кружок фантазия
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №123 «Гармония» комбинированного вида г.Орска »
Программа кружковой работы
по художественно-творческой деятельности «Фантазия»
(поделки из природного и бросового материала)
Подготовила: воспитатель 1 кв.категории
Тасаева А.Ж.
Пояснительная записка
Творчество – особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Фантазия».
Одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.
Цель:
Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи:
1.Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
5. Приучить к терпению и упорству.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 6 до 7 лет.
Режим проведения.
Программа рассчитана на 36 часов.
Занятие проводится во второй половине дня один раз в неделю, длительностью – 30мин.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методы и приемы обучения.
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
Работа с родителями:
- Рекомендации, консультации для родителей через индивидуальные беседы, советы.
- Организация различных выставок работ детей в ДОУ.
- Создание фотоальбома детских работ.
Работа с педагогами:
- Проведение открытого мероприятия по использованию нетрадиционных методов обучения и материалов в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности и художественному труду на различных уровнях.
Ожидаемый результат.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Перспективный план кружка
«Фантазия»
Месяц | Мероприятие | Цель | Материал |
Сентябрь 1-неделя
| Презентация кружка «Фантазия» | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. | Природный, бросовый материал. |
2-неделя | Осенний портрет | Упражнять детей в умении создавать в аппликации портрет из осенних листьев, передавая черты лица человека (глаза, рот, нос, волосы) | Сухие листья, ягоды |
3-неделя | Старичок- лесовичок | Учить детей составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин. | Шишки, веточки, пластилин. крышка от молочной бутылочки, клей. |
4-неделя | Медвежонок (Игрушка-марионетка) | Познакомить детей изготовлять подвижную игрушку используя для крепления деталей проволоку, закреплять навыки безопасной работы | Заготовки деталей игрушки, картон, клей, проволока |
5-неделя | Лебеди в пруду | Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе | Тонированный лист бумаги формата А3, Ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка. |
«Белые лебеди в пруду» (поделки из салфеток). Выставка в ДОУ. | Создание объемных композиций из салфеток (бумагопластика) | ||
Октябрь 1-неделя | Панно «Листопад» | Продолжать учить детей работать с нитками и ножницами, выполнять работу аккуратно и с фантазией. | Веточка дерева, осенние листочки разного размера, клей, рамочка, картон, нить. |
2-неделя | Корзина с фруктами | Продолжать формировать умение работать с гофрокартоном. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию. | Заготовки корзины из картона. Зубочистки, полоски бумаги зеленого цвета, полоски гофрокартона красного, желтого, синего цветов шириной 0,7- 1 см, длиной 10-15 см. |
3-неделя | Грибная поляна Т И. Бобкова стр 15 | Упраж-ть в умении работать с разными материалами(салф-ми); Разв-ть моторику и координацию обеих рук. | Зелёный картон, бумажные салфетки, зел прям-ки(10х2см по2шт) |
4-неделя | Зоопарк | Формировать умение детей работать с разным материалом (крупами), планировать свою работу. Закрепить знания о диких животных и птицах. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | лист бумага формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, клеенка. |
Ноябрь 1-неделя | Березовая роща». | Форм-ть у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе. | картон, клей ПВА, кисти. бумага белого, зеленого, черного цветов, клеенка |
2-неделя | «Осенний букет» | Развивать умение детей выполнять работу из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. | листья, клей. |
4-неделя | Декупаж тарелок | Познакомить с новым видом работы - декупажем. Учить работе с салфетками на ровных поверхностях, тренировать в технике обрывания бумаги, работе с гуашью. Учить создавать свою неповторимую композицию. | Одноразовая картонная тарелочка, салфетки, клей. |
3-неделя | «Дерево семьи» | Формировать умение работать с бумагой в технике «обрывания». Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. | Картон формата А4, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА. |
Декабрь 1- неделя | Снежинка | Упражнять детей в умении передавать в поделке характерные особенности снежинки (форму,количество лучиков, их расположение). | Макароны в форме звездочек, клей ПВА |
2-неделя | Ёлочка-красавица | Закреплять умение обводить по контору и приклеивать по намазанному клеем контуру мелко настриженную нить. | Ножницы, клей, нитки щерстяные зелёного цвета. |
3- неделя | Колокольчик | Закреплять умение детей использовать для поделки бросовый материал, проявлять творческое воображение при оформлении работы. | Стаканчик из-под йогурта, мишура, фольга, клей ПВА |
4-неделя | Петрушка- новогодняя игрушка | Форм-ть умение делать объемные игрушки из разной бумаги. Закр-ть свойства материалов, проявлять фантазию, выдумку при оформлении игрушки. | Цветная бумага, клей, ножницы, гофрированная бумага. фантики, фольга. |
Январь 2-неделя | Наш город | Совершенствовать навыки работы с различными видами круп для создания композиций – инсталляций | Крупы, клей. |
3-неделя | Кукла из ложки | Поделка из бросового материала. Продолжить знакомить с новым видом ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, раскрашивая аккуратно ложку гуашью и украшая. | Пластиковая ложка, цветная бумага, клей. |
4-неделя | Мебель для кукол | Закрепить умение работать с материалом (спичечными коробками) . Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы | спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани. |
Февраль 1- неделя | Валентинка | Совер-ть умение детей катать мелкие шарики из бумаги, раз-ть мелкую моторику рук, вос-ть любовь к близким. | Салфетки разных цветов и шаблоны сердечек, палочки. |
2-неделя | Барышня | Создание ажурных многослойных поделок из салфеток. | Салфетки, клей |
3-неделя | Брелок д/ключей (Подарок папе) | Продолжать учить использовать в работе бросовый материал, проявлять заботу о близких, желание сделать подарок папе, самостоятельность | Контейнер от киндер- сюрприза, цветная бумага, клей |
4-неделя | Самолет | Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность. | цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, трафарет, бутылочка из под йогурта. |
5-неделя | Лесные скульптуры | Познакомить детей с искусством создания объемных художественных композиций из природного материала путем лепки. | шишки, желуди, каштаны, орехи, пластилин, веточки. |
Март 1-неделя | Цветок для мамы | Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками. | Стаканчик из под йогурта, лента(тесьма), цветная бумага. |
2-неделя | Деревья ранней весной | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем участок работы, аккуратно засыпать заваркой. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать | Заварка от чая, клей. |
3-неделя | Царевна- Лягушка | композицию. Упражнять детей в вырезании симметричных деталей, умении дополнять работу мелкими деталями для передачи сказочного образа поделки | Спичечный коробок, бумага зеленого, золотистого цвета |
4-неделя | Птенчик в гнездышке» | Развивать у детей умение передавать в работе характерные особенности птички, гнезда. Развивать усидчивость. | Одноразовая круглая тарелка, трафарет птички, перышки |
Апрель 2-неделя | Птицы | Научить организовывать пространство для композиции, работать с крупой. | Крупа, соль, клей, трафареты птиц. |
1-неделя | Первые подснежники | Развивать умение изготовлять цветы из фольги, аккуратно наклеивать на картон. | Картон А5, фольга, клей Уточнить представления о первых цветах. |
3-неделя | Звёздное небо | Закреплять навыки самостоятельности при выборе содержания своей работы, доводить замысел до конца | Картон голубого цвета, горох половинки цветной, трафарет ракеты |
4-неделя | Панно «Весенние цветы» | Способствовать развитию умения продумывать вместе с воспитателем содержание своей работы, композиционное расположение. Побуждать детей передавать яркий образ цветущего луга. | пластилин |
Май 1-неделя | |||
2-неделя | Яблоня в цвету | Развивать умение отображать в аппликации весенние явления природы, развивать наблюдательность, память | Бумага белая, розовая |
3-неделя | По замыслу | Предоставить каждому ребенку возможность проявить творчество, выдумку, обеспечить успех при реализации поставленной цели. | Природный, бросовый материал, пластилин. |
Используемая литература:
1.«Цветные ладошки». И.А.Лыкова.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т.И. Доронова
4. «Ручной труд» под редакцией И.Климовой.
5.Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.
– Ярославль: Академия развития, 2006.- 80с.
6. Перевертень. Самоделки из бумаги.: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. -М.:
Просвещение, 1983.-94с.
7. Данкевич. лепим из слоеного теста. С-П.: «Кристалл», 2001- 37с.
8. Новикова И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные
шарики, гофрированный картон. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012-112с
9. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Ярославль, 2011.
1.Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель и задачи
- Планируемые результаты
- Педагогические технологии, методы и формы работы
2. Тематический план работы кружка
3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка
4. Литература
1. Пояснительная записка
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Программа кружка:
- наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;
- даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;
- помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
- развивать рефлексию, через пред восхищение результатов;
- способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;
- знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;
- развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.
- способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности ;
- развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
- воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Речевое развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
Художественно – эстетическое развитие | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Планируемые результаты:
К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:
- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;
- дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
- будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
- у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Педагогические технологии, методы и формы работы
В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:
- деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,
- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)
-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;
- технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;
- технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).
Методы и приемы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно- иллюстративный метод;
- метод самостоятельной работы;
- создание ситуации успеха;
- метод стимулирования;
- оздоровительный метод.
Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах.
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- познавательная игра,
- интегрированное занятие,
- ролевые игры,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
- уголок художественного творчества в группе,
- центр искусства в ДОУ,
- методический инструментарий,
- наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.
2.Тематический план работы кружка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по изобразительной деятельности «ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ» (Старшая и подготовительная группа)
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть обра...
Описание опыта "Интеграция разных видов деятельности детей через кружок "Фантазии природы""
Данная презентация будет интересна педагогам, занимающимся со своими детьми экопластикой (программа "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)....
Кружок «Детская фантазия»
laquo; Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В.А....
Кружок "Творческая фантазия" для детей 4-5 лет.
Работа кружка «Творческая фантазия» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Кружковая работа проводится 1- 2 раза в неделю во второй половине дн...
Кружок "Творческая фантазия" для детей 4-5 лет.
Работа кружка «Творческая фантазия» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Кружковая работа проводится 1- 2 раза в неделю во второй половине дн...
Кружок "Бумажная фантазия"
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым це...
Кружок "Фантазия"
Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества....