Особенности развития сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте
статья (младшая группа)
Совместная игра в 3-4 года – не простая задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_dn_126.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте
Смирнова Д.Н. ГБДОУ № 126 Выборгского р-на СПб
Значительное место в жизни младших дошкольников занимают игры с принятием на себя роли. Именно роль - это главное, что привлекает ребенка в игре (Н.П. Аникеева). Сначала ребенок берет понравившуюся роль (мама, доктор, повар), а уже из нее развивается сюжет.
В младшем дошкольном возрасте дети, как правило, играют в одиночку, но даже самый незатейливый сюжет трудно отобразить самому - доктору нужен больной, а маме – малыш. Главная роль достается ребенку, а партнером по игре становятся куклы.
Особенностью данного возрастного периода является воспроизведение бытовых действий, через которые отображается жизненный опыт ребенка. В игре ребенка привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Роль выполняется не просто при помощи игровых действий, детям очень важна атрибутика - капитану корабля не обойтись без бинокля, доктору - без градусника и белого халата, а шоферу нужен автобус.
Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что происходит многократное повторение одних и тех же игровых действий. Дети берут на себя роль, эмоционально передают ролевое поведение, но не называют себя в этой роли.
Постепенно из отдельных реплик по ходу игры формируется ролевой диалог, происходит свободное применение игрушек-заместителей, ход сюжетно-ролевой игры меняется, она становится совместной.
Сначала появляется интерес к игре товарища и происходит кратковременное включение в игру. Однако стремление во всем подражать взрослым, их взаимодействию, заставляет детей искать себе партнеров по игре.
Роль воспитателя на этом этапе состоит в том, чтобы организовать игру, которая включает несколько ролей, и выстроить умение договориться о ходе игры с другими детьми.
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка появилась необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.
Переход от одиночной к совместной игре влечёт за собой расширение тематики и усложнение сюжета, исчезает многократное повторение игровых действий. Дети стремятся через игру выразить отношение к другому ребенку через призму взятой на себя роли. Они стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры.
Совместная игра в 3-4 года – не простая задача. Ход игры может нарушиться из-за неумения договориться, неумения разрешать спор и выяснять недоразумения. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого.
Это не значит, что педагог должен научить "как играть правильно". Сначала необходимо обучить простейшему парному взаимодействию, потом через взаимодействие в рамках общего сюжета необходимо ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.
В первой младшей группе роль педагога является центральной. Он вовлекает детей в игру, стимулирует выбор предметов - заместителей, способствует эмоциональному насыщению в процессе игры. Но уже во 2 младшей группе он включается в игру во второстепенной роли. В сговоре на игру он стимулирует и направляет общение, помогает распределять роли и подбирать атрибуты.
Основными задачами руководства играми воспитанников младшего дошкольного возраста являются:
- Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на обогащение отдельных игровых действий.
- Развитие и обогащение сюжетов игры.
- Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Об успешности формирования ролевого поведения у детей четвертого года жизни мы можем говорить, если: в самостоятельной деятельности происходит развертывание специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей; осуществляется парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности....
особенности развития сюжетно-ролевой игры
этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте...
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролеваяигра -очень важный аспект становления личности ребенка.Игра несет основную роль в развитии полноценной личности.В наше время технологий дети еще больше нуждаются в очучении ...
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)
особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с уо...
Особенности развития сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Особенности развития сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте...
Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"
В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окру...
Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста
Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....