стены» называют методикой (Могильникова С.В., Беленькая Е.С., Язькова Е.В. и др.), формой образовательной деятельности (Поденщикова С.Н.), методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (Ляленкова В.В.,Шепицина Е.И. и др.).

Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил.

Во-первых, при оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.

Во-вторых, должна присутствовать систематическая обновляемость содержания. «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом. При этом, практический опыт показал, что места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится), а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (не чаще 2-3 раз в месяц для материалов по теме проекта или по образовательным областям)

В-третьих, к размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно:

  • изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
  • используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными;
  • при выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков;
  • не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);
  • четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
  • целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»;
  • учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);
  • важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный

Преимущество технологии «Говорящая стена» в том, что получая информацию, ребенок имеет право планировать свою деятельность и конструктивно использовать свой информационный ресурс.

Принципы:

  • Эмоциональный комфорт
  • Творческое самовыражение
  • Познавательная активность

Составляющие «говорящей стены»:

  • Магнитные полоски, доска
  •  Стилизованный настенный лэпбук (панель пластиковая)
  •  Дидактический материал
  •  Прищепки
  •  Кармашки
  • Магниты
  • Игры (образцы, схемы, карты –алгоритмы) и игровые фишки
  • Различные тематические картинки                                    

Технология «Говорящая стена» позволяет

Говорящая стена – это инструмент, который позволяет изменить развивающую предметно - пространственную среду в группе,  создать интерактивный своеобразный экран, а также предоставляет возможность использовать её в резных видах совместной образовательной деятельности.

Говорящая стена - это интерактивное пространство, используемое, как:

  • центр познавательного развития,
  • социально - коммуникативный центр,
  • центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации, темы проекта или тематической недели в рамках проекта "Предшкола: стандарт детского сада";
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

Так же даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании полезной окружающей среды. Для меня лэпбук перешел в вертикальное пространство и стал не частью образовательного процесса, позволяющего ненавязчиво познакомить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, увлекательной и самостоятельной.

Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала, с новой темы, принятой на "Детском совете".

Говорящая стена может включать много элементов. Центральным звеном может быть магнитная доска. Вокруг доски на стене можно задействовать дополнительное пространство стен, прикрепить прищепки, липучки, кармашки, что увеличит развивающее пространство и повысит его продуктивность. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников. Ещё я создала настенный лэпбук с множеством отделений для размещения заданий. Такой способ организации пространства позволяет мне разместить больше информации и обучающего материала, это повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Для изготовления игр и пособий я использую ламинирование, для многоразового использования пособия, так же различные магнитные наклейки: буквы, цифры, детали для игр и заданий.

Обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Дети выполняют задания в течение всего времени реализации проекта, в ходе самостоятельной деятельности. Работают индивидуально, парами или мини группами от 3 до пяти человек, остальные дети заняты в других центрах активности.

Если кто-то из детей испытывает  затруднения, я работаю  с ним индивидуально, чаще ему помогают сверстники, что формирует коммуникативные качества, умение работать с партером, что очень важно, формирует отзывчивость и желание помочь своему товарищу.

Я не распределяю детей в микрогруппы, они это делают сами.

При размещении «Говорящей стены» или настенного лепбука следует учитывать уровень высоты ориентируясь на средний рост детей. Рядом со стеной следует располагать контейнеры с маркерами, восковыми мелками, стиралками, магнитами.

Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды в группе.

Список литературы

1. Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/, свободный.− Загл. с экрана.

Литература:

1. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-..., свободный. – Загл. с экрана.

2. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

3. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. −2017.

4. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.

5. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...