Воспитательный проект «Технология добровольчества в дошкольном образовании»
проект (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №183» городского округа Самара
Воспитательный проект
«Технология добровольчества в дошкольном образовании»
Номинация – нравственные основы воспитания и социализации обучающихся
Акопян Агавник Мамиконовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г.о. Самара
Самара, 2022 г.
Содержание
1. Анализ и описание проектной идеи. 6
4. Механизмы реализации проекта. 8
5. Предполагаемые результаты.. 10
Введение
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности.
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.
Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, в это время закладывается умение сочувствовать и сопереживать. Создание позитивного имиджа человека, помогающего людям на добровольной основе, популяризация этой идеи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Освоение технологии эффективной социализации можно начинать с любой из ее частей (подтехнологий), но важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков. Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.
Новизна опыта заключается в том, что организация добровольчества предполагается в условиях детского сада.
В настоящее время в Самарской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. Волонтерская деятельность помогает «делать прививку от равнодушия» молодых граждан, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя культуру социальной активности с детства. Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.
Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что раннее формирования добровольческой активности у детей способствует развитию социально - значимых качеств, формированию у детей активной жизненной позиции в будущем. Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.
Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности воспитанников.
Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.
Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.
Данный воспитательный проект может быть реализован педагогами с воспитанниками старшего дошкольного возраста с учетом окружающего социума.
1. Анализ и описание проектной идеи
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
2. Актуальность
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.
3. Целеполагание
Цель проекта - внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
1) формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
2) воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
3) развитие коммуникативных навыков детей;
4) способствовать повышению значения семейных ценностей.
Вид проекта: коллективный, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, родители, социум.
Продолжительность проекта: 2022 – 2023 учебный год.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Волонтерский отряд детского сад участвует в различных акциях, устраивает недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для их реализации стала «Неделя добра», в ходе которой волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. Также планируются акции «Подари улыбку», «Помним, гордимся!!!», «Покормим птиц зимой».
Взаимодействие с другими учреждениями:
Дом ребенка «Солнышко» - дети старшей группы сделают для детей из дома ребенка «Солнышко» поделки и аппликации, для украшения;
Совет ветеранов – в содействии с Советом ветеранов и совет микрорайона, дети подготовят открытки ветеранам ко Дню Победы;
Совместная трудовая деятельность с родителями и молодежной волонтерскими организациями - посадка цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, экологическая акция «Помоги птицам зимой».
.
4. Механизмы реализации проекта
В таблице 1 представлен календарный план реализации проекта.
Таблица 1
Календарный план реализации проекта
Наименование и описание мероприятия | Сроки | Мероприятие |
---|---|---|
Организационный этап |
|
|
1. Обсуждение и утверждение проекта | Июль 2022 | Определение направлений работы. Составление плана работы. |
2. Проведение родительского собрания посвященного вопросам добровольческой деятельности детей. | Июль 2022 | Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам добровольческой деятельности. Выявление родителей, знакомых с работой волонтеров и участвующих в волонтерской деятельности. Знакомство с работой проекта |
3. Педагогический совет воспитателей ДОУ | Июль 2022 | Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов |
Практический этап |
|
|
4. Акция экологической направленности «Вредный целлофан» | Август-сентябрь 2022 | Уборка экологически вредного мусора с территории дворов и детского сада |
5. День матери | Октябрь 2022 | Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участием родителей |
6. Работа с младшими дошкольниками | Ноябрь-декабрь 2022 | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей |
7. Экологическая акция «Кормушка» | Январь-март 2023 | Формирование активной жизненной позиции в сфере экологической деятельности дошкольников, развитие сочувствия и интереса к окружающей среде, формирование умения работать в команде. |
8. Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию добровольчества» | Апрель 2023 | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. |
9. Акция «Открытка для ветерана» | Май 2023 | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди |
Заключительный этап |
|
|
10. Подведение итогов на совместном собрании родителей и сотрудников детского сада | Июнь 2023 | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ.
|
Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
5. Предполагаемые результаты
Качественные результаты
- Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Количественные результаты:
1. Проведение 5 мероприятий.
2. Изготовление 10 кормушек для птиц в рамках экологической акции.
3. Изготовление 25 открыток к 9 мая для ветеранов.
Изменения по итогам реализации проекта:
- Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
- Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
- Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
- Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
- Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые.
Заключение
В результате реализации проекта мы планируем достичь качественных и количественных показателей, а также следующих результатов:
1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.
7. Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
8. Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые.
Список литературы
- Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249-252.
- Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018.
- Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
- Лукьянова, Р. Виды волонтерства. – [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://goodsurfing.org/blog/article?id=88 (дата обращения 07.06.2022 г.)
- Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо - 2018» / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. - Красноярск, 2018. - 124 с.
- Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №183» городского округа Самара
Воспитательный проект
«Технология добровольчества в дошкольном образовании»
Номинация – нравственные основы воспитания и социализации обучающихся
Акопян Агавник Мамиконовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г.о. Самара
Самара, 2022 г.
Содержание
1. Анализ и описание проектной идеи 6
4. Механизмы реализации проекта 8
5. Предполагаемые результаты 10
Введение
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности.
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.
Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, в это время закладывается умение сочувствовать и сопереживать. Создание позитивного имиджа человека, помогающего людям на добровольной основе, популяризация этой идеи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Освоение технологии эффективной социализации можно начинать с любой из ее частей (подтехнологий), но важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков. Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.
Новизна опыта заключается в том, что организация добровольчества предполагается в условиях детского сада.
В настоящее время в Самарской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. Волонтерская деятельность помогает «делать прививку от равнодушия» молодых граждан, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя культуру социальной активности с детства. Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.
Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что раннее формирования добровольческой активности у детей способствует развитию социально - значимых качеств, формированию у детей активной жизненной позиции в будущем. Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.
Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности воспитанников.
Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.
Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.
Данный воспитательный проект может быть реализован педагогами с воспитанниками старшего дошкольного возраста с учетом окружающего социума.
1. Анализ и описание проектной идеи
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
2. Актуальность
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.
3. Целеполагание
Цель проекта - внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
1) формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
2) воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
3) развитие коммуникативных навыков детей;
4) способствовать повышению значения семейных ценностей.
Вид проекта: коллективный, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, родители, социум.
Продолжительность проекта: 2022 – 2023 учебный год.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Волонтерский отряд детского сад участвует в различных акциях, устраивает недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для их реализации стала «Неделя добра», в ходе которой волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. Также планируются акции «Подари улыбку», «Помним, гордимся!!!», «Покормим птиц зимой».
Взаимодействие с другими учреждениями:
Дом ребенка «Солнышко» - дети старшей группы сделают для детей из дома ребенка «Солнышко» поделки и аппликации, для украшения;
Совет ветеранов – в содействии с Советом ветеранов и совет микрорайона, дети подготовят открытки ветеранам ко Дню Победы;
Совместная трудовая деятельность с родителями и молодежной волонтерскими организациями - посадка цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, экологическая акция «Помоги птицам зимой».
.
4. Механизмы реализации проекта
В таблице 1 представлен календарный план реализации проекта.
Таблица 1
Календарный план реализации проекта
Наименование и описание мероприятия | Сроки | Мероприятие |
Организационный этап | ||
1. Обсуждение и утверждение проекта | Июль 2022 | Определение направлений работы. Составление плана работы. |
2. Проведение родительского собрания посвященного вопросам добровольческой деятельности детей. | Июль 2022 | Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам добровольческой деятельности. Выявление родителей, знакомых с работой волонтеров и участвующих в волонтерской деятельности. Знакомство с работой проекта |
3. Педагогический совет воспитателей ДОУ | Июль 2022 | Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов |
Практический этап | ||
4. Акция экологической направленности «Вредный целлофан» | Август-сентябрь 2022 | Уборка экологически вредного мусора с территории дворов и детского сада |
5. День матери | Октябрь 2022 | Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участием родителей |
6. Работа с младшими дошкольниками | Ноябрь-декабрь 2022 | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей |
7. Экологическая акция «Кормушка» | Январь-март 2023 | Формирование активной жизненной позиции в сфере экологической деятельности дошкольников, развитие сочувствия и интереса к окружающей среде, формирование умения работать в команде. |
8. Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию добровольчества» | Апрель 2023 | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. |
9. Акция «Открытка для ветерана» | Май 2023 | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди |
Заключительный этап | ||
10. Подведение итогов на совместном собрании родителей и сотрудников детского сада | Июнь 2023 | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ. |
Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
5. Предполагаемые результаты
Качественные результаты
- Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Количественные результаты:
1. Проведение 5 мероприятий.
2. Изготовление 10 кормушек для птиц в рамках экологической акции.
3. Изготовление 25 открыток к 9 мая для ветеранов.
Изменения по итогам реализации проекта:
- Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
- Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
- Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
- Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
- Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые.
Заключение
В результате реализации проекта мы планируем достичь качественных и количественных показателей, а также следующих результатов:
1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.
7. Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
8. Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые.
Список литературы
- Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249-252.
- Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018.
- Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
- Лукьянова, Р. Виды волонтерства. – [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://goodsurfing.org/blog/article?id=88 (дата обращения 07.06.2022 г.)
- Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо - 2018» / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. - Красноярск, 2018. - 124 с.
- Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-109982-1511685435.jpg)
Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год жизни
Вашему вниманию предложена методическая разработка «Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год ...
Педагогические технологии, обеспечивающие качество дошкольного образования.
Представлены в статье современные технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-49784-1606189339.jpg)
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655703-1440098047.jpg)
«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1040247-1644739922.jpg)
«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
Материал адресован начинающим воспитателям для использования в работе с дошкольниками по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650871-1438049885.jpg)
STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM
Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/17/picture-1428592-1666033272.jpg)
Успешные воспитательные практики в работе педагога дошкольного образования
Воспитательные практики...