«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Материал адресован начинающим воспитателям для использования в работе с дошкольниками по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»
«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Круглый стол
«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Круглый стол для молодых воспитателей
Участники: молодые педагоги МАДОУ.
Цель: создание информативного пространства для повышения компетентности молодых педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий.
Материалы: методическая литература, используемая в МАДОУ для занятий по развитию речи, презентация «Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Ход мероприятия:
Наставник: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Тема сегодняшнего круглого стола очень значимая «Использование инновационных технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста».
Уверена, что наша сегодняшняя встреча будет для всех полезной.
Сегодня нам предстоит разговор о инновационных подходах в развитии речи детей. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Мы знаем, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Речевая деятельность это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Гармоничное и правильное речевое развитие – ключ к успеху каждого ребенка.
Работу круглого стола предлагаю построить по следующему плану:
1. Факторы успешного речевого развития детей;
2. Использование инновационных методов и технологий;
I. Факторы успешного речевого развития детей
Наставник: Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому воспитателю).
1. Чтение детской художественной литературы.
2. Речь взрослого – образец для подражания.
3. Общение ребёнка с другими детьми.
4. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
5. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком.
6. Развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?
(Предложить высказаться молодым воспитателям)
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
В своей работе используем различные методы: наглядный; практический; словесный.
В своей практике мы используем игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия. Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Уделяем большое внимание звуковой культуре речи. Работаем над уровнем развития речевого слуха, учим произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, над звукопроизношением.
Качество и результативность проводимой нами работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группах. Это речевой центр, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков.
В таких играх как «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живет», «Часы», «Позови цыплят» — мы закрепляли правильное произношение звуков. Игры «Громко-тихо», «Весело-грустно», «Ветер-ветерок» используем для того, чтобы научить детей управлять собственным голосовым аппаратом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова –признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов –признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;
ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;
ВЬЮГА - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;
КОШКА - пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;
ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;
ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;
ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.
Предлагаю игру на подбор родственных слов.
Дополните стихотворение словами, образованными от слова «гриб».
Наставник читает педагоги дополняют
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук. Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
II. Использование инновационных методов и технологий
Наставник: Наша дискуссия подводит ко второму вопросу. Так или иначе в жизни детей появляются различные гаджеты, которые живое общение отодвигают на задний план, тем самым тормозят их речевое развитие . Перед нами встает новая задача – использовать в своей работе над развитием речи дошкольников более новые, нестандартные, инновационные методы и технологии.
К ним относятся:
1. Технология ТРИЗ - решение изобретательских задач.
Целью технологии является развитие. С одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Например: Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”
Воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
"Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны
Ход игры:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.
2. Использование методов моделирования при составлении рассказов
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
3. ИКТ
- игровые ситуации с применением приемов наглядного моделирования, игры – занятия с использованием компьютерных презентаций;
- задания занимательного и творческого характера;
- словесное комментирование, совместная импровизация;
- использование современных средств обучения: интерактивные доски; компьютеры, мультимидийные проигрыватели
4. Здоровьесберегающие технологии:
- использование Су-Джок;
Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для детей с речевыми задержками и нарушениями.
Су-джок активно используется, так как развивает:
а) фонематический слух;
б) лексику, грамматику;
в) ориентацию в пространстве;
г) произношение;
д) мелкую моторику.
Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания.
Рекомендуется использовать шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.
В зависимости от конечной цели существуют различные направления упражнений с су-джок. Для развития речевых навыков актуальны следующие:
- Положить шарик на раскрытую ладонь и удерживать в таком положении не менее 30 секунд.
- Положить шарик на ладонь одной руки и прикрыть сверху другой, потом поменять руки местами.
- Сжимание и разжимание шарика в кулаке по очереди каждой рукой.
- Активное надавливание на иголки шарика пальчиками.
- Катание шарика по ладоням рук круговыми движениями, особенный акцент сделать по подушечке под большим пальцем.
- Прокатывание шарика по расправленным ладоням вверх-вниз.
- Пескотерапия;
Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.
Упражнения по развитию дыхания
«Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
Упражнения по обучению грамоте
«Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.
«Буква потерялась»
Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
- Психогимнастика
Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Пример: эмоциональное упражнение «Стану рыжей я лисичкой»
Стану рыжей я лисичкой
Выполняем выражения лицом и телом
И глаза сощурю хитро
по тексту стихотворения.
Хитро всем я улыбнусь,
Очень медленно пройдусь.
От своих проказ вам я
Не оставлю и следа.
Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявление активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.
Наставник: Вот и подошло заседание круглого стола. Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваша педагогическая деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием традиционных форм и инновационных технологий была плодотворной и дала свои плоды. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста (круглый стол для родителей)
Данный материал поднимает проблему значимости художественной литературы в процессе развития детей дошкольного возраста....
Теоретический семинар для педагогов ДОУ " Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ....
Презентация: Теоретический семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Презентация для педагогов ДОУ...
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников....
Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».
педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...
Особенности развития детей дошкольного возраста ________________________________________ Круглый стол для родителей
Особенности развития детей дошкольного возраста...