Конкурс. Методическая разработка.Оформление развивающей предметно- пространственной среды в группе компенсирующей направленности.
консультация (подготовительная группа)

Ушакова Екатерина Владимировна

Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе компенсирующей направленности  создает условия для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в НОД, но и в свободной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление развивающей предметно- пространственной среды в группе компенсирующей направленности.

           

           Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Эффективность коррекционно-воспитательно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности  во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе компенсирующей направленности  создает условия для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в НОД, но и в свободной деятельности. (сл 2)

Развивающую предметно- пространственную среду мы проектируем   в соответствии с

образовательной  программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Н. В. Нищевой (сл 3)

Предметно- пространственная развивающая среда подбирается  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования осуществляется  для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, художественно- эстетическая , а так же для организации двигательной активности в течение дня.

 Игры, игрушки, пособия не находиться в группе в течение года бессменно. Условно их делим на три категории: (сл 4)

       «Сегодня» (это тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми);  

         «Вчера» (это материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);

          «Завтра» (содержание, с которым предстоит  познакомиться в недалеком будущем).

Размещение оборудования по центрам развития (сл 5)

Центр физкультуры и здоровья. «Маленькие спортсмены»,

Центр «Юный математик,

Центр «Будем говорить правильно»

 Центр «Юный читатель»,

«Юный исследователь»,

Сюжетно-ролевой игры,

«Юный артист»,

«Юный художник», 

«Юный музыкант»,

«Юный архитектор», 

Центр краеведения «Юный патриот», 

«Центр психологической разгрузки».

  позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование, которые, при желании и необходимости, легко трансформируется. Все предметы доступны детям. Наполнение развивающих центров в нашей группе соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

    Речевая развивающая среда в  нашей группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи.

(сл 6) При создании развивающей речевой среды учитываются возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и  всех сторон речи детей.

Центр «Будем говорить правильно»часть предметно – пространственной  развивающей среды

Это специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР (Индивидуальной коррекционной работой). (Слайд 7,8,9,10)

В  этом центре используются: настольно- печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте.  Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: шнуровки, кубики. У нас накоплен и систематизирован материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно- печатные игры, картотека словесных игр, подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки сюжетные картинки для составления рассказов.

Сейчас, я хотела бы познакомить вас с методической разработкой «Улитка», которая в традиционном варианте направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков. Но мы ее немного модернизировали и усложнили. Цель : Закрепление в речи согласования существительных с числительным ит. д.  

При подборе составляющих Центра «Будем говорить правильно» и других центров   мы учитывали

наполняемость уголков;

разнообразие материалов;

возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

доступность;

системность;

эстетика оформления;

Вывод: 

    Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно- пространственной развивающей среды в ДО: создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Создание предметно-пространственной  среды группы соответствует  требованиям ФГОС и   обеспечивает  реализацию воспитательно -  образовательного    процесс...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более ...

Аналитическая справка организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста «Фиксики» воспитатель: Труфанова Е.И.

Аналитическая справка организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста «Фиксики» воспитатель: Труфанова Е.И. ...

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития "Колокольчики"

Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждо...

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности с использованием технологии В.В. Воскобовича "Фиолетовый лес"

Коррекционно-развивающей среде отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие."Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в...