статья история педагогики
занимательные факты (средняя группа)
МДОУ «Детский сад №97». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.
История педагогики от древности до современности
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.
Историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:
а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;
б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;
в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;
г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;
д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.
Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.
- Педагогика Древней Руси.
Крещение Руси в X в. означало провозглашение новой религии. Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры, обогащению изобразительного искусства. Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков - убийства, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и т.п.
И все-таки у крестьянина сохранился языческий взгляд на природу, он поклонялся солнцу и грому, почитал деревья, хотя в то же время и молился Богу. Им одухотворялось все окружающее, наделялось особой силой, которая могла или препятствовать человеку, или доставлять радость.
По древнейшей традиции детей приучали, стоя на земле, не говорить о ней плохого слова, так как верили, что «мать-земля не простит этого». Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, потому что в это время она «находилась в состоянии беременности», т.е. готовилась рожать хлеб и возрождать все растения.
С принятием христианства это языческое верование даже попало в церковную книжность. При встрече со взрослыми следовало кланяться и доставать рукой до земли, чем выражалось пожелание благоденства. И землю называли не иначе, как «мать», «кормилица».
Посещения церкви, почитание животных и деревьев можно было увидеть почти в каждом народном празднике, Так причудливо переплелись языческие и христианские начала в православии. В то же время идеи, сюжеты Библии вошли в фольклор народа, легли в основу пословиц и поговорок: «Кто не работает, тот не ест», «Не судите, не судимы будете», «Нет пророка в своем отечестве», «Не хлебом единым», «Зарыть талант в землю» и др. И такие выражения: «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «хлеб насущный», «соль земли», «манна небесная» и т.п.
Со времен Киевской Руси возникает понятие «Святая Русь», которое обычно связывают со святыми, прелагавшими духовные пути для народа, открывавшими ему Небо. В святцы записано несколько сотен имен христиан, причисленных церковью к лику святых.
К святым у крестьянина устанавливалось особое отношение как к мудрым и всесильным существам, способным помочь ему за их почитание.
В церковных проповедях постоянно содержались и тем самым передавались нравственные поучения. Судили же о следовании заповедям по посещениям церкви, соблюдению постов и обрядов и по выполнению нравственных норм. В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость и многое другое.
Основной задачей воспитания православного христианина было научить его жить по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Для этого следовало добрые побуждения ребенка поддерживать, превратить в сознательное стремление к добру и правде. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература, она вся поучительна, педагогична, Описанием исторических событий, псалмами и притчами Библия давала уроки добродетельной жизни. Православное просветительство, проводимое церковью, оставляло, безусловно, свой след в душе ребенка, подвигало его к благочестию. Однако судить о результатах воспитания можно по конкретным поступкам, по всему складу жизни человека, а не только по внешним проявлениям веры. В данном случае мы и говорим о стремлениях, а не результатах воспитания; они имели свои особенности и тонкости. Одну из важнейших составляющих нравственного воспитания подметил Н. Бердяев. Православие, которое во многом определило нравственное воспитание, отличалось огромной нравственной снисходительностью; человеку предъявлялось, прежде всего, требование смирения, предполагающее отказ от гордыни.
Национальная система воспитания начала складываться в период зарождения русской педагогики, в период Киевской Руси - первого государства восточных славян (IX--XI вв.).
Но ядро русской народной культуры и педагогики - крестьянская культура и крестьянское воспитание. Так как земледелие исстари было основным занятием населения, в связи с земледельческой деятельностью человека находился быт, земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей подготавливали к будущей сельской жизни.
. С изменениями в природе и предопределяемыми ими особенностями трудовой деятельности людей были связаны календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, развлечения также привязывались к природным изменениям.
Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% всего населения в XIX в.), крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Оно выработало и свою воспитательную систему. Когда мы говорим о народной педагогике, имеем в виду два ее пласта. Один - это то, что можно назвать средой обитания ребенка: природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй - собственно педагогический, или воздействие взрослых на ребенка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычай и т.п.). Оба эти пласта одинаково значимы и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания.
И, наконец, отметим типичные черты народной педагогики, выделенные
Г.Н. Волковым: творцом ее является не отдельный автор, а сам народ, поэтому ее можно назвать анонимной; эта педагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших.
Были в разные века и высокообразованные люди из церковного сословия и из знатных слоев; грамота распространялась и среди простых людей (о чем свидетельствует, например, факт распространения берестяных грамот в Новгородской Руси).
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически нет, как и в более или менее официальных документах.
В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т.п.
Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру.
В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний - до Петра и новый - от Петра до 60-х гг. XIX в.
Первый период, в свою очередь, подразделяется еще на три периода:
1) предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния;
2) монгольского владычества;
3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики.
Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет.
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге сложились предпосылки для превращения педагогики в область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов, а также на удовлетворение социальных запросов общества на воспитание будущего поколения.
1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики –
Дж. Дьюи и Э. Торндайк. Первый разработал идеи "прогрессивного обучения" в процессе развивающего сотрудничества ребенка и взрослого, проблемный и проектный методы обучения, второй – па научной основе сформулировал законы обучения и потребовал обязательного измерения в обучении на основе введения стандартов и внедрения тестов. На основе этого в отечественной педагогике появляются комплексные исследования, связанные с оценкой влияния результатов воспитания и обучения па формирование личности ребенка.
2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России, в начале в 1920-х – 1930-х гг. произошла переориентация детских садов на формирование определенных качеств личности у детей. Это было связано с доказательством того, что воспитание и обучение имеют огромное влияние на развитие личности ребенка.
Концепция Н. К. Крупской, принятая в отечественной педагогике, определила основные направления работы в образовательных учреждениях: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития их личности. В последующем все концепции и программы так или иначе были подчинены дайной цели. Большую роль в этом сыграли труды А. С. Макаренко – главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив.
Идеи включения ребенка в коллектив, человека – в общество стали началом для разработки целого ряда педагогических концепций того времени, которые смогли соединить несовместимое: решить проблемы противопоставления личности, индивидуальности и социальной среды, общества.
Сначала речь шла о воспитании "будущего строителя коммунизма" у нас в России, за рубежом – "гражданина своей страны", "верноподданного" (США, Германия и др.). Позднее акцент сместился на задачи обучения.
3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе - в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается "Временное положение о дошкольном учреждении", которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).
Акцент смещается на возвращение семье функции главного социального института и на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. Главные направления воспитания формулируются как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное (И. А. Зимняя). Это отражается в программах развития системы образования, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Детские сады приобретают статус отдельного юридического лица, педагогам предоставляется больше самостоятельности, появляется множество вариативных программ, начинается разработка авторских педагогических технологий и поиск средств контроля за результативностью работы, формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования к личности педагога и его профессионализму.
Основные принципы педагогики 21 века.
Детский сад и школа в первую очередь должны заинтересовывать и увлекать детей, родителей и самих педагогов. Современная педагогика придерживается ряда определенных правил:
- масштабность;
- принципы развивающего образования;
- разнообразие, многовариантность;
- взаимодействие детей и взрослых;
- понимание и доверие между детьми и взрослыми;
- воспитатель и учитель формирует у детей желание учиться, узнавать новое;
- воспитатель и учитель помогает ребенку ориентироваться в информационной реальности;
- воспитатель и учитель может быть креативным и творческим;
- взаимодействие педагогов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 42.2 КБ |
doklad_po_pedag._maam.docx | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №97». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.
История педагогики от древности до современности
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.
Историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:
а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;
б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;
в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;
г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;
д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.
Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.
- Педагогика Древней Греции.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.
Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрит, Сократа, Платона, Аристотеля и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «Педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] - общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео -- прохаживаюсь). Аристотель во время чтения лекций прогуливался в ликее со своими слушателями.
В школе Аристотеля речь шла, прежде всего, об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип природолюбия.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного.
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.
Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов).
Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания была подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.
С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.
Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели - выносливости и науки побеждать.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь.
Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.
Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.
Некоторые принципы спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в.в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.
Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же проводились беседы на политические и нравственные темы.
Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.
Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.
Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости.
- Педагогика Древнего Рима.
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В эпоху царей (VII-VI вв. до н.э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.
Отец был в семье неограниченным властелином, он был в праве даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет под присмотром отца изучали домашнюю работу и трудовые занятия в поле, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носит длинные волосы.
Атмосфера в семье была далеко не идеальной. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами.
На протяжении всей римской истории семья была всегда ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян.
В период расцвета римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения.
Коллективное обучение в Риме появляется рано. В III в. до н.э. создаются школы для совместного обучения. Обучение начиналось с 7 лет. Дети богатых родителей получали начальное образование дома, девочки также обучались дома, под руководством матери, что соответствовало традиции. Те, кто посещал школу, имел домашнего учителя или воспитателя. Упоминаются в источниках и школы, которые содержались за счет государства, но наиболее распространены были частные школы. В качестве собственников выступали греки (вольноотпущенники и иногда рабы). Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане.
Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Со II в. до н.э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.
Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частными учебными заведениями она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания исключали изящные искусства - музыку, пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать». Девиз «польза» можно назвать основным, главной целью было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, форм и методов образования. В первом веке основным являлись девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.
В пятом веке до н.э. упоминается о существовании двухэтапной школы. В дальнейшем складывается трехэтапная школа. Первый этап представлял собой начальную школу, именуемую «школа у литератора», второй - «школа грамматика», третий - «у ритора».
На первом этапе основным преподавателем являлся литератор. Учителями на этом этапе были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения. Чтение и письмо преподавалось в примитивном виде. Первоначально заучивали названия и расположение букв, а затем их внешний вид. Этот процесс растягивался на несколько лет.
На занятиях изучали и цифры, пользовались особой счетной доской - абакой, считать учились с помощью рук, затем использовали камешки. Считали в уме, таблицы держали в голове. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в неприспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших. Закончив обучение у литератора, которое продолжалось 3-4 года, приступали к следующей ступени образования.
В «школе грамматика» в качестве учителей выступали в основном вольноотпущенники. Статус литераторов и грамматиков был достаточно низким. Исключение составляли те, кто занимался грамматикой, как наукой. Плата за обучение им была вдвое меньше, чем у ритора. Для учебных целей использовались тексты Гомера и Менандра, из римской литературы - Ливий Андроник, сочинения Квинта Энния. Встречаются упоминания использования в целях обучения учебников.
Третий этап представлял собой обучение в риторических школах. Туда поступали в возрасте 12-13 лет. Наиболее знаменитые риторические школы находились в Греции и в Риме. Программа обучения была обширной и состояла из теории ораторского искусства, основ математики, астрономии, права и философии. Значимое место отводилось практическим упражнениям и составлению речей на заданную тему (по литературной тематике, философии). Изучали греческий язык, комментировали произведения классической греческой и римской литературы.
На этом этапе существовало умеренное занятие гимнастикой. В 17-18 лет обучение у римлян заканчивалось.
В качестве материала для письма в римских школах использовались деревянные таблички с нанесенным на них воском, писали палочками - стилями. Для ношения табличек существовали специальные пеналы. В римской школе применялась система наказания и поощрения. В качестве поощрения учителя применяли угощения, что использовалось в основном в начальной школе. Для этих целей выпекались буквы и ими награждали способных учеников. Учебный год начинался в Риме в марте, в праздничные дни не обучались.
Основная миссия в обучении девочек ложилась на матерей. В богатых семьях девочки могли обучаться дома, менее состоятельные со второго этапа обучались с мальчиками. Уже в V в. девочки посещали совместные школы. Образование было необходимо женщине, чтобы в дальнейшем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике и астрономии. В римской традиции встречается немало образованных женщин. Так, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком астрономии, философии и географии. Вспоминают также образованность матери Нерона, Агриппины. Обучались женщины и ораторскому искусству, но использовать эти знания на практике у них получалось редко.
Существовали в Риме школы для несвободного населения. Получение рабом образования полностью зависело от его хозяина. Рабы могли учиться музыке, стенографии, архитектуре. Единственная профессия недоступная для несвободных - право.
В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому их охотно отдавали в обучение. Некоторые из них в процессе обретения образования получали свободу, как например Грамматик Палемон.
Школы для несвободного населения назывались редагогиумами, их учителя - педагогами. Подобные школы известны в период I в. до н.э. - III в. н.э., расцвет приходится на II в. н.э. Часто в этих школах преподавали те же учителя, что и для свободных римлян.
В Риме во II в. до н.э появляются одни из первых библиотек. Луций Эмилий Павел перевозит книги царя Персея, а Суллой перевозит часть библиотек из Афин. Еще до новой эры римляне делают специальные постройки для хранения книг и литературных собраний. Высок статус граждан, которые не только собирали книги, но и пользовались ими.
Идея обустройства публичной библиотеки восходит в Цезарю. Азилий Полеон при храме Свободы основывает первую публичную библиотеку. В период правления Константина в Риме насчитывается 28 библиотек. В основном библиотеки создаются по инициативе горожан.
- Педагогика Древней Руси.
Крещение Руси в X в. означало провозглашение новой религии. Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры, обогащению изобразительного искусства. Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков - убийства, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и т.п.
И все-таки у крестьянина сохранился языческий взгляд на природу, он поклонялся солнцу и грому, почитал деревья, хотя в то же время и молился Богу. Им одухотворялось все окружающее, наделялось особой силой, которая могла или препятствовать человеку, или доставлять радость.
По древнейшей традиции детей приучали, стоя на земле, не говорить о ней плохого слова, так как верили, что «мать-земля не простит этого». Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, потому что в это время она «находилась в состоянии беременности», т.е. готовилась рожать хлеб и возрождать все растения.
С принятием христианства это языческое верование даже попало в церковную книжность. При встрече со взрослыми следовало кланяться и доставать рукой до земли, чем выражалось пожелание благоденства. И землю называли не иначе, как «мать», «кормилица».
Посещения церкви, почитание животных и деревьев можно было увидеть почти в каждом народном празднике, Так причудливо переплелись языческие и христианские начала в православии. В то же время идеи, сюжеты Библии вошли в фольклор народа, легли в основу пословиц и поговорок: «Кто не работает, тот не ест», «Не судите, не судимы будете», «Нет пророка в своем отечестве», «Не хлебом единым», «Зарыть талант в землю» и др. И такие выражения: «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «хлеб насущный», «соль земли», «манна небесная» и т.п.
Со времен Киевской Руси возникает понятие «Святая Русь», которое обычно связывают со святыми, прелагавшими духовные пути для народа, открывавшими ему Небо. В святцы записано несколько сотен имен христиан, причисленных церковью к лику святых.
К святым у крестьянина устанавливалось особое отношение как к мудрым и всесильным существам, способным помочь ему за их почитание.
В церковных проповедях постоянно содержались и тем самым передавались нравственные поучения. Судили же о следовании заповедям по посещениям церкви, соблюдению постов и обрядов и по выполнению нравственных норм. В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость и многое другое.
Основной задачей воспитания православного христианина было научить его жить по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Для этого следовало добрые побуждения ребенка поддерживать, превратить в сознательное стремление к добру и правде. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература, она вся поучительна, педагогична, Описанием исторических событий, псалмами и притчами Библия давала уроки добродетельной жизни. Православное просветительство, проводимое церковью, оставляло, безусловно, свой след в душе ребенка, подвигало его к благочестию. Однако судить о результатах воспитания можно по конкретным поступкам, по всему складу жизни человека, а не только по внешним проявлениям веры. В данном случае мы и говорим о стремлениях, а не результатах воспитания; они имели свои особенности и тонкости. Одну из важнейших составляющих нравственного воспитания подметил Н. Бердяев. Православие, которое во многом определило нравственное воспитание, отличалось огромной нравственной снисходительностью; человеку предъявлялось, прежде всего, требование смирения, предполагающее отказ от гордыни.
Национальная система воспитания нчала складываться в период зарождения русской педагогики, в период Киевской Руси - первого государства восточных славян (IX--XI вв.).
Но ядро русской народной культуры и педагогики - крестьянская культура и крестьянское воспитание. Так как земледелие исстари было основным занятием населения, в связи с земледельческой деятельностью человека находился быт, земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей подготавливали к будущей сельской жизни.
. С изменениями в природе и предопределяемыми ими особенностями трудовой деятельности людей были связаны календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, развлечения также привязывались к природным изменениям.
Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% всего населения в XIX в.), крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Оно выработало и свою воспитательную систему. Когда мы говорим о народной педагогике, имеем в виду два ее пласта. Один - это то, что можно назвать средой обитания ребенка: природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй - собственно педагогический, или воздействие взрослых на ребенка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычай и т.п.). Оба эти пласта одинаково значимы и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания.
И, наконец, отметим типичные черты народной педагогики, выделенные
Г.Н. Волковым: творцом ее является не отдельный автор, а сам народ, поэтому ее можно назвать анонимной; эта педагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших.
Были в разные века и высокообразованные люди из церковного сословия и из знатных слоев; грамота распространялась и среди простых людей (о чем свидетельствует, например, факт распространения берестяных грамот в Новгородской Руси).
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически нет, как и в более или менее официальных документах.
В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т.п.
Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру.
В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний - до Петра и новый - от Петра до 60-х гг. XIX в.
Первый период, в свою очередь, подразделяется еще на три периода:
1) предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния;
2) монгольского владычества;
3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики.
Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет.
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге сложились предпосылки для превращения педагогики в область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов, а также на удовлетворение социальных запросов общества на воспитание будущего поколения.
1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики –
Дж. Дьюи и Э. Торндайк. Первый разработал идеи "прогрессивного обучения" в процессе развивающего сотрудничества ребенка и взрослого, проблемный и проектный методы обучения, второй – па научной основе сформулировал законы обучения и потребовал обязательного измерения в обучении на основе введения стандартов и внедрения тестов. На основе этого в отечественной педагогике появляются комплексные исследования, связанные с оценкой влияния результатов воспитания и обучения па формирование личности ребенка.
2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России, в начале в 1920-х – 1930-х гг. произошла переориентация детских садов на формирование определенных качеств личности у детей. Это было связано с доказательством того, что воспитание и обучение имеют огромное влияние на развитие личности ребенка.
Концепция Н. К. Крупской, принятая в отечественной педагогике, определила основные направления работы в образовательных учреждениях: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития их личности. В последующем все концепции и программы так или иначе были подчинены дайной цели. Большую роль в этом сыграли труды А. С. Макаренко – главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив.
Идеи включения ребенка в коллектив, человека – в общество стали началом для разработки целого ряда педагогических концепций того времени, которые смогли соединить несовместимое: решить проблемы противопоставления личности, индивидуальности и социальной среды, общества.
Сначала речь шла о воспитании "будущего строителя коммунизма" у нас в России, за рубежом – "гражданина своей страны", "верноподданного" (США, Германия и др.). Позднее акцент сместился на задачи обучения.
3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе - в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается "Временное положение о дошкольном учреждении", которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).
Акцент смещается на возвращение семье функции главного социального института и на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. Главные направления воспитания формулируются как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное (И. А. Зимняя). Это отражается в программах развития системы образования, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Детские сады приобретают статус отдельного юридического лица, педагогам предоставляется больше самостоятельности, появляется множество вариативных программ, начинается разработка авторских педагогических технологий и поиск средств контроля за результативностью работы, формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования к личности педагога и его профессионализму.
Основные принципы педагогики 21 века.
Детский сад и школа в первую очередь должны заинтересовывать и увлекать детей, родителей и самих педагогов. Современная педагогика придерживается ряда определенных правил:
- масштабность;
- принципы развивающего образования;
- разнообразие, многовариантность;
- взаимодействие детей и взрослых;
- понимание и доверие между детьми и взрослыми;
- воспитатель и учитель формирует у детей желание учиться, узнавать новое;
- воспитатель и учитель помогает ребенку ориентироваться в информационной реальности;
- воспитатель и учитель может быть креативным и творческим;
- взаимодействие педагогов с родителями.
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №97». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.
История педагогики от древности до современности
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.
Историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:
а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;
б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;
в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;
г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;
д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.
Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.
- Педагогика Древней Греции.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.
Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрит, Сократа, Платона, Аристотеля и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «Педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] - общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео -- прохаживаюсь). Аристотель во время чтения лекций прогуливался в ликее со своими слушателями.
В школе Аристотеля речь шла, прежде всего, об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип природолюбия.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного.
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.
Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов).
Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания была подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.
С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.
Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели - выносливости и науки побеждать.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь.
Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.
Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.
Некоторые принципы спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в.в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.
Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же проводились беседы на политические и нравственные темы.
Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.
Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.
Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости.
- Педагогика Древнего Рима.
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В эпоху царей (VII-VI вв. до н.э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.
Отец был в семье неограниченным властелином, он был в праве даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет под присмотром отца изучали домашнюю работу и трудовые занятия в поле, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носит длинные волосы.
Атмосфера в семье была далеко не идеальной. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами.
На протяжении всей римской истории семья была всегда ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян.
В период расцвета римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения.
Коллективное обучение в Риме появляется рано. В III в. до н.э. создаются школы для совместного обучения. Обучение начиналось с 7 лет. Дети богатых родителей получали начальное образование дома, девочки также обучались дома, под руководством матери, что соответствовало традиции. Те, кто посещал школу, имел домашнего учителя или воспитателя. Упоминаются в источниках и школы, которые содержались за счет государства, но наиболее распространены были частные школы. В качестве собственников выступали греки (вольноотпущенники и иногда рабы). Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане.
Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Со II в. до н.э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.
Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частными учебными заведениями она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания исключали изящные искусства - музыку, пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать». Девиз «польза» можно назвать основным, главной целью было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, форм и методов образования. В первом веке основным являлись девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.
В пятом веке до н.э. упоминается о существовании двухэтапной школы. В дальнейшем складывается трехэтапная школа. Первый этап представлял собой начальную школу, именуемую «школа у литератора», второй - «школа грамматика», третий - «у ритора».
На первом этапе основным преподавателем являлся литератор. Учителями на этом этапе были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения. Чтение и письмо преподавалось в примитивном виде. Первоначально заучивали названия и расположение букв, а затем их внешний вид. Этот процесс растягивался на несколько лет.
На занятиях изучали и цифры, пользовались особой счетной доской - абакой, считать учились с помощью рук, затем использовали камешки. Считали в уме, таблицы держали в голове. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в неприспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших. Закончив обучение у литератора, которое продолжалось 3-4 года, приступали к следующей ступени образования.
В «школе грамматика» в качестве учителей выступали в основном вольноотпущенники. Статус литераторов и грамматиков был достаточно низким. Исключение составляли те, кто занимался грамматикой, как наукой. Плата за обучение им была вдвое меньше, чем у ритора. Для учебных целей использовались тексты Гомера и Менандра, из римской литературы - Ливий Андроник, сочинения Квинта Энния. Встречаются упоминания использования в целях обучения учебников.
Третий этап представлял собой обучение в риторических школах. Туда поступали в возрасте 12-13 лет. Наиболее знаменитые риторические школы находились в Греции и в Риме. Программа обучения была обширной и состояла из теории ораторского искусства, основ математики, астрономии, права и философии. Значимое место отводилось практическим упражнениям и составлению речей на заданную тему (по литературной тематике, философии). Изучали греческий язык, комментировали произведения классической греческой и римской литературы.
На этом этапе существовало умеренное занятие гимнастикой. В 17-18 лет обучение у римлян заканчивалось.
В качестве материала для письма в римских школах использовались деревянные таблички с нанесенным на них воском, писали палочками - стилями. Для ношения табличек существовали специальные пеналы. В римской школе применялась система наказания и поощрения. В качестве поощрения учителя применяли угощения, что использовалось в основном в начальной школе. Для этих целей выпекались буквы и ими награждали способных учеников. Учебный год начинался в Риме в марте, в праздничные дни не обучались.
Основная миссия в обучении девочек ложилась на матерей. В богатых семьях девочки могли обучаться дома, менее состоятельные со второго этапа обучались с мальчиками. Уже в V в. девочки посещали совместные школы. Образование было необходимо женщине, чтобы в дальнейшем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике и астрономии. В римской традиции встречается немало образованных женщин. Так, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком астрономии, философии и географии. Вспоминают также образованность матери Нерона, Агриппины. Обучались женщины и ораторскому искусству, но использовать эти знания на практике у них получалось редко.
Существовали в Риме школы для несвободного населения. Получение рабом образования полностью зависело от его хозяина. Рабы могли учиться музыке, стенографии, архитектуре. Единственная профессия недоступная для несвободных - право.
В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому их охотно отдавали в обучение. Некоторые из них в процессе обретения образования получали свободу, как например Грамматик Палемон.
Школы для несвободного населения назывались редагогиумами, их учителя - педагогами. Подобные школы известны в период I в. до н.э. - III в. н.э., расцвет приходится на II в. н.э. Часто в этих школах преподавали те же учителя, что и для свободных римлян.
В Риме во II в. до н.э появляются одни из первых библиотек. Луций Эмилий Павел перевозит книги царя Персея, а Суллой перевозит часть библиотек из Афин. Еще до новой эры римляне делают специальные постройки для хранения книг и литературных собраний. Высок статус граждан, которые не только собирали книги, но и пользовались ими.
Идея обустройства публичной библиотеки восходит в Цезарю. Азилий Полеон при храме Свободы основывает первую публичную библиотеку. В период правления Константина в Риме насчитывается 28 библиотек. В основном библиотеки создаются по инициативе горожан.
- Педагогика Древней Руси.
Крещение Руси в X в. означало провозглашение новой религии. Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры, обогащению изобразительного искусства. Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков - убийства, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и т.п.
И все-таки у крестьянина сохранился языческий взгляд на природу, он поклонялся солнцу и грому, почитал деревья, хотя в то же время и молился Богу. Им одухотворялось все окружающее, наделялось особой силой, которая могла или препятствовать человеку, или доставлять радость.
По древнейшей традиции детей приучали, стоя на земле, не говорить о ней плохого слова, так как верили, что «мать-земля не простит этого». Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, потому что в это время она «находилась в состоянии беременности», т.е. готовилась рожать хлеб и возрождать все растения.
С принятием христианства это языческое верование даже попало в церковную книжность. При встрече со взрослыми следовало кланяться и доставать рукой до земли, чем выражалось пожелание благоденства. И землю называли не иначе, как «мать», «кормилица».
Посещения церкви, почитание животных и деревьев можно было увидеть почти в каждом народном празднике, Так причудливо переплелись языческие и христианские начала в православии. В то же время идеи, сюжеты Библии вошли в фольклор народа, легли в основу пословиц и поговорок: «Кто не работает, тот не ест», «Не судите, не судимы будете», «Нет пророка в своем отечестве», «Не хлебом единым», «Зарыть талант в землю» и др. И такие выражения: «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «хлеб насущный», «соль земли», «манна небесная» и т.п.
Со времен Киевской Руси возникает понятие «Святая Русь», которое обычно связывают со святыми, прелагавшими духовные пути для народа, открывавшими ему Небо. В святцы записано несколько сотен имен христиан, причисленных церковью к лику святых.
К святым у крестьянина устанавливалось особое отношение как к мудрым и всесильным существам, способным помочь ему за их почитание.
В церковных проповедях постоянно содержались и тем самым передавались нравственные поучения. Судили же о следовании заповедям по посещениям церкви, соблюдению постов и обрядов и по выполнению нравственных норм. В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость и многое другое.
Основной задачей воспитания православного христианина было научить его жить по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Для этого следовало добрые побуждения ребенка поддерживать, превратить в сознательное стремление к добру и правде. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература, она вся поучительна, педагогична, Описанием исторических событий, псалмами и притчами Библия давала уроки добродетельной жизни. Православное просветительство, проводимое церковью, оставляло, безусловно, свой след в душе ребенка, подвигало его к благочестию. Однако судить о результатах воспитания можно по конкретным поступкам, по всему складу жизни человека, а не только по внешним проявлениям веры. В данном случае мы и говорим о стремлениях, а не результатах воспитания; они имели свои особенности и тонкости. Одну из важнейших составляющих нравственного воспитания подметил Н. Бердяев. Православие, которое во многом определило нравственное воспитание, отличалось огромной нравственной снисходительностью; человеку предъявлялось, прежде всего, требование смирения, предполагающее отказ от гордыни.
Национальная система воспитания нчала складываться в период зарождения русской педагогики, в период Киевской Руси - первого государства восточных славян (IX--XI вв.).
Но ядро русской народной культуры и педагогики - крестьянская культура и крестьянское воспитание. Так как земледелие исстари было основным занятием населения, в связи с земледельческой деятельностью человека находился быт, земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей подготавливали к будущей сельской жизни.
. С изменениями в природе и предопределяемыми ими особенностями трудовой деятельности людей были связаны календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, развлечения также привязывались к природным изменениям.
Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% всего населения в XIX в.), крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Оно выработало и свою воспитательную систему. Когда мы говорим о народной педагогике, имеем в виду два ее пласта. Один - это то, что можно назвать средой обитания ребенка: природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй - собственно педагогический, или воздействие взрослых на ребенка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычай и т.п.). Оба эти пласта одинаково значимы и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания.
И, наконец, отметим типичные черты народной педагогики, выделенные
Г.Н. Волковым: творцом ее является не отдельный автор, а сам народ, поэтому ее можно назвать анонимной; эта педагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших.
Были в разные века и высокообразованные люди из церковного сословия и из знатных слоев; грамота распространялась и среди простых людей (о чем свидетельствует, например, факт распространения берестяных грамот в Новгородской Руси).
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически нет, как и в более или менее официальных документах.
В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т.п.
Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру.
В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний - до Петра и новый - от Петра до 60-х гг. XIX в.
Первый период, в свою очередь, подразделяется еще на три периода:
1) предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния;
2) монгольского владычества;
3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики.
Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет.
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге сложились предпосылки для превращения педагогики в область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов, а также на удовлетворение социальных запросов общества на воспитание будущего поколения.
1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики –
Дж. Дьюи и Э. Торндайк. Первый разработал идеи "прогрессивного обучения" в процессе развивающего сотрудничества ребенка и взрослого, проблемный и проектный методы обучения, второй – па научной основе сформулировал законы обучения и потребовал обязательного измерения в обучении на основе введения стандартов и внедрения тестов. На основе этого в отечественной педагогике появляются комплексные исследования, связанные с оценкой влияния результатов воспитания и обучения па формирование личности ребенка.
2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России, в начале в 1920-х – 1930-х гг. произошла переориентация детских садов на формирование определенных качеств личности у детей. Это было связано с доказательством того, что воспитание и обучение имеют огромное влияние на развитие личности ребенка.
Концепция Н. К. Крупской, принятая в отечественной педагогике, определила основные направления работы в образовательных учреждениях: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития их личности. В последующем все концепции и программы так или иначе были подчинены дайной цели. Большую роль в этом сыграли труды А. С. Макаренко – главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив.
Идеи включения ребенка в коллектив, человека – в общество стали началом для разработки целого ряда педагогических концепций того времени, которые смогли соединить несовместимое: решить проблемы противопоставления личности, индивидуальности и социальной среды, общества.
Сначала речь шла о воспитании "будущего строителя коммунизма" у нас в России, за рубежом – "гражданина своей страны", "верноподданного" (США, Германия и др.). Позднее акцент сместился на задачи обучения.
3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе - в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается "Временное положение о дошкольном учреждении", которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).
Акцент смещается на возвращение семье функции главного социального института и на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. Главные направления воспитания формулируются как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное (И. А. Зимняя). Это отражается в программах развития системы образования, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Детские сады приобретают статус отдельного юридического лица, педагогам предоставляется больше самостоятельности, появляется множество вариативных программ, начинается разработка авторских педагогических технологий и поиск средств контроля за результативностью работы, формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования к личности педагога и его профессионализму.
Основные принципы педагогики 21 века.
Детский сад и школа в первую очередь должны заинтересовывать и увлекать детей, родителей и самих педагогов. Современная педагогика придерживается ряда определенных правил:
- масштабность;
- принципы развивающего образования;
- разнообразие, многовариантность;
- взаимодействие детей и взрослых;
- понимание и доверие между детьми и взрослыми;
- воспитатель и учитель формирует у детей желание учиться, узнавать новое;
- воспитатель и учитель помогает ребенку ориентироваться в информационной реальности;
- воспитатель и учитель может быть креативным и творческим;
- взаимодействие педагогов с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Статья по педагогике на тему:
Проектирование образовательного процесса ДОУ на основе комплексно-тематического планирования в условиях интеграции образовательных областей....
Статья: "Дошкольная педагогика и ее роль в развитии личности"
Когда мы говорим о педагогике, то сразу почему-то представляем себе строгую школьную учительницу в очках и с указкой в руках или седого университетского профессора, вещающего о премудростях восп...
Статья "Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Музейная педагогика в ДОУ как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев в ДОУ....
история педагогики
1.Педагогическая деятельность и идеи А.В.Запорожца.2. Л.А.Венгер и его роль в развитии дошкольной педагогики и психологии.3. Вклад Н.Н.Поддьякова в развитие теории и практики дошкольного воспитания.4....
История педагогики об игре дошкольников
Статья для педагогичнского состава...
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...