Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с РАС.
учебно-методический материал (старшая группа)

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с РАС

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Характерной чертой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

- развлекательная;

- коммуникативная;

- самореализации;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекционная;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция социализации;

Характеристика педагогической игры

чётко поставленная цель обучения;

управление ходом игры;

учебно-познавательная направленность;

подведение итогов и оценивание;

соответствующий цели педагогический результат;

Виды педагогических игр по целевым ориентациям:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Требования при подборе игр для детей с РАС

1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

2. Учет структуры дефекта;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учет принципа смены видов деятельности;

7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог с взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития. Одними из главных принципов является:

- создание развивающей образовательной среды;

- осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Особенности применения игровых технологий для детей с РАС :

1. Использование сенсорной интеграции в играх с природным материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Сенсорная интеграция помогает установить связь между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами, помогает приобрести равновесие эмоциональной сферы.

2. Параллельная работа всех специалистов.

3. Применение метода «активного слушанья» и технологию «процессуальной игр».

4. Учет эмоционального состояния ребенка на данный момент. (Дети чувствительны к малейшему давлению).

Дидактические игры

Логические блоки Дьеныша

Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.

Квадрат Воскобовича

Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.

Квадрат Никитина

Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

Интерактивные игры

Цель:

ООО «Мерсибо», игры на память и внимание, «Игроматика», Логомер 2, «Представление об окружающем мире».

Цель: формировать сенсорные навыки и предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.

Воспитывающие игры

«Ухаживаем за обувью», «Наши зубки», «Опасно и безопасно».

Цель: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,  коммуникативности.

Социализирующие игры:

В работе с детьми используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Развивающие игры

Строительные игры с  крупами, с водой, с камнями, с песком

 помогают решить многие проблемные ситуации, например: «Почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет?», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?»

Стимулировать ребенка трогать песок, лепить, рисовать на нем, ставить отпечатки. Применение цветовой подсветки для развития сенсорного восприятия. Снятие эмоционального напряжения.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Литература:

1. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М. : Теревинф, 2009.

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а такж...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Выступление на педсовете. Игровая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки...

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми ТНР по обучению грамоте и развитию речи.

Разнообразные игровые технологии, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и навыкам звуко-буквенного анализа у дошкольников....

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Подготовили:Воспитатель комбинированной группы:Куприенко О.Ю.Учитель-логопед:Швецова И.С       «Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо б...

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР (Нищева Н.В.)

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР (Нищева Н.В.)...