особенности развития сюжетно-ролевой игры
консультация (младшая группа) на тему

Абдрашикова  Анжела  Фатыховна

этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_osobennostey_razvitiya_syuzhetno.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение особенностей развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.»                                    

                                           Развитие игровой деятельности

Компоненты игры

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

1

2

3

4

Замысел игры, постановка игровых целей     и задач

 Замысел игры возникает после предложения взрослого иногда по инициативе ребенка. Детям чаще требуется помощь взрослого. Игровые задачи (репродуктивные) ребенок ставит как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Если взрослый ставит ребенку новую задачу, то он ее принимает. Они могут быть как взаимосвязанные, так и разрозненные, их количество 1-3. Стимулом игры является игрушка или предмет-заместитель.  

Замысел игры возникает по собственной инициативе, они разнообразные. Ребенок демонстрирует самостоятельность в постановке игровых задач. Они преимущественно репродуктивные, но иногда могут появляться инициативные. Количество игровых задач возрастает до 5-6. Ребенок может сам поставить игровую задачу, в играх со взрослым чаще всего принимает игровые задачи. В играх со сверстниками затрудняется принимать от них, не умеет договариваться.

Игровые замыслы разнообразны. Замысел предстоящей игры определяют самостоятельно. Договариваются между собой, планируют предстоящую деятельность, самостоятельно ставят друг другу разнообразные репродуктивные и инициативные игровые задачи  

Содержание игр

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Используются игры :семья, игры с машинками, игры со строительным материалом, магазин, парикмахерская, пароход, детский сад, автобус, доктор.

Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Используются игры: семья, игры с машинками, игры со строительным материалом, магазин, парикмахерская, пароход, детский сад, автобус, трамвай, аптека, столовая, кукольный театр.

В начале содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре Затем содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Используются игры: семья, игры с машинками, игры со строительным материалом, магазин, парикмахерская, пароход, детский сад, автобус, трамвай, самолет, мотоцикл, поликлиника, аптека, больница, оптика, скорая помощь, столовая кукольный театр, зоопарк, почта, правила уличного движения, библиотека, военизированные игры, космические полеты, школа..

Сюжет игры

Сюжет игры простой неразвернутый, преобладают бытовые сюжеты.

Преобладают игры с бытовым сюжетом. Игра носит характер свободной импровизации.

Сюжеты разнообразные (бытовые, труд взрослых, яркие общественные явления), имеют многотемных характер.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

 Роли не обозначены, ограничиваются игрой с 1-2 ролями. Охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Ролевое поведение ориентируется на партнера.

Появляются ролевые взаимодействия, действия развертываются в соответствии с ролью. В процессе игры роли могут меняться. В игре объединяются 2-3 человека. Дети свободно вступают во взаимодействие, моделируют ролевой диалог, устанавливают разнообразные ролевые связи.

Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игра чаще протекает как совместная, взаимодействие перемежается с параллельными действиями. Игровые действия становятся более сложными. Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. По ходу игры могут взять на себя новую роль, сохранив при этом старую роль. События и роли переплетаются, комбинируются и относятся к разным смысловым сферам. Играющие вступают во взаимодействие, предполагающее общение по поводу решения поставленных игровых задач. Для отображения роли используют эмоциональные выразительные ролевые действия. Особую значимость приобретают ролевые высказывания, обращенные к сверстникам. Договариваются, согласовывают свои действия, обмениваются репликами по содержанию игры. Высказывания становятся более содержательными, приобретают эмоциональную выразительность, появляются ролевые беседы. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет самостоятельно договариваться о продолжении совместной игры, самостоятельно решают конфликты, возникающие по поводу игры.

Игровые действия, игровые предметы

Игровые действия однообразны и часто повторяются. В игре главное - действия, которые совершаются с игровыми предметами-заместителями.

 Игрушки заранее не подбираются, чаще используют одни и те же. Игровые действия начинают выполняться не ради самих себя, а ради смысла игры.

 Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, могут заменить предметы словом. Игровые действия- это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Правила игры

Игры с правилами только начинаются формироваться.

Последовательность действий становится правилом.

Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и это становится основным правилом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности....

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролеваяигра -очень важный аспект становления личности ребенка.Игра несет основную роль в развитии полноценной личности.В наше время  технологий дети еще больше нуждаются в очучении  ...

Особенности развития сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте

Совместная игра в 3-4 года – не простая задача....

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....