Проект «В гостях у колыбельки»
методическая разработка

Фатхуллина  Нафиса  Нафисовна

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « Колыбельной песни добрый свет»

Введение.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. С древнейших времен матери убаюкивали детей песнями. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью : традициями, обычаями, бытом собственного народа, способствуют развитию речи детей, формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, воздействуют на воспитание эстетических чувств ребенка. Колыбельные заключают в себе могучую воспитательную силу.

Не зря с давних времен люди твердили, что воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Ведь начинать петь колыбельные рекомендуется еще не рожденным детям, т. е. с внутриутробного возраста. Слушая ее, малыш словно в ней купается. Он ощущает ласку, уверенность и чувствует себя защищенным. Во время прослушивания спокойной колыбельной песни у ребенка гармонизируется сердцебиение. А у мамы во время исполнения песни своему малышу расслабляется дыхание, нормализуется давление. Колыбельные песни положительно влияют и на мать, и на ребенка.

Информационная карта проекта

Тема проекта : «Колыбельная песня в жизни ребенка»

Автор проекта : старший воспитатель высшей категории Фатхуллина Нафиса Нафисовна.

Тип, вид проекта : творческий, информационный, игровой, групповой

Тип проекта по предметной области: музыка

Объект проекта : колыбельная песня

Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта : дети младшей и средней групп, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Возраст детей: 3-5 лет.

Области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Звездочка».

Актуальность

Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук телевизора.

В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной, как средства развития ребёнка и общения с ним.

Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал. Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. И хочу доказать, что, несмотря на то, что в современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь, сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.

К сожалению, многие современные мамы не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм в развитии детей, не поют своим детям колыбельные,

ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей и дефицит времени.

Поэтому основная задача данного проекта – приобщить родителей и детей к колыбельным песням. Колыбельные песни не востребованы в современном мире.

Гипотеза: "Использование колыбельных песен способствует духовно-нравственному воспитанию детей, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Если петь ребёнку колыбельные песни, это будет положительно влиять не только на процесс засыпания, но и на дальнейшее развитие ребёнка в целом".

Цель проекта : приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

Задачи:

1. Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами, с жанром

народного творчества – русской народной колыбельной песней;

2. Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желания слушать

и петь народные песни, колыбельные песни;

3. Продолжить формирование нравственных качеств воспитанников (доброта,

человеколюбие);

4. Способствовать развитию у детей интереса к играм-действиям под музыку, под

звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм, в частности,

с применением колыбельных песен;

5. Внедрить колыбельные песни в режимные моменты, ООД;

6. Вовлечь родителей в реализацию проекта, используя различные формы

и методы работы. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций

исполнения колыбельных песен;

7. Создать условия для укрепления эмоциональной связи между родителями и

детьми.

Прогнозируемый результат:

1. Проявление эмоциональной отзывчивости воспитанниками при прослушивании

колыбельных песен;

2. Проявление активности воспитанников при подпевании и пении колыбельных

песен;

3. Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

4. Появление игровых действий с куклами, подражающих действиям взрослых

при пении колыбельных песен;

5. Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;

6. Более широкое использование колыбельных песен родителями в воспитании

детей.

Реализация образовательных областей

Образовательная область «Познавательное развитие»

Расширять представление детей о народных колыбельных песнях, об их значении и содержании.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с музыкальным жанром колыбельной песни. Развивать интерес и любовь к народному песенному творчеству.

Образовательная область «Речевое развитие»

Способствовать развитию и активизации речи посредством разучивания колыбельных песен различного содержания.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать навыки взаимоотношений между детьми и взаимоотношений со взрослыми. Развивать у детей потребность применения колыбельных песен в игровой деятельности.

Краткое содержание проекта

Практическая деятельность

- беседы о жанре колыбельной песни, о ее значении в жизни человека;

- ознакомление с художественной литературой, чтение художественной

литературы;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изображающих укладывание

младенца;

- прослушивание и обсуждение колыбельных песен;

- разучивание колыбельных песен;

- пение колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности;

- изготовление рисунков на тему «Баю-бай, поскорее засыпай»;

- просмотр мультфильмов и видеоклипов по данной теме;

- включение звучания колыбельных песен в режимные моменты (засыпание);

- вовлечение детей в интерактивную музыкально-дидактическую игру

«Угадай по картинке колыбельную и спой ее» с использованием интерактивной

доски;

- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей по теме

проекта;

- вовлечение детей в сюжетные игры «Дочки-матери», «Укладываем куклу

спать», «Покачаю куклу в коляске»;

- кукольный спектакль «Сказка о глупом мышонке»;

- проведение занятий ООД по данной теме, (игровое тематическое занятие во

2 младшей группе «Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»);

- проведение развлечения «Мамина песенка» для детей средней группы и их

родителей.

- проведение консультации для воспитателей «Значение колыбельных песен в

жизни ребенка дошкольного возраста»

Взаимодействие с родителями

1. Анкетирование №1 «Колыбельная песня в жизни вашего ребенка»

(в начале работы над проектом).

2. Консультации для родителей:

- «Значение колыбельных песен в жизни ребенка и в его духовном развитии» (средняя группа);

- «Волшебная сила колыбельных песен» (2-я младшая группа).

3. Совместная деятельность родителей и детей в создании иллюстраций

к любимым колыбельным песням.

4. Выставление консультаций на стенд «Музыка и дети» :

«Все начинается с колыбельной»;

5. Папка – передвижка «Пойте детям перед сном!»

6. Буклеты для мам «Колыбельные песенки»;

7. Анкетирование родителей №2 (в заключение работы над проектом).

Образовательная деятельность:

1. Организованная образовательная деятельность

2. Образовательная деятельность в режиме дня.

3. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов

деятельности детей.

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Взаимодействие с семьями воспитанников.

План реализации проекта

Этапы работы над проектом :

1. подготовительный

2. организационный

3. основной (реализация)

4. заключительный (итоговый)

Этапы Содержание

Подготовительный 1. Изучить истоки колыбельных песен, литературу о

колыбельных песнях.

2. Провести сравнительную характеристику сюжетов

старинных и современных колыбельных песен.

3. Выявить особенности содержания колыбельных, которые

влияют на сон ребёнка.

4. Провести анкетирование родителей «Колыбельная песня

Организационный в жизни вашего ребенка».

5. Выяснить мнение взрослых о значении колыбельных

песен в жизни ребенка. Организовать родителей для

помощи в проведении данного проекта.

6. Собрать картотеку русских народных и авторских

колыбельных песен.

7. Подобрать художественную литературу,

иллюстрированный и игровой материал для детей по

данной теме.

Основной

(реализация) 1. Создать информационную базу по теме проекта.

2. Подбор и оформление в сборник колыбельных песен.

3. Оформить выставку с книгами «Колыбельных песен» в

группах.

4. Выступить на родительском собрании с консультациями.

5. Оформить папку-передвижку с темой «Пойте детям перед

сном!»

6. Создать медиатеку по данной теме: видеоклипы,

мультфильмы, аудиозаписи.

7. Проведение игрового тематического занятия

«Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»

(2 младшая группа).

Заключительный

(итоговый) 1. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Мамина

песенка» (средняя группа)

2. Создание презентации для отчета на педагогическом

совете, для трансляции в интернет-сети с целью

распространения педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» (отчет по проекту)

Формирование межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства у детей дошкольного возраста...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Проект "В гостях у русских народных сказок", долгосрочный проект, с ноября 2021 по март 2022

Долгосрочный проект. Цель - познакомить детей с русскими народными сказками, привить любовь и интерес к русскому народному творчеству....

Проект самообразования во второй младшей группе Тема проекта: «В гостях у сказки»

Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, па...

Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста

Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...