Статья по педагогике на тему:
статья (младшая группа) по теме

Шевченко Ольга Валерьевна

Проектирование образовательного процесса ДОУ на основе комплексно-тематического планирования в условиях интеграции образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование образовательного процесса ДОО на основе комплексно-тематического планирования в условиях интеграции

 образовательных областей.

«Только система, конечно разумная, выходящая из самой

сущности предметов и явлений, дает нам полную власть

 над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все

в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет»

                                                                                                                                                               К.Д. Ушинский

     Образовательный процесс в детских садах, согласно  Федеральным государственным требованиям к структуре основных образовательных программ дошкольного образования (далее ФГТ), строился на основе комплексно-тематического подхода. Педагогами дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) была разработана система комплексно-тематического планирования образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах. Сегодня ФГТ утратили силу в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (далее – ФГОС ДО). Действующий стандарт не обозначил в качестве обязательного «комплексно-тематический принцип» организации образовательного процесса в  ДОО. Отсюда у практиков появляется вопрос – каким образом сегодня осуществляется планирование образовательной деятельности с детьми  в детском саду? Следует отметить, что стандарт не накладывает ограничений на формы планирования, поэтому необходимо следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует примерная основная образовательная программа дошкольного образования, с учетом которой ДОО создает свою программу. 

     Обратимся к понятиям. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – это целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку-дошкольнику возможность удовлетворять свои потребности в познании, общении, игре; развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в разных видах детской деятельности.

    Стержневым принципом проектирования целостного образовательного процесса в детском саду является принцип интеграции различных образовательных областей.  Согласно ФГОС ДО, обязательными «структурными единицами» – образовательными областями (направлениями развития и образования детей), которые определяют содержание дошкольного образования (образовательной программы), являются:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности,   как сквозных механизмах развития ребенка. Таким образом, в основе организации образовательного процесса дошкольной образовательной организации лежит деятельностный подход.

     Интеграция (от лат. Integration – восстановление, восполнение) – объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. В рассматриваемом контексте – взаимодополнение, взаимообогащение, взаимодействие разных образовательных областей. Каждая образовательная область, определяя свои специфические, присущие только ей задачи, содержательно связана со всеми другими областями. Формирование целостной картины мира ребенка складывается из представлений об окружающих предметах, явлениях, событиях (область «Познавательное развитие»),  труде взрослых, опасных ситуациях (область «Социально-коммуникативное развитие). Одни и те же образовательные задачи решаются на разном содержании. Так, например, умение ориентироваться в трехмерном пространстве развивается в процессе двигательной («Физическое развитие»), элементарной трудовой («Социально-коммуникативное развитие), изобразительной  («Художественно-эстетическое развитие»), конструктивной деятельности, в процессе знакомства с элементарными математическими представлениями («Познавательное развитие»). Понятие «ритм» дошкольники осваивают, знакомясь со словесным, музыкальным, изобразительным творчеством, кругом природных циклов, правилами здорового образа жизни. Понятие «круг»  –  находя круглые предметы в окружающем пространстве, выкладывая «жителей Фигурного города» из геометрических фигур (кругов разного цвета и размера), разучивая танец или игру, в которых передвигаются по кругу. На этих примерах видно, как определенное содержание, целостное по своей сути, может иметь отношение к разным образовательным областям и взаимодействовать именно на этой основе.  

   Потребность в интегративном подходе  к построению образовательного процесса в ДОО обусловлена психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, в соответствии с которыми раздробленность содержания  различных образовательных областей, ориентация на выработку узкоспециализированных представлений и навыков существенно снижают эффективность решения задач дошкольного образования. И, наоборот, взаимообогащение разных образовательных областей (при сохранении их специфики) позволяет достичь качественно нового уровня дошкольного образования.

     Объединяющей основой содержания образовательных областей является тематический подход, отражающий, определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл (тему), соответствующий интересам и возможностям детей. Единая тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») делает многоаспектное содержание дошкольного образования целостным, объединив информацию  из разных областей действительности, способы и средства различных видов деятельности, набор определенных личностных качеств – тех, что входят в понятие «содержание образования».

     При определении тематики необходимо опираться на базисное содержание примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом которой коллектив ДОО создают свою – основную образовательную программу детского сада; учесть специфику конкретного детского сада, региональные и культурные компоненты, интересы детей. Согласно инструктивно-методическому письму Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. №   03 – 248   «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.

     При выборе и планировании тем педагоги могут руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой. Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, общественные события, праздники). Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач, например, внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?» Четвертый фактор – события, происходящие в жизни группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служить любимые мультфильмы, игрушечная индустрия.

     В детских садах компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речевых нарушений воспитанников  планирование может осуществляться в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год.

     Таким образом, в основу организации образовательных содержаний ставится  цикл тем для каждой возрастной группы. Он является основой для построения тематического календаря (распределения тематики на учебный год  с указанием временных интервалов). Изучению одной темы целесообразно отвести от одной до четырех недель. Тематический календарь является примерным и может корректироваться в связи с  событиями, значимыми для группы, детского сада, города;  актуальными интересами детей и др. На основе тематического календаря разрабатывается комплексно-тематическое планирование.

     При проектировании образовательного процесса важно помнить, что освоение детьми окружающего мира осуществляется не путем получения готовой информации через трансляционное объяснение педагога, а через ее открытие и освоение в активной деятельности (организация детского опыта, детских открытий).  Согласно ФГОС ДО,  для детей раннего возраста (1 год - 3 года) – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – игровая деятельность, включая творческие игры и  игры с готовым содержанием и правилами; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разных материалов; изобразительная; музыкальная; двигательная формы активности ребенка.

   Педагог организует детские виды деятельности, которые сами по себе уже интересны ребенку, как адекватные дошкольному возрасту формы активной практики. Обозначенные виды деятельности организуются в рамках интересных и значимых для ребенка форм работы. Например, для организации трудовой деятельности подойдут поручения, познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные проекты. Для коммуникативной – беседы, речевые проблемные ситуации, разнообразная художественно-речевая деятельность, театрализованные и коммуникативные игры, творческие проекты. Для познавательно-исследовательской – наблюдение, опробование, опыты, игры-экспериментирования, дидактические и конструктивные игры, познавательно-исследовательские проекты.

     Следует обратить внимание на использование потенциала игры в образовательном процессе ДОО как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника. Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез образовательных областей. Воспитатель может решать задачи, относящиеся к разным образовательным областям, через разные виды игр:

  • «Речевое развитие» (словесные дидактические, театрализованные игры,  игры-фантазирования);
  • «Познавательное развитие» (дидактические, сюжетно-дидактические, развивающие интеллектуальные, строительно-конструктивные игры, игры-экспериментирования);
  • «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые, коммуникативные, театрализованные игры);
  • «Художественно-эстетическое развитие» (дидактические,  игры-фантазирования, игры-экспериментирования);
  • «Физическое развитие» (подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта).

Задачи разных образовательных областей могут решаться средствами одного вида игры, например, сюжетно-ролевой:  

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира («Познавательное развитие»);
  • овладение речью как средством общения и культуры («Речевое развитие»);
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности;  развитие эмоциональной отзывчивости («Социально-коммуникативное развитие»).

     Итак, комплексно-тематическое планирование (см. Приложение) предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой (центральной) темы, в которой интегрируются цели и задачи из разных образовательных областей.  Объединение их в единое целое способствует формированию в сознании ребенка целостной картины мира и даёт возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, обонятельный. Небольшой временной период освоения («проживания») темы (неделя/месяц)  позволяет определить рациональные способы и формы организации образовательного процесса, которые  без перегрузки детей дадут возможность получить качественный результат – развитие интегративных качеств дошкольников. Каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – итоговое событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина, встреча с интересными людьми, презентация проекта и др. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Задача педагогов – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. Такой подход повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса.

     Реализация комплексно-тематического подхода в ДОО отражается в  комплексно-тематическом планировании и  представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе:

  • совместной образовательной деятельности  педагога с детьми;
  • апробирования полученной информации,  жизненного опыта в самостоятельной детской деятельности в условиях развивающей предметно-пространственной среды группы,  стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления.

Кроме того, в рамках изучения конкретной темы, планируется и осуществляется взаимодействие с семьями детей по реализации поставленных образовательных задач.  

     Проектирование образовательного процесса  требует от современного педагога высокого уровня профессионализма и творческого потенциала. Он должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать для решения конкретных программных задач наиболее результативные формы организации детской деятельности, педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, проектировать и организовать среду развития ребенка и накопление положительных эмоциональных впечатлений, ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

       Грамотно составленные комплексно-тематические планы служат путеводителем в образовательной деятельности педагогов с детьми, позволяют систематизировать образовательный процесс в ДОО и объединить усилия специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

Литература:

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2010.
  2. Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дошкольная педагогика и ее роль в развитии личности"

Когда мы говорим о педагогике, то сразу почему-то представляем себе строгую школьную учительницу в очках и с  указкой в руках или седого университетского профессора, вещающего о премудростях восп...

Статья "Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".

Музейная педагогика в ДОУ как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев в ДОУ....

Статья по педагогике

Статья о видах воспитания и их характеристика...

Статья по педагогики

Дошкольное воспитание...

Статья по дошкольной педагогике на тему:"Основы правильного развития музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для ознакомления как родителей, так и воспитателей дошкольников, включая бабушек, дедушек и опекунов. В этой статье я рассказываю о необходимости правильного подхода к фор...

Статья по педагогике

Статья по педагогике:«Возрастные особенности детей2-3 лет».В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возра...

Статья по дошкольной педагогике на тему: "Развитие певческого и разговорного дыхания у детей дошкольного возраста".

Эта статья написана мною для педагогов и родителей, которые ищут интересный и доступный материал для своей работы по развитию певческого и речевого дыхания. Она основана на знаниях, приобретëнных мною...