Кружковая работа в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Астрединова Людмила Васильевна

Программа кружковой работы "Игралочка" по звуковой культуре речи п подготовке к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружковая работа в детском саду18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Игралочка» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Пояснительная записка к программе по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Актуальность данной проблемы.

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Задачи.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Усвоение звукового анализа слова.
  3. Ознакомление со слоговой структурой слова.
  4. Анализ словесного состава предложения.
  5. Развитие логического мышления.
  6. Развитие мелкой моторики.

Цель выбора данной проблемы.

Изучить уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и определить условия способствующие формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звуко-буквенного анализа.

Основной принцип работы.

Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.

Цель данной программы.

Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильева по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.

Цель:  в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.  

 

  Программа состоит из 9 частей:

  1. Перспективный план (см. Приложение 1).
  2. Конспекты занятий (см. Приложение 2).
  3. Диагностика детей (см. Приложение 3).
  4. Дидактические игры (см. Приложение 4).
  5. Упражнения (см. Приложение 5).
  6. Логические задачи (см. Приложение 6).
  7. Кроссворды (см. Приложение 7).
  8. Игры с зеркалом (см. Приложение 8).
  9. Пальчиковые игры (см. Приложение 9).

В 1 части представлены перспективные планы по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Задачи по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте можно объединять в одном занятии. На каждом занятии дополнительно с основными целями решаются задачи по развитию мелкой моторики и логического мышления.

Во 2 части представлены конспекты занятий.

В 3 части представлен опросник для диагностики детей подготовительной к школе группы, который поможет выявить уровень овладения детьми определенными знаниями.

В 4, 5, 6, 8 частях представлены дидактические игры, упражнения, логические задачи, кроссворды, игры с зеркалами, которые способствуют решению основных задач по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте.

В 9 части представлены игры на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Из зерен посеянных нами знаний должны взойти хорошие всходы!

Список использованной литературы:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. М.,2000
  5. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
  10. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.
  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  12. Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
  14. Симакоский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс.: Академия развития, 1997.
  15. Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс.: Академия развития, 1997.
  17. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М.: Просвещение, 1983.
  18. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1995.
  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.
  20. Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997.
  21. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
  22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"

Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...

Кружковая работа в подготовительной группе «Дымковские краски в пластилиновой сказке»

Целью нашей кружковой работы является приобщать детей к истокам народного искусства,воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек.[[{"type":"media","view_mode":"med...

Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"

Цель данной программы:   подарить детям радость творчества,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...

Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...

Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию

В данном  материала  составлен  перспективный  план  кружковой  работы  на  год .  Весь  план  составлен  в  соответствии с  требо...