МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка

Ким Алевтина Ивановна

Согласно ФГОС ДО,   программа  ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности  по образовательным областям.   Содержание  образовательных областей        зависит от возрастных и индивидуальных  особенностей детей.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей  дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriitablitsy_diagnostiki.docx242.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕF:\КАРТИНКИ\рамки для картотек\hello_html_572cffe5.jpgF:\КАРТИНКИ\рамки для картотек\hello_html_572cffe5.jpg

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 1 «Ласточка»

D:\Со стола\КАРТИНКИ\пейзажи\0_8e40c_85d3b86b_S.png

МОНИТОРИНГ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В ГРУППЕ раннего возраста № 1

«Солнышко»

В соответствии с ФГОС ДО

Педагоги:

Ким Алевтина Ивановна

Вихорь Юлия Николаевна

КРИТЕРИИ

оценивания развития детей группы раннего возраста (1,5 – 2 года)

 в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО,   программа  ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности  по образовательным областям.   Содержание  образовательных областей        зависит от возрастных и индивидуальных  особенностей детей.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей  дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Процедура педагогического мониторинга

1-й шаг. Узкие специалисты  и педагоги группы совместно с заместителем заведующего по ВМР изучают показателиуровней эффективности педагогических воздействий по образовательнымобластям и направлениям их реализации. Данные показатели позволятсоставить педагогу схемы наблюдения за детьми.

2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально,под руководством заместителя заведующего по ВМР, соотносят свои наблюдения иопределяют уровень эффективности педагогических воздействий пообразовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровниопределяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателямиуровней: высокого, среднего, низкого и низшего. Если не все критериисовпадают, то выделяют промежуточные уровни: низший/низкий,низкий/средний, средний/высокий. Каждый последующий уровень определяетдля ребенка «зону ближайшего развития». Составляются индивидуальныепрофили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка.Данные по группе детей систематизируются и отражаются в таблицах.

3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованиюобразовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как сконкретными детьми, так и с группой детей.

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем с группой детей раннего (1,5 – 2 года) возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей.

Мониторинг педагогического процесса разработан с целью оптимизации образовательного процесса в МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка». Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специальноорганизованной деятельности.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы дошкольной организации.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональнойкоррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторингвключаеткомплекснуюоценкурезультатовосвоениядетьми соответствующими возрастному этапу компетенциями по 5-тиобразовательным областям. Оценка осуществляется через исследование уровня сформированностикомпетенции каждого ребѐнка в той или иной области. При этом действия ребѐнка оцениваются от1 до 5 баллов:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Узкие специалисты и педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в группе,  осуществляют совместное обсуждение развития компетенций у детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Результаты диагностического наблюдения отражаются в таблицах (см. ниже).

Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно планировать углубленную индивидуальную работу с ребенком в том, направлении, которое требует корректировки; разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты;  оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов группы

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другой вариант не предусмотрен в образовательной организации, -  в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа.

Результаты освоения программы делятся на первичные и итоговые, что позволяетосуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм,периодичности и содержания мониторинга.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качестваребѐнка.

Педагоги осуществляют педагогический мониторинг восновном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в началеучебного года и в конце учебного года (в октябре и мае).

Длительность проведения - две недели.

По результатам диагностических наблюдений и обобщения своего опыта работы с детьмипедагоги в конце года делают вывод о соответствии показателей ребѐнка одному из уровнейдостижения планируемыхрезультатов(показателей)формированиятогоилииногоинтегративного качества: высокому, среднему и низкому.

Порезультатаммониторингаопределяетсязонаобразовательныхпотребностейкаждогоребѐнка: высокомууровнюсоответствуетзонаповышенныхобразовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей,низкому – зона риска.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.

Эти же параметры в интервале средних значенийот 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области (указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Подсчѐт результатов педагогического мониторинга:

► распределение детей на дифференцированные группы, соответствующие высокому, среднему и низкому уровням освоения соответствующих компетенций;

► определение среднего арифметического показателя эффективности образовательной области всеми воспитанниками группы: для этого складываются все итоговые балловые оценки детей, и их сумма делится на количество детей в группе.

Подсчѐт показателей общего уровня развития ребенка,  в соответствии с освоением всех 5-ти образовательных областей:

► 11 и менее баллов – низкий уровень

► 11,5 – 18,5 баллов – средний уровень

► 19 - 25 баллов – высокий уровень.

Соответственно даннымполученным в ходе педагогического мониторинга осуществляется планирование и оценка результатов образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учѐтом егоиндивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей; оформляются рекомендации для педагогов и родителей с целью учёта их при планировании в новом учебном году.

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста (1,5-2 года) по Н.В. Верещагиной

Инструментарий педагогического мониторинга представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые воспитатель может использовать для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогического мониторинга  данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности.

Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогического мониторинга:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

Описание и рекомендации по использованию инструментария педагогической диагностики в группе раннего возраста (1,5-2 года)

(в соответствии с содержанием ПООП «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместнымиграм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.

2. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правилавежливости.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с колобком?». Кто его обхитрил? Какая лиса?»

Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи / прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

1. Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что / Кто это?».

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»

Образовательная область

«Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

Методы: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

2 .Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».

Образовательная область

«Физическое развитие»

1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Первая группа раннего возраста (1.5-2года) №____

  на 20____ - 20____ учебный год

Код ребёнка

Демонстрирует ярко выраженную потребность в общении

Действует с предметами в  соответствии с их социальным назначением

Активно подражает сверстникам и взрослым

Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность

Может копировать известные действия, движения, слова взрослых

Демонстрирует элементарный навык самообслуживания

Обращается к взрослому с просьбой о помощи

Активно включается в парные игры со взрослыми

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Первая группа раннего возраста (1.5-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код ребёнка

Уверенно вкладывает  плоскостные  и  объемные  фигуры  в отверстиясоответствующих форм (сортеры)

Группирует предметы по цвету  (основные), величине  (контраст-ной), форме  (шар, куб, призма, цилиндр)

Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения

Успешно выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в игру

Активно  экспериментирует  с  предметами,  действуя  по-разному  (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает)

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Речевое развитие»

Первая группа раннего возраста (1.5-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

Ребенок проявляет интерес к  книгам,  демонстрирует  запоми-нание  первых  сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий

Эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки

Демонстрирует  достаточный  активный  словарь  (называет  предметы  и  их  части, час-тично действия и качества предметов)

Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, прив-лекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа)

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Первая группа раннего возраста (1.5-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название

Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик - машина и др.)

Ребенок контролирует зрением; овладевает приемами раскатывания  (колбаски), сплющивания  (тарелочки,  блины),  круговыми  движениями  (яблочки,  шарики, конфеты), используя глину, пластилин

Итоговый показатель по каждомуребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Физическое развитие»

Первая группа раннего возраста (1.5-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

У ребенка развита крупная моторика

Ребенок стремится осваивать различные виды движений (бег, ползание, лазанье, ходьба на равновесие, бросание, катание, перешагивание и пр.)

Ребенок с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями

Итоговый показатель по каждомуребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

в первой группе раннего возраста №  _____

на 20___ -    20___  учебный год

Количество обследованных детей группы:

начало года (октябрь)  - _______                   конец года (май) - _______

Образовательные области

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Социально-коммуникативное

развитие

2

Познавательное развитие

3

Речевое развитие

4

Художественно-эстетическое развитие

5

Физическое развитие

Общие показатели индивидуального развития воспитанников

Уровни

На начало года (в %)

На конец года (в %)

высокий

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;  Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...

Комплексно-тематическое планирование в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС

Комплексно-тематическое планирование в группе раннего возраста разработано в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаро...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.

Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (возраст детей от 1 года до 2-х лет)

При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных кор...

Практико-ориентированного семинара педагогов ДОО раннего дошкольного возраста на тему: "Предметно -развивающая среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН ПРИКАЗ  «21» февраля  2017 г....