Проект для детей старшего возраста «Юные читатели»
проект (старшая группа)
Способствовать формированию у детей интереса и любви к книге через творческую и познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего возраста «Юные читатели»
1. Краткая аннотация проекта
Проект направлен на установление взаимодействия детей, родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя. В ходе реализации проекта у детей посредством творческой и познавательной деятельности (бесед, викторин, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений, просмотра мультфильмов и т.д.) сформировался интерес и любовь к книге.
2. Обоснование необходимости проекта
Дошкольное детство – очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, помогающий ему познать окружающий мир и себя в нем, сформировать нравственные чувства и оценки, развить восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать дошкольнику первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребенок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознагражден, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребенка. В детской сказке он найдет все самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Наш проект посвящен сказкам. В нем мы приглашаем детей отправиться в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд.
В тоже время, согласно психолого-педагогическим исследованиям, у современных дошкольников отмечается значительное снижение интереса к детской книге. Во многом это связано с компьютеризацией современного общества, излишним интересом детей к гаджетам и телевизору.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с художественной литературой, и с другой – низкая заинтересованность детей книгами, привели к выбору темы проекта «В гостях у сказки»
Данный проект является среднесрочным и рассчитан на два месяца. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Наравне с детьми, участниками проекта являются и их родители, которые получили возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: способствовать формированию у детей интереса и любви к книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представление о роли книги в жизни человека;
- познакомить с различными жанрами книг;
- дать знания о роли библиотек;
- обогатить детско-родительские отношения в совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать диалогическую форму речи;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
4. Основное содержание проекта
1. Подготовительный этап.
- выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- обработка полученной информации;
- изучение методической литературы, разработка плана работы;
- подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества.
Дата | Содержание работы | Участники проекта | Ответственный |
1 неделя марта | Выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы | Воспитатели | Воспитатели |
1 неделя марта | Предварительная работа с детьми и родителями: - Интервьюирование детей на тему: «Моя любимая книга»; - Анкетирование родителей на тему: Какие книжки читают дома?» | Воспитатели, дети, родители | Воспитатели |
1 неделя марта | Обработка полученной информации | Воспитатели | Воспитатели |
1 неделя марта | Изучение методической литературы, разработка плана работы | Воспитатели | Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе |
1 неделя марта | Подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества: иллюстративного материала по теме «Детские писатели»; загадок, пословиц о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы (Приложение 1) | Воспитатели, | Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе |
Информационное обеспечение проекта: мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран), принтер, сканер.
Методическое обеспечение проекта:
- Демонстрационные альбомы «Русские народные сказки», «Детские писатели»
- Иллюстрации по теме;
- Детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы;
- Аудио и видеофайлы по теме;
- Анкета для родителей «Какие книжки читают дома?»;
- Материалы бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги»;
- Портреты детских писателей;
- Консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге», «Как часто нужно читать детям»;
- Ориентировочные планы занятий «Любимый сказочный герой», «Закладка», «Мои любимые сказочные герои», «Книжная полка», «Построим библиотеку».
Список источников:
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2012.
2. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 2017.
3. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - №12.
4. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. – М., 2012.
2. Основной этап.
- поиск ответов на поставленные вопросы через практическую деятельность детей;
- реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Дата | Содержание работы | Участники проекта | Ответственный |
Март-апрель | Проведение бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги» | Воспитатели, дети | Воспитатели |
Март | Рассматривание портретов детских писателей: А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, Н. Некрасова, В. Бианки, С. Есенина, К. Чуковского (Приложение 2) | Воспитатели, дети | Воспитатели |
2 неделя марта | Проведение викторины «Угадай сказку» (Приложение 3) | Воспитатели, дети | Воспитатели |
2 неделя марта | Организация трудовой деятельности в центре книги «Книжкина больница» | Воспитатели, дети | Воспитатели |
Март | Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки | Воспитатели, дети | Воспитатели |
2 неделя марта
| Проведение консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге», «Как часто нужно читать детям» | Воспитатели, родители | Воспитатели |
2 неделя марта | Организация бесед с родителями и детьми о своих любимых книгах, о наличии книг в домашней библиотеке | Воспитатели, дети, родители | Воспитатели |
Март-апрель | Знакомство с пословицами по теме. Чтение художественной литературы: - «Как печатали книгу?»; - «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; - «Что такое хорошо и что такое плохо»; - Русские народные сказки, потешки. - Заучивание стихотворений | Воспитатели, дети | Воспитатели |
4 неделя марта | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша» (Приложение 4) | Воспитатели, дети | Воспитатели |
Март-апрель | Проведение дидактических игр «Собери сказку», «Доскажи словечко», «Расскажи свою любимую сказку», «Из какой сказки герой?», «Мои любимые сказки». Сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» (Приложение 5) Подвижных игр «Путаница», «Найди и промолчи», «Мы веселые ребята» (Приложение 6) | Воспитатели, дети | Воспитатели |
1 неделя апреля | Организация выставки книг «Моя любимая книга», «Мои любимые сказки» | Воспитатели, дети | Воспитатели |
1 неделя апреля | Выставка рисунков «Обложка для любимой сказки» (Приложение 7) | Воспитатели, дети | Воспитатели |
3 неделя марта 4 неделя марта 2 неделя апреля 1 и 3 недели апреля | Проведение занятий: Продуктивная деятельность с детьми и родителями: - Лепка «Любимый сказочный герой» (Приложение 8); - Аппликация «Закладка» (Приложение 9); - Рисование «Мой любимый сказочный герой» (Приложение 10); - Конструирование «Книжная полка», «Построим библиотеку» | Воспитатели, дети | Воспитатели |
3. Заключительный этап.
- обобщение результатов работы;
- представление детьми своих результатов, полученных в ходе проекта.
4 неделя апреля | Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы (Приложение 11) | Воспитатели, дети, родители | Воспитатели, родители |
5. Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых в работе с детьми, позволили варьировать задания, обогатить содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволило адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогла детям самосовершенствоваться, саморазвиться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей сформировалось представление о роли книги и библиотеки в жизни человека, они познакомились с различными жанрами книг. Проект способствовал обогащению детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Использование сказки способствовало развитию наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи; развитию диалогической формы речи. А также воспитанию любви и бережного отношения к книге.
Особая роль в педагогической работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснению им большой значимости семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведенный проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по правилам пожарной безопасности для детей старшего возраста "Юные пожарники".
"Юные пожарники". Развлечение для детей старшего возраста....

Развлечение для детей старшего возраста "Юные друзья природы".
Обогащение знаний детей о природе и её составляющих в игровой форме с помощью поэтических отрывков....

Сценарий развлечения для детей старшего возраста "Юные космонавты"
Сценарий развлечения для детей старшего возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего возраста «Юные туристы».
Познакомить детей с понятиями «туризм», «туристы», «поход», «походное снаряжение». Систематизировать знания о разных видах туризма....

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего возраста «Юные туристы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего возраста «Юные туристы».Задачи: совершенствовать различные виды ходьбы, формиру...

Развлечение для детей старшего возраста "Юные космонавты".
Основные виды движений , способствующих физическому развитию детей,необходимо закреплять в совместной деятельности педагога и детей.Одним из видов такой деятельности является развлечение.Дети с огромн...

Долгосрочный проект для детей старших групп "Юный читатель"
Проект о взаимодействии детского сада и библиотеки...