«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Панкова

Материал адресован начинающим  воспитателям для использования в  работе с дошкольниками по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Круглый стол  

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Круглый стол для молодых воспитателей 

Участники: молодые  педагоги МАДОУ.

Цель: создание информативного пространства для повышения компетентности молодых педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий.

Материалы: методическая литература, используемая в МАДОУ для занятий по развитию речи, презентация «Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» 

Ход мероприятия:

Наставник: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Тема сегодняшнего круглого стола очень значимая «Использование инновационных технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста».

Уверена, что наша сегодняшняя встреча будет для всех полезной.

Сегодня нам предстоит разговор о инновационных подходах в развитии речи детей. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Мы знаем, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Речевая деятельность это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Исследования отечественных психологов  доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Гармоничное и правильное речевое развитие – ключ к успеху каждого ребенка.

Работу круглого стола предлагаю построить по следующему плану:

1. Факторы  успешного речевого развития детей;

2. Использование инновационных методов и технологий;

I. Факторы успешного речевого развития детей

Наставник: Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому воспитателю).

1. Чтение детской художественной литературы.

2. Речь взрослого – образец для подражания.

3. Общение ребёнка с другими детьми.

4. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

5. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться молодым воспитателям)

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

В своей работе используем различные методы: наглядный; практический; словесный.

В своей практике мы используем игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия. Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.

Уделяем  большое внимание звуковой культуре речи. Работаем над уровнем развития речевого слуха, учим произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, над звукопроизношением.

Качество и результативность проводимой нами работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группах. Это речевой центр, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков.

В таких играх как «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живет», «Часы», «Позови цыплят» — мы закрепляли правильное произношение звуков. Игры «Громко-тихо», «Весело-грустно», «Ветер-ветерок» используем для того, чтобы научить детей управлять собственным голосовым аппаратом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова –признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов –признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ВЬЮГА - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА - пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.

Предлагаю  игру на подбор родственных слов.

Дополните стихотворение словами, образованными от слова «гриб».

Наставник читает педагоги дополняют

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук. Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

II. Использование инновационных методов и технологий

Наставник: Наша дискуссия подводит ко второму вопросу.  Так или иначе в жизни детей появляются различные гаджеты, которые живое общение отодвигают на задний план, тем самым тормозят их речевое развитие . Перед нами встает новая задача – использовать в своей работе над развитием речи дошкольников более новые, нестандартные, инновационные  методы и технологии.

К ним относятся:

1. Технология ТРИЗ - решение изобретательских задач. 

Целью технологии является развитие. С одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Например: Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”

Воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

"Хорошо-плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Ход  игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.

2. Использование методов моделирования при составлении рассказов 

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами

Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

3. ИКТ

- игровые ситуации с применением приемов наглядного моделирования, игры – занятия с использованием компьютерных презентаций;

- задания занимательного и творческого характера;

- словесное комментирование, совместная импровизация;

- использование современных средств обучения:  интерактивные доски; компьютеры, мультимидийные проигрыватели

4. Здоровьесберегающие технологии:

- использование Су-Джок; 

Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для детей с речевыми задержками и нарушениями.

Су-джок активно используется, так как развивает:

а) фонематический слух;

б) лексику, грамматику;

в) ориентацию в пространстве;

г) произношение;

д) мелкую моторику.

Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания.

Рекомендуется использовать шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.

В зависимости от конечной цели существуют различные направления упражнений с су-джок. Для развития речевых навыков актуальны следующие:

  1. Положить шарик на раскрытую ладонь и удерживать в таком положении не менее 30 секунд.
  2. Положить шарик на ладонь одной руки и прикрыть сверху другой, потом поменять руки местами.
  3. Сжимание и разжимание шарика в кулаке по очереди каждой рукой.
  4. Активное надавливание на иголки шарика пальчиками.
  5. Катание шарика по ладоням рук круговыми движениями, особенный акцент сделать по подушечке под большим пальцем.
  6. Прокатывание шарика по расправленным ладоням вверх-вниз.

- Пескотерапия;

Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Упражнения по развитию дыхания

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Упражнения по обучению грамоте

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.

«Буква потерялась»

Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

- Психогимнастика

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) 

Пример: эмоциональное упражнение «Стану рыжей я лисичкой»

Стану рыжей я лисичкой

Выполняем выражения лицом и телом

И глаза сощурю хитро

по тексту стихотворения.

Хитро всем я улыбнусь,

Очень медленно пройдусь.

От своих проказ вам я

Не оставлю и следа.

Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявление активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.

Наставник: Вот и подошло заседание круглого стола. Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваша педагогическая деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием традиционных форм и инновационных технологий  была плодотворной и дала свои плоды. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста (круглый стол для родителей)

Данный материал поднимает проблему значимости художественной литературы в процессе развития детей дошкольного возраста....

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...