Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

Романова Ирина Владиславовна

В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_rannem_vozraste.docx13.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогического процесса в группах раннего возраста

в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Педагогика и психология последней четверти XX – начала XXI века в значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. Достигнутые в этот период выдающиеся успехи в исследовании первых месяцев жизни привели к коренным изменениям представлений в области развития младенцев. В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности.

Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придаёт особого значения условиям его развития. Возможность развиваться не остается неизменной. После рождения, вместе с ростом ребёнка, мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Уникальность этого периода состоит в том числе в стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания родителей, педагогов, врачей. Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог.

Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей  раннего детства, которые помогут ему выбрать правильный подход к маленькому ребёнку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Ребёнок раннего возраста еще не несёт каких-либо серьезных обязанностей перед обществом. Это период наибольшей зависимости от взрослых. Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми (а позднее – также и группой сверстников), причём это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему

– чувство психологической защищённости;

– доверие к миру;

– эмоциональное благополучие;

– формирование базиса личностной культуры;

– развитие индивидуальности.

Можно ли говорить о становлении личности в этот период? Дело в том, что личностный рост продолжается в течение всей жизни человека. Но уже в раннем детстве вклад в становление будущей личности огромен. Речь идет о появлении самосознания ребёнка, его «Я», которое складывается, прежде всего, из его отношений с другими людьми: «Я и моя семья», «Я и моя мама», «Я и мой дом», «Я и …» и т.д. Именно эту формулу ребёнок осваивает в период раннего детства, достигая к трём годам той точки, с которой начинается фактическое развитие личности. Психологи называют этот момент «кризисом трёх лет». Именно с этого времени у ребёнка будет складываться достаточно прочная система отношений к самому себе и к миру, который его окружает.

Адаптация детей к условиям детского сада является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно. Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребёнка и ведёт к деформации функций тех или иных органов. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Переход из семьи в детское учреждение для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...

«Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»В.А.Сухомлинский Игра, с одной стор...

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...