Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников»
консультация
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Болгова Елена Александровна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида
№ 29 «Золушка»
«Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников»
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей .
Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
Т.С.Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов". Это говорит о том, что вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей.
Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Вопросами здоровья в нашем учреждении занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты, медицинский персонал. Работа по формированию основ здорового образа жизни в нашем детском саду осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы» поэтапно. При успешном выполнении программы коллектив детского сада рассчитывает получить следующие результаты:
- постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
- повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;
- формирование здорового образа жизни в семье;
- повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ;
- создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.
В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;
– участие в составлении программ оздоровления детей;
– анкетирование родителей;
– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
– целенаправленную просветительскую работу;
– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.
В этих целях мы используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняем отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводим дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях.
Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Список литературы:
- Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1. - С.60.
- Интернет http://kurs.znate.ru/ ;
- Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С.57.
- Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие специалистов и воспитателей с целью сохранения и укрепления здоровья детей» в рамках тематической недели «Управление здоровьеобеспечением в дошкольном учреждении»
Совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействии специалистов ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей....
Система взаимодействия с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО
Статье содержится краткое описание опыта работы по организации работы детского сада с родителями воспитанников по физическому развитию дошкольников...
Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей".
консультация для родителей...
Консультация для педагогов " ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека....
Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанника
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...
Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников....