мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
статья на тему
В данном материале раскрывается работа педагогов ДОУ по духовно-нравственному вооспитанию дошкольников. А также предлагается мастер-класс по ознакомлению детей с традиционным праздником "Пасха". Материал предназначен для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в МБДОУ д/с №8 «Буратино»
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». В.В. Зеньковский.
Одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, является духовно-нравственное воспитание. Позднее проявится и станет жизнью ребёнка то, что мы заложим в его душу сейчас. Возрождение в обществе духовности и культуры сейчас необходимо, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Эта проблема должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми, так как духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения друг с другом. Это воспитание формирует у ребенка целостное отношение к жизни, обеспечивает устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, потому что материальные ценности доминируют над духовными. Общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды вызван высокий уровень детской преступности.
Периодом активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина является дошкольный возраст. В детстве, сравнительно легко, происходит усвоение нравственных и социальных норм. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, умение терпеть, уступать, прощать.
Цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста это формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
В нашем детском саду, с 2011 года (самого его открытия) ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
В целях формирования у воспитанников целостного мировоззрения, представления о православной культуре как важнейшей составляющей российской и мировой культуры, развития духовно-нравственного просвещения и культурно-педагогических традиций в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности администрация МБДОУ д/с №8 «Буратино» и Духовно-творческий центр при Свято-Никольском Храме заключили соглашение о сотрудничестве.
В рамках этого соглашения в нашем детском саду работу кружка «Добрый мир» по программе Шевченко Л.Л., ведёт преподаватель Духовно-творческого центра при Свято-Никольском Храме Кузьмина Н.Е.. Её занятия пробуждают в душе ребёнка веру, вызывают у дошкольников интерес к истории своей семьи, страны, культурным традиции своего края: песням, играм, промыслам, народным праздникам. Формы и методы проведения занятий Натальи Евгеньевны разнообразны: игровые, с использованием интерактивной доски, с привлечением ребят из молодёжного православного клуба «Непознанный мир веры» и мн. др.
Педагогами нашего детского сада проводится большая работа, направленная на духовно-нравственное воспитание детей, которая отражена в годовом плане. Различные формы духовно-нравственного воспитания носят интегрированный, вариативный, в зависимости от личностных особенностей детей, характер, и реализуются в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним - позволяет осознавать ребенку понятия «прошлое», «настоящее», «время»; ощущать себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщаться к таланту и мастерству предков и бережно относиться ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознавать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов.
Наши воспитанники регулярно посещают местные музеи: «Музей хлеба» и «Краеведческий музей».
В ДОУ продолжается работа по созданию мини-музея «Кубанская изба» и «Кубанское подворье».
Педагогами постоянно организуются экскурсии по улицам села и способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления о культурных и исторических ценностях, к памятникам с. Архипо-Осиповки, воспитанники нашего ДОУ чтят память погибших солдат.
В детском саду организованна работа с семьями военнослужащих, погибших в «горячих точках». По их воспоминаниям и фотографиям ребят педагоги создали электронную «Книгу памяти», в которую вошли материалы о Бодосове Виталии, Григоренко Дмитрии, Лизунове Константине. Также педагоги привлекли воспитанников и родителей к сбору фотографий и информации о погибших и участников ВОВ для «Книги памяти» и «Бессмертного полка» было создано более двухсот портретов, которые пронесли на параде 9-го мая. Теперь эти портреты находятся в школьном музее. Тепло проходят встречи с ветеранами ВОВ.
Каждый год наши дошколята сами изготавливают поздравительные открытки для ветеранов ВОВ и для пенсионеров. Накануне праздников вместе с родителями разносят их всем ветеранам и пожилым людям села Архипо-Осиповка домой.
В нашем детском саду постоянно проводятся встречи с матерями погибших, при исполнении воинского долга, односельчан. Во время встречи с Бодосовой Галиной Григорьевной – её сын Бодосов Виталий Анатольевич, офицер Российской армии, погиб в Чечне, закрыв собой гранату, тем самым спас жизни своих солдат, дети с большим вниманием слушали рассказ о Виталии, с сочувствием обращались к Галине Григорьевне. Из уст детей звучало: «Ваш сын в раю», «Ваш сын герой», «Он защищал нашу Родину», «Живите долго», что говорит о духовно-нравственном развитии наших дошкольников.
Воспитанники нашего детского сада принимают активное участие в мероприятиях села Архипо-Осиповка: день памяти Архипа Осипова, парад Победы, день Российского флага, день пограничника и др.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников педагоги осуществляют и через знакомство с фольклором, так как он является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Это и заучивание потешек, и исполнение частушек, и игра на народных музыкальных инструментах, и исполнение народных танцев, и чтение русских народных сказок.
Организация выставок совместных поделок, рисунков является результатом совокупной творческой деятельности детей и взрослых. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. В нашем ДОУ проводятся замечательные выставки совместного творчества, что позволяет пробуждать творческий интерес у наших воспитанников и их родителей.
Воспитанники ДОУ принимали активное участие в конкурсах рисунка «Сергей Радонежский» (Воронина Ира, Козырь Герман, Загорулько Варвара); Муниципального этапа Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (Панова Арина – победитель в в номинации «Красота родной природы», Колодезнева Кира – победитель в номинации «Мой любимый храм» - педагог Шинкоренко Ю.Я.).
Интересно проходят традиционные праздники «Коляда», «Масленица», «День семьи, любви и верности», «Яблочный спас», в которых педагоги продолжают знакомить воспитанников ДОУ с народными традициями.
Ежегодно педагоги нашего детского сада совместно с родителями проводят интересные мероприятия для детей с ОВЗ: встречи-концерты, мастер классы, чаепития. Воспитанники ДОУ сами изготавливают детям подарки.
Особенно интересной в плане инновации является работа кружка «Русич», по авторской рабочей программе преподавателя ОБЖ СОШ №17, заместителя атамана хуторского общества подхорунжего Шинкоренко Игоря Витальевича.
Новизна программы кружка заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельского детского сада, развивающей личность ребенка как субъекта культуры и духовности
Занятия кружка проходят в сопровождении традиционной казачьей музыки, былин, народных традиций.
Также осуществляется диалог дошкольников со старшими ребятами, воспитанниками клуба «Патриот», которые показывают, как выполняются приемы самозащиты и другие упражнения, помогают ребятам при выполнении заданий.
Познавательные беседы, которые проводят воспитатели, позволяют развивать мышление ребенка и осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Появляется желание самому являться участником подготовки к празднику.
Дети с большим интересом помогают родителям печь куличи, красить яйца к Пасхе.
Большой интерес у воспитанников вызвала беседа о Пасхе, во время которой демонстрировался видеоклип и исполнялась песня «Наша Вера», созданная Натальей Евгеньевной; и традиционная игра «Красная Горка». Статья об этой беседе была опубликована в газете «Прибой»
Представляем Вашему вниманию мастер-класс проведения беседы «Светлое Воскресение Христово».
«Светлое Воскресение Христово»
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А Вы знаете, что всю пред пасхальную неделю называют страстной.
Великий Понедельник. С этого дня все семьи начинают приводить в порядок дом, делают генеральную уборку, заготавливают корм для скотины, чтобы освободить себя в день Пасхи и всей следующей недели – Светлой недели. В церквях не проводят таинства крещения и венчания, не читают молитвы о умерших и не празднуют дни святых. Все вокруг готовятся к наступлению Великого праздника – Пасхи! В такой день, а также в Великую Среду принято в пищу употреблять только овощи, фрукты и хлеб. Давайте поиграем в игру «Фрукты-овощи». (Если звучит овощ, Вы поднимаете жёлтую карточку, если – фрукт, то зелёную).
Великий Вторник. В этот день было принято собирать талую воду или снег и умывать такой водой свой скот, уберегая тем самым от болезней на весь год. Также в воду можно было добавлять «Четверговую соль», оставшуюся еще с прошлогодней Страстной недели. В день вторника и Великого Четверга разрешается принимать горячую пищу, но без растительного масла.
Великая Среда. В такой день существовала такая примета – необходимо было набрать воды либо из реки, либо из колодца в кружку и поставить ее, предварительно перекрестившись три раза и накрыв полотенцем, ждать своего часа. А в два часа ночи обливались этой водой, не забывая перекреститься снова три раза. Но самое важное, в кружке надо было оставить немного воды. Далее не вытираясь, на мокрое тело одевали чистую одежду, а оставшуюся воду в кружке выливали в цветы или на кусты возле дома. Такая примета означала нарождение омытого тела.
Великий Четверг. В этот Великий день существует множество интересных и даже ныне существующих примет. Например, в Чистый Четверг принято заканчивать всю уборку в доме. После этого дня до самой Пасхи включительно нельзя мести пол, мыть окна и выполнять другую работу по дому. Главное в этот день - это купание и умывание. Еще на Руси все юноши и девушки ходили купаться к проруби, считая, что с этим днем приходит весна, а значит здоровье и красота. А другие считали, что такими купаниями они звали весну. Я предлагаю поиграть в словесную игру: «Какая вода бывает?» Передавая друг другу мячик, назовите определения воды.
Великая Пятница или Страстная Пятница – самый строгий день на всей Страстной неделе. В этот день смотрели в окно и то, кого первым они увидят, такая участь на три ближайших месяца их ждала. В этот день строго ничего нельзя кушать, только хлеб и воду. И ни в коем случае веселиться, кто будет радоваться, позже будет плакать от горя. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги попросить друг у друга прощение, но не словами, а мимикой и жестами.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. Великая Суббота. В такой день начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, проявить фантазию и раскрасить пасхальные яйца (предоставляю шаблоны яичка, цветные карандаши и фломастеры).
Так какой же смысл вкладывался в узоры: волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.
Мы продолжаем готовиться к пасхе: при выпекании пасхальных куличей, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника! В это время хочется и песни петь, и стихи читать. Я, предлагаю вспомнить потешки, а поможет нам в этом вот такая «крашенка» (передавая друг другу «крашенку» коллеги зачитывают по одной потешки).
Расчёсывая волосы, приговаривали:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Умывались, приговаривая:
Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Убирали и наряжали дома.
Дед (белит печку).
Ой, ты печка – сударыня,
Помоги нам боярыня.
Ты свари, напеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси
В дом богатство неси!
Баба (подметает пол).
Нам везде надо успеть
И сплясать, и песню спеть,
Съесть корзину пирогов
Да с три короба блинов!
Мы избу беленую чисто подметем
А тоску зеленую мы не пустим в дом!
А с наступлением следующего дня – дня Великого Воскресенья или Пасхи, начинается празднование победы над дьяволом, блаженство и начало новой жизни. Все люди поздравляют друг другу и преподносят друг другу подарки со словами «Христос Воскрес», в ответ получая слова «Воистину Воскрес». И как всякий большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Вот и мы сейчас с Вами поиграем в очень интересную игру: «Красная горка». Чьё яйцо прокатится дальше, тот получает приз.
В этот светлый праздник – Преображения Господне – хочется сказать, что преображение должно коснуться, прежде всего, восприятия других и окружающего мира. В нашем коллективе постоянно организовываются поездки по святым местам. Сотрудники, родители наших воспитанников вместе с детьми стали чаще посещать храм, службу, водить ребят в воскресную школу. Многие пересмотрели свои жизненные принципы: воспитатель нашего ДОУ вместе со своим сыном проводит часть своего отпуска в Тимашевском монастыре. Некоторые педагоги увлеклись вышивкой икон бисером и крестиком. Это и есть Преображение души человеческой! Я приглашаю Вас всех открыть свою душу. Пусть каждому станет лучше и светлее от того что Вы рядом!
С праздником! Уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...