Успешные воспитательные практики в работе педагога дошкольного образования
методическая разработка
Воспитательные практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnye_vospitatelnye_praktiki_v_rabote_pedagoga_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Успешные воспитательные практики формирования навыков и компетенций у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Федорова Виктория Сергеевна
МБДОУ № 21
п. Светлая Заря
2023 год
На сегодняшний день дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени, преодолеть накопившиеся образовательные и социальные противоречия в системе образования детей дошкольного возраста, вывести его на качественно новый уровень, используя при этом новейшие достижения физиологии, психологии, педагогики, педиатрии и др.
Согласно положениям ФГОС ДОО, мониторинг качества дошкольного образования направлен на экспертную оценку созданных ДОО условий образовательной деятельности и оценивание взаимодействия с ребенком. В этой ситуации необходимо переосмысление системы условий и необходимости создания вариативной модели для организации качественного образования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО на основе научно-обоснованных методов и подходов к организации образовательных процессов, планированию и выстраиванию образовательной логистики в предметно-пространственной развивающей среде детского сада.
Технологии качественного образования детей дошкольного возраста в ДОО на сегодняшний день не просто актуальны, а необходимы как профессиональные инструменты современного педагога.
Считается важным для развития ребенка освоение социальных видов деятельности, результатом которых становится осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей. Его способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и действовать в ней на основе практико-ориентированных знаний, решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.
Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности.
Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
Что нам нужно сделать для раскрытия потенциала детей?
Во-первых, предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев образования.
В дошкольном образовании сейчас происходят большие перемены, основа которых была заложена государством.
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними.
В нашей разновозрастной группе 15 детей (4 девочки, 11 мальчиков) и сейчас мы начали с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение». В данный момент, первый наш шаг - это организация пространства и оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
К началу учебного года была подготовлена с помощью родителей развивающая среда. Столы в группе расставлены в кухонной зоне, поэтому деятельность детей, которая сменяется друг за другом, не мешает младшему воспитателю, например: накрывать на столы.
Со шкафов были сняты все дверцы, тем самым обеспечив свободный доступ к игровому оборудованию, для детей шкафы стали прозрачными и расставлены, зонируя пространство. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды – необходимое условие для успешной реализации программы. На данный момент в нашей средней группе функционируют такие центры активности: уголок искусства, конструирования, математики, игры, спорта, экспериментирования и книги.
Центры обозначены картинками для того, чтобы дети видели и понимали место предмета, игры или игрушки. Результаты творчества наших детей видны на выставках и развесках в группе, приемной, на сайте образовательной организации и сайтах педагогов, родительских чатах.
Наполнение центров активности у нас в детском саду меняется в зависимости от темы недели. Нашей задачей является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Тут нам не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой.
В группе уже были проведены следующие проекты с детьми: «Дары осени», «Единый день безопасности», «Моя семья», «Мамина улыбка», «Новогодняя фантазия» и сейчас работаем над проектом «Весеннее настроение».
Сейчас пока детям сложно самим определяться с темой проекта, поэтому мы, воспитатели, сами с помощью наводящих вопросов выводим детей на тему проекта (так называемое педагогическое наставление).
Важным общим событием начала дня в группе стал утренний круг.
Групповой сбор в детском саду – это время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Т.е. утренний сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.
Мы каждый день приветствуем друг друга, обсуждаем общие темы, работаем с календарем, рассказываем о своих чувствах, играем и поем, также на утреннем круге мы проводим презентацию центров активности и дети выбирают центр, в котором хотят работать.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности основывается на самоопределении. Мы стараемся увидеть каждого, оказать помощь и поддержку.
В центрах детей знакомим с предложенными материалами, дети делятся впечатлениями, если нужно обращаются за помощью к нам, взрослым. Воспитанники могут за один день посетить несколько центров. Обязательным условием работы в центрах является правило «Закончил дело – приведи в порядок рабочее место».
По окончанию самостоятельной творческой работы детям дается сигнал – звон колокольчика и они собираются на «итоговый круг» (рефлексия, чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались.
Дети активно обсуждают свои работы, мы стараемся не критиковать и не исправлять произведения наших ребят, а лишь направлять их, стараемся показать, что каждая работа для нас важна. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах.
Также мы встречаемся и с трудностями: «Детский совет», «Утренний круг» часто затянуты по времени, детям не всегда удается кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль. Трудности в том, что многие дети при распределении своей работы в центрах активности не могут выбрать центр или наоборот, выбирают всегда один и тот же центр. Мы над этим работаем, прошло ещё очень мало времени.
На площадке для прогулок детей тоже постарались своими руками сделать атрибуты для игр, чтобы было интересно и познавательно. Сделали скамеечки, где можно посидеть в тишине, ширму в виде домика, где можно спрятаться от всех (это и «уголок уединения», и домик где можно поиграть в различные игры, прячась от непогоды, также есть рамка с натянутыми нитями и прищепками для того, чтобы можно было разместить на них либо продукт деятельности детей, либо картинки по проекту в данное время.
Первое организационное собрание провели в форме «Родительского совета» родители были осведомлены о том, что их ожидает, ознакомлены с программой «Вдохновение» и то, как их дети будут развиваться в рамках этой программы. Негативных откликов с их стороны мы не наблюдаем.
Наоборот родители активно включились и с интересом ждут новых проектов, готовы помогать.
В нашей группе мы стараемся создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей.
Наши дети учатся делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.
Мониторинг эффективности образовательной программы проводится нами -педагогами, ведущими образовательную деятельность с детьми, с помощью технологии «Педагогические наблюдения». Она позволяет нам понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараемся создать для воспитанника комфортные условия, помогаем найти ему своё место в коллективе, вовлекаем его в жизнь группы, поддерживаем и поощряем активность и инициативу в познании.
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.
Реализация данной программы позволяет вывести ребенка на качественно новый уровень: из объекта воздействия ребенок превращается в активный субъект и полноправного участника образовательных отношений, что особенно актуально в свете модернизации государственной системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол Шаги к успешной деятельности: сопровождение успешности педагога дошкольного образования
Цель: Представление позиции сопровождения профессиональной успешности как отдельного педагога дошкольного образования так и педагогического коллектива в целом.Задачи:1. Создать оптим...
«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....
Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...
Список литературы, помогающий в работе педагога дошкольного образования
Актуальный список литературы...
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...
Проект как современная педагогическая технология в работе педагога дошкольного образования
Интерактивная форма обучения является наиболее востребованной, именно с ней можно реализовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса, помогая развиваться творческим и коммун...